Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Прорастает оно из детских фантазий и богатого воображения, о чем мы нередко забываем, когда в ответ на очередную сочиненную сказку или выдумку кричим своему ребенку: "Так не бывает!", "Ты сочиняешь!", "Врушка!".
А ведь воображение и без наших окриков с возрастом становится беднее. Не верите? Давайте проведем простой тест.
На листе бумаги нарисуйте три окружности, три "галочки" и три волнистых линии. Раздайте "заготовки" всем членам семьи. Дополните каждую фигуру так, чтобы получилась картинка (всего на листе их будет девять). Сравните рисунки. Начислите по одному баллу за каждый оригинальный рисунок.
Баллы не начисляются, если: окружность превращена в мяч, лицо, апельсин, воздушный шар; из "галочки" получился стебель цветка, морковка или птичий клюв; волнистая линия стала змеей, червяком, веревкой, шарфом, ниточкой воздушного шара, рекой, облаком, дорогой, частью орнамента. Не засчитываются и рисунки, совпавшие хотя бы у двоих участников "эксперимента". Подсчитайте результаты и сравните их.
Как правило, дети в возрасте 5-7 лет "зарабатывают" не менее 7-8 баллов. Но, увы, чем человек старше, тем реже в его рисунках встречаются необычные, нестандартные решения. Однако смириться с этим фактом в наш век было бы просто недостойно здравомыслящего человека. Ведь времена, когда знание было силой, прошли, и теперь даже философ Бэкон вряд ли бы усомнился в том, что его место уверенно занимает воображение. А значит, о нем надо позаботиться как можно раньше. Вот несколько примеров того, как это можно сделать.
Старая сказка на новый лад
Выберите сказку, хорошо известную ребенку: "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белоснежка и семь гномов". Начните рассказывать "как обычно", но пусть в какой-то момент персонажи поступят неожиданно - например: "Козлята поняли, что за дверью злой волк, но совсем не испугались, а решили его проучить. Как ты думаешь, что они сделали?"
Играть с одной сказкой можно 2-3 вечера подряд, приближая и отодвигая "ключевой момент" - "вторжение в сюжет" (например, "Козлята все-таки попали в живот к волку, но стали придумывать, как же им спастись; и вот что придумали...").
Вариант этой игры - "сборная сказка". В ней участвуют герои разных сказок, разнообразные животные и, как правило, сам ребенок - в качестве главного героя.
Моя история
Попросите ребенка принести и сложить в корзинку или небольшую коробку 3-4 разных предмета - например, зеркальце, книгу, любимую игрушку и яблоко. "Тссс! Тише! Слышишь? Кажется, они заговорили. Наверно, знакомятся - ведь эти вещи никогда раньше не встречались. Давай послушаем, что они говорят?".
Придумайте вместе "биографию" этих предметов. Пусть ребенок поможет каждому из них "найти друга".
Для чего это пригодится?
В эту игру можно играть на прогулке, сидя в очереди в поликлинике или во время поездки в метро.
Назовите какой-нибудь предмет и по очереди с ребенком придумывайте нестандартные способы его применения. Например кирпич. Им можно колоть орехи, забивать гвозди, рисовать, его можно растолочь и сделать оранжевую пудру, использовать как гнет для квашеной капусты... С помощью зеркала можно пускать солнечных зайчиков, подглядывать из-за угла, перерисовывать картинки, писать зашифрованные письма. А для чего может пригодиться яичная скорлупка, пустая бутылка, прутик?
Закорючки
Эта игра напоминает тест, приведенный выше.
На листе бумаги каждый участник рисует какую-нибудь закорючку. Затем все меняются листами и стараются дорисовать закорючки так, чтобы получился известный, узнаваемый предмет.
Неведома зверюшка
Говорите ребенку: "Сейчас я превращу тебя в зверюшку, которую никто никогда нигде не видел. Раз-два-три! (Накройте малыша на несколько секунд платком, чтобы помочь ему "переключиться".) Ой, привет! Ты кто? Где ты живешь? Что ты любишь?".
Воображение помогает развить в ребенке эмпатию - способность сочувствовать, умение смотреть на ситуацию с позиции другого человека. В дальнейшем это значительно облегчает налаживание взаимоотношений с самыми разными людьми. Поэтому предлагаем поиграть с ребенком в игру, которую можно было бы назвать "Мир глазами другого".
Зачастую дети сами стараются "примерить костюм" другого: "Я буду мама, а ты - дочка", "Я - котенок, а ты - собака". Помогите малышу - предложите ему побыть мышкой, бабочкой, слоном, соседским мальчиком, инопланетянином, впервые попавшим на Землю, воспитательницей из детского сада. Попросите его нарисовать дерево (яблоко, коробку), которое видит он-улитка, он-жираф, он-птица, он-великан...
Нередко дети с богатым воображением создают себе чудовищ, которых сами боятся. Помните, у Чуковского, "Бяка-закаляка":
Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать?
Я ее боюсь!
Не пугайтесь, не старайтесь убедить ребенка, что это все выдумки и глупости, а "на самом деле чудовищ не бывает". Вспомните - у вашего малыша СИЛЬНОЕ воображение, и, во многом благодаря вашим с ним занятиям, он уже умеет управлять своей фантазией, которая наверняка пригодится ему в нелегкой взрослой жизни. Помогите ему придумать "оружие", способ самому победить придуманное чудище - и вы подарите ребенку уверенность в собственных силах и умение побеждать "монстров".
Родителям, склонным развивать воображение ребенка, стоит помнить, что необходимым условием позитивного творчества является ровная, доброжелательная атмосфера. Куда бы ни завела ребенка мысль, он должен быть уверен, что существует "тихая пристань", где он всегда найдет понимание и поддержку. Не отмахивайтесь от детских вопросов (даже, на ваш взгляд, "дурацких" и утомительных), поддерживайте творческие начинания, в том числе - самые фантастические научите малыша философски переживать неудачи, не отказываясь от задуманного, но изобретая новые возможности справиться с проблемой.
Чувствуя вашу поддержку, ребенок не только сможет значительно увеличить свой творческий потенциал, но и привыкнет использовать воображение для постановки целей и решения возникающих задач, что наверняка ему пригодится.