Первая ассоциация, которая возникает при слове "мультфильм", — детство. Веселые яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит малыш. Но всегда ли они несут положительную информацию? И вообще — так ли полезны эти просмотры?
Стоит произнести заветное слово "мультфильм", как малыши со всех ног бросаются к телевизору. Ведь мультик — это ожившая сказка, настоящее волшебство. И не важно, какое действо разворачивается на экране, следить за яркими персонажами так интересно! Более того, малыш свято уверен, что мультфильм — не вымысел, в отличие, например, от книжки, которую читает мама, а настоящая реальность, и все герои действительно существуют. Поэтому ребенку так сложно оторваться от голубого экрана, и он может просиживать у него часами.
Горе от ума
Сегодня стало модным заниматься развитием ребенка чуть ли не с самого рождения. И некоторые современные методики предполагают просмотр специальных развивающих мультипликационных фильмов. Но педиатры тут единодушны: слишком раннее начало просмотра телевизора вряд ли принесет малышу пользу, поскольку у детей еще недостаточно зрелая нервная система и они не в состоянии долго удерживать внимание. Причем сам ребенок этого не осознает и вряд ли отвлечется от увлекательного зрелища, ведь картинка на экране завораживает. А потом будет капризничать от усталости, не сможет долго уснуть и т. д. Но внешние проявления — лишь вершина айсберга. А вот "глубинные" последствия гораздо серьезнее. Врачи Американской академии педиатрии, в течение продолжительного времени наблюдавшие детей от 4 месяцев до 2 лет, сделали вывод: детишки, которые ежедневно смотрели телепрограммы, как ни странно, отстают в развитии от своих сверстников, которые проводят у экрана по несколько минут и не каждый день. Казалось бы, у тех, кто смотрит телевизор, должен быть больший словарный запас. В реальности дело обстоит иначе: у ребят, которые меньше смотрят мультики, но больше общаются с родителями и сверстниками, выше интеллект, они менее агрессивны и более доброжелательны.
До 2 лет — не более 5 минут в день.
С 2 до 3 лет — не более 1 0 минут в день.
С 3 до 5 лет — не более 17 минут в день.
С 5 лет и старше — до 30 минут.
Программа "Здоровье"
Есть и другие, медицинские, показания, по которым врачи не рекомендуют длительный просмотр телевизора. Как известно, телеэкран мерцает. За секунду на нём сменяется 24 кадра. Это очень утомительно для нервной системы ребенка. Чем больше времени малыш смотрит на экран, тем сильнее нарастает возбуждение центральной нервной системы. Врачи Клиники неврологии Медицинского центра Университета Цюриха подсчитали, что ребенку требуется как минимум 40 минут адаптации после просмотра мультфильма. За это время нервная система успокаивается, и ребенок приходит в уравновешенное состояние. Однако это не касается мультфильмов, где герои бегают, стреляют, кричат. Для адаптации после такого мультика нервной системе малыша может потребоваться несколько дней! Зрительный анализатор (сложная система, которая обеспечивает восприятие и анализ зрительных раздражений) у ребенка полностью созревает к
Соблюдать элементарные правила:
- смотреть телевизор можно только сидя и ни в коем случае — лежа.
- вечером — только в освещенной комнате, так как смотреть телевизор в темноте очень вредно;
- расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Если у вас большой экран (более 21 дюйма), то расстояние должно быть еще больше.
Кто мне, друг
Мультфильмы — это мощное средство воспитания. Без сомнения, они развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов — друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, дают представление о добре и зле, помогают справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с не просто непривлекательными, но и опасными персонажами. К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются элементарные этические законы, что вредно с психолого-педагогической точки зрения для неокрепшего сознания крохи.
Психологи говорят, что подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы, полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов не получится, ведь дети общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш почувствует себя "белой вороной", если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах научить кроху отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребенком сюжет, объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.
Мультфильм — это сказка, которую рассказывают в очень быстром темпе, каждые несколько секунд меняются место действий и количество персонажей на экране. Ребенок успевает воспринимать, но не может обрабатывать информацию, подающуюся на такой высокой скорости. В результате его мозг перегружен (именно поэтому длинные мультики перед сном могут вызывать трудности с засыпанием). Если вы хотите развивать мышление, воображение и речь вашего малыша, вернитесь к старым добрым диафильмам (сейчас можно найти диафильмы в оцифрованном варианте и показывать из ребенку на экране компьютера). Переключая слайды в удобном для малыша темпе, вы дадите ему возможность внимательно каждую сценку и дофантазировать действия героев.
Выбирайте лучшее
Пока ребенок мал, только вы можете решать, какие мультфильмы ему смотреть. А для этого, возможно, стоит собрать свою домашнюю коллекцию видео. Выбирайте те мультфильмы, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В большинстве своем мультфильмы советских времен — это настоящие энциклопедии дружбы, любви и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности. "Наши" мультики, по мнению психологов, еще и гармонизируют психику ребенка. Специалисты советуют время от времени играть в "любимые мультфильмы". С помощью знакомых героев можно смоделировать различные ситуации и в игровой форме объяснить ребенку, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Малыши с удовольствием перевоплощаются в любимых персонажей и подчас выплескивают в игре накопившуюся агрессию, борются со страхами и решают свои детские проблемы. Игры с таким психологическим подтекстом полезны.
- главные героя мультфильма ведут себя агрессивно, нанося вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины или поджигают дома);
- персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т.д.);
- герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
- плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
- персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
- герои не симпатичны или откровенно уродливы.
Помните, что хороший мультфильм должен быть наградой крохе, а не каждодневным рутинным событием. Не отказывайте и себе в удовольствии, устраивайте хотя бы раз в неделю семейный просмотр. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего малыша. И возможно, у вас появится новое семейное хобби: коллекционирование хороших мультфильмов.
- строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультики, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов;
- обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить;
- при просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном;
- не заменяйте живое общение мультиками. Часто мультики выполняют роль теленяни. Крохе важнее личное общение.