Сложно поверить, но я впервые услышала матерное слово, будучи первоклассницей. В детский сад я не ходила, в семье никто не матерился. Однажды утром, спеша на урок, услышала, как у пивной два мужика рьяно доказывали что-то другу другу. Их манера изъяснения, видимо, настолько меня поразила, что я, придя в школу, тут же продемонстрировала свои новые знания учительнице. Моя первая учительница, земля ей пухом, была женщиной умной, и без лишней патетики объяснила, что такими словами разговаривают только люди малообразованные и невоспитанные, и повторять эти слова в приличном обществе не следует. Я спокойно рассказала о случившемся дома, и родители поддержали мнение учителя. Потом уже, спустя годы, я уже в полной мере познала богатство нашего великого и могучего.
Тем временем общество становилось все демократичнее и демократичнее, матом стали не только ругаться, но и разговаривать, и не только у ларьков, а и с экрана телевизора. Как-то незаметно распустились и мы сами: в разговоре с подругой, нет-нет, да и промелькнет крепкое словечко, в ссоре с мужем все чаще появляется желание все обозначить своими словами. И, самое ужасное, в этом уже больше не видится ничего предосудительного.
До определенного момента. Пока в один прекрасный момент твой двухлетний ребенок не повторит яркое, эмоционально окрашенное слово. И вот тут начинается самое интересное.
В гости приехала свекровь. Ребенок с порога решил поделиться новым словом.
- Б...ь!
- Что? - уставилась на него свекровь.
Ребенок с удовольствием повторяет. Я, естественно, сгораю со стыда.
Дальше происходит примерно следующий разговор со свекровью.
- Я своему сыну не позволяла таких слов.
- Что ж – мы сами виноваты. Научили. Просто не надо акцентировать внимание на этом слове, ребенок забудет.
- Как это не акцентировать? Что теперь позволять ребенку материться? Я решала такие проблемы просто – по заднице, и дело с концом.
- Тем не менее, откуда, вы думаете, ребенок знает это слово? Думаю, для вас не секрет, кто в нашей семье может себе позволить... Да и я, честно говоря, не ангел...
- Да, но моему сыну уже тридцать лет. Это совсем другое дело. А в детстве, если бы я услышала от него что-нибудь подобное...
- Но ребенок в два года не знает по определению, хорошее это слово или плохое. За что ж его наказывать?
- Да уж. У вас, конечно, свои методы воспитания. Но мне неприятно, что мой внук меня выматерил.
- ???
- А если бы мы в транспорте ехали, и он бы такое брякнул. Я просто не знаю, чтобы я сделала...
Муж спокойно слушал наш разговор, не включаясь в дискуссию, но сделал свои выводы. Позиция свекрови показалась ему более правильной, так как спустя час инцидент со словом повторился, а муж отреагировал следующим образом: "Я предупреждаю тебя, сынок, если ты еще раз повторишь это слово, я дам тебе по попе".
Свекровь кивком головы поддержала мужа. И когда через какое-то время ребенок вновь повторил это слово, муж со знанием дела исполнил свое предупреждение. Свекровь была удовлетворена, ребенок надрывался в рыданиях, а вот я кипела от злости – но высказать все что я думаю, здесь, при ребенке я не могла. Ведь это могло нанести еще больший вред – подрывание авторитета родителя в глазах ребенка – вещь еще более опасная. Насилу дождавшись отъезда свекрови, я, наконец, устроила с мужем серьезный разговор.
- За что ты ударил ребенка?
- Он матерился.
- Он повторил твои слова. Только и всего.
- Он должен знать, что материться плохо.
- Ты говоришь плохие слова. Но тебе можно. Почему?
- У ребенка и взрослого не может быть равных прав.
- Он не может говорить этих слов, потому что маленький. Ругаться матом – прерогатива взрослого? Тогда понятно, почему ты считаешь это нормальным для себя. Тебе так объяснила это твоя мама. А теперь ты этого понимания добиваешься от ребенка. Да?
- Нет, я не считаю, мат нормой общения. Но иногда просто невозможно сдержаться.
- Я буду бить тебя за это, хорошо?
- Ты?
Дальше пошло банальное выяснение отношений. Минут через 20 все же разговор вернулся к прежней теме.
- Хорошо, - наконец, согласился муж. Давай сделаем по-твоему: будем игнорировать это слово в лексиконе сына, стараясь сразу переключать его внимание на что-либо. А, главное, стараться изо всех сил следить за собственной речью.
На том и порешили. Пока.
Конечно, через несколько лет ребенок так или иначе познакомится с субкультурой, но в том возрасте, думаю, уже будет реально объяснить малышу, что же такое хорошо, а что такое плохо. И не с помощью примитивных наказаний в виде шлепков по попе или по губам, а по-человечески, как принято в цивилизованном обществе, а не в племени Тумба-Юмба.
Как бы нам ни хотелось, мы не сможем оградить наших детей от всего нежелательного. Да это и не нужно. Все равно им предстоит жить в этом обществе с его порядками, законами и ценностями. А наша задача – лишь дать правильные ориентиры. Весьма непростая задача, кстати.
А пока: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"