Баллы ЕГЭ отныне считаются недостаточно информативным показателем. К ним потребовалось прибавить другие доказательства успешности абитуриента. Стихийные разговоры о школьных портфолио наконец оформились в значимое решение.
Что происходит
19 сентября 2011 года президент России Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину устроить так, чтобы в выпускных результатах отныне учитывались школьные и внешкольные достижения учащихся за основной период учебы. Это поручение сделано по итогам августовского заседания Комиссии при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. И означает оно введение в практику системы портфолио.
К 1 февраля 2012 года механизм учета портфолио при поступлении в вуз уже должен быть стопроцентно разработан. А новая приемная кампания покажет, каков он в действии.
Механизм
Каким будет механизм, призванный собирать "разрозненные" школьные достижения в цельный учебный портрет выпускника? Можно сколько угодно критиковать ЕГЭ, но его баллы, по крайней мере, достаточно удобно воспринимать однозначно. А школьные и внешкольные достижения бывают такими многообразными и пестрыми, что не сразу и поймешь, как их складывать друг с другом и оценивать все вместе.
Пока об учете на порядок менее формальных, чем ЕГЭ, состязаний (вроде полунаучных чтений и прочих конкурсов) в публикациях на эту тему не говорится вовсе. Приправы к результату ЕГЭ добавляются весьма осторожно: ожидаемое "блюдо" нельзя пересолить!
Ректор МГУ В.Садовничий, ректор ВШЭ Я.Кузьминов и министр А.Фурсенко предлагают здесь разные варианты. Можно давать, к примеру, 10 дополнительных баллов ЕГЭ за победу на олимпиадах в течение 10 лет; или, напротив, обращать внимание не на победы, а на участие в олимпиадах; или учитывать среднюю оценку по одному профильному предмету в седьмом классе, а то и по нескольким профильным предметам за последние пять лет учебы; или документированно не забывать о том, как ученик окончил 9 класс.
Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Чем интереснее чиновникам ваши ранние школьные заслуги, тем сильнее обесцениваются результаты, достигнутые теми ребятами, кто определился с направлением ближе к окончанию школы и за короткий срок сумел углубиться в премудрости новых для себя профильных дисциплин. Чем больше обращать внимания, скажем, на 9 класс, тем вероятнее ожидать наплевательского отношения к учебе в восьмом классе. А чем сложнее сама система подсчетов, тем меньше вероятности, что к февралю она будет готова.
Слова из истории
Школьные медали, волчьи билеты, выслуга лет, филькина грамота... Да, русский язык сохранил слова, которые уже и не пригодятся, и не помешают кому-либо куда-либо поступить.
Отошли в прошлое и характеристики, которые в советское время давали выпускникам школ. Манипулируя неудобным учеником, ему угрожали испортить характеристику, и если ты отличник, но социально неактивен (или активен не так, как надо), то ты вполне мог и не пройти в вуз.
Был придуман, а потом забыт и паспорт достижений школьника — это новшество совсем недавно, в 2009 году, предлагал ректор МГУ Виктор Садовничий; в школьную практику оно так и не вошло. Впрочем, эта идея небесполезна даже сейчас, поскольку помогает абитуриентам лучше почувствовать, что такое лексика, первейшая часть языкознания, и, соответственно, лучше подготовиться к ЕГЭ по русскому. Паспорт — это обязательная вещь для гражданина, то есть каждый школьник просто вынужден каждый день чего-то достигать. А портфолио — это автопортрет увлеченного профессионала, составленный из результатов его работы, но в то же время оно может быть и автопортретом карьериста, составленным из всяких похвальных грамот. Что вам ближе?
Вообще портфолио — слово итальянское. В прямом значении оно действительно относится к профессионалам, а применить его планируется к школьникам, никакой профессии еще портфолио не имеющим. Что ж, в таком случае стоит задуматься, почему и зачем собирают папку со своими работами настоящие профи: это будет полезно, что бы ни решили включать в ваше портфолио чиновники!
Вести портфолио свойственно тем, кто так или иначе работает с бумагой. Это журналисты, художники, архитекторы, дизайнеры. Ну, или веб-дизайнеры с их веб-портфолио: сайты ведь тоже делятся на страницы! Насколько серьезными ни были бы результаты труда всех этих работяг, в самой системе портфолио сразу заложен риск бумажного псевдорезультата. То есть если для вышеупомянутых профессионалов результат на бумаге действительно буквально равен результату труда или важного предварительного этапа работы, то вот школьник может принять описание своих школьных заслуг за настоящий конечный результат — и начать почивать на лаврах.
Здесь впору вспомнить важное замечание дизайнера Артемия Лебедева: "Если у дизайнера нет процесса, то результат ничего не значит. Только по процессу можно понять, чего стоит работа. Это я пишу для тех, кто приходит со своим глянцевым портфолио, в котором нет никаких признаков черновиков и промежуточных вариантов".
Кстати, процесс учебы отражался в еще не названном здесь школьном показателе из прошлого. Это средний балл за аттестат, учитывавшийся при поступлении в вузы, к примеру, в шестидесятых годах XX века. Он, пожалуй, наиболее близок к той системе портфолио, которая нас ждет.
Его ждали так долго!
О портфолио говорили несколько лет как о скором будущем. Централизованно его не вводили, однако стихийно оно кое-где введено всё-таки было. Практика "применения" портфолио в школах заставляла делать с ним такие вещи, как принимать в профильные классы только тех, у кого есть это портфолио, с 5 класса вести его поголовно (хотя кто-то в этом возрасте еще вовсю играет с куклой Барби) или оценивать его при переходе в 10 класс, созывая комиссию и устраивая ребятам дополнительный стресс.
И всё же почему оно до сих пор есть не у каждого школьника?
Судите сами: Единый государственный экзамен, по умолчанию представляющий собой более четкую и ясную систему, был придуман как средство против учебной нечестности. Однако это не спасало процедуру от ее несоблюдения — взять хотя бы предварительное выкладывание вариантов в Интернет или летний скандал с "абитуриентами-призраками". Если сосредоточиться именно на недостатках выпускного контроля, то введение портфолио попросту спровоцировало бы еще больший всплеск нарушений.
К тому же неизвестно, уживутся ли вместе призванные уравновесить друг друга портфолио и ЕГЭ — или они поведут себя как два разных антивируса на одном компьютере? Впрочем, в новостях введение портфолио рассматривается в рамках реформы ЕГЭ как ее новое направление. А если кто-то выступает против портфолио, это не значит автоматически, что он за ЕГЭ, равно как и наоборот.
Комплекс отличника возвращается?
Российским школьникам грозит возвращение "комплекса отличника" — когда возникает иллюзия, что если годами делать все уроки, всех слушаться, выполнять всё правильно и побеждать во всяких олимпиадах и конкурсах, то это гарантирует стабильное, успешное и безопасное будущее... А всё из-за вполне правильного решения больше не обесценивать многолетний опыт каждого ученика и уважать его заслуги. Есть риск, что ребята начнут выслуживаться, перестанут быть честными с собой: ведь надо же показать портфолио и поступить в вуз!
Существует еще одна проблема. Порой настоящее богатство личности зреет в человеке постепенно, исподволь, он только в зрелом возрасте по-настоящему понимает себя, желает самопрезентации и учится ей. Введение системы портфолио заставит таких людей формировать свой общественный образ задолго до того, как у них сформируется внутреннее представление о себе как о взрослых. Конечно, и маленький ребенок может зарекомендовать себя как настоящего человека. Надежного, верного друга, с развитой эмпатией, ответственного, самостоятельного, по сути — вполне взрослого. Но у слишком многих людей весьма долгая дорога к этому ощущению, и школу они оканчивают раньше.
Школьнику, над которым висит необходимость заботиться о портфолио, будет труднее принимать себя, как есть. Зато станет легко изводить себя ежедневным вопросом: "Чего ты достиг сегодня?"
С учителями сегодня происходят похожие вещи. Согласно условиям новой реформы оплаты труда, им оставят небольшой гарантированный оклад, а остальное они смогут заработать, если будут учить свои классы на хорошие и отличные оценки, активно заниматься внешкольной деятельностью и т. д. Всё бы хорошо, но эта вторая часть зарплаты называется... мотивационной частью. Да, реальных результатов работы ожидать действительно стоит. Но внутренне учет заслуг мотивировать попросту не способен! Оценка извне может вызывать максимум чувство благодарности. А может его и не вызывать.
И поэтому стоит помнить, что профессионалы-то делают свои портфолио в первую очередь для себя! А заказчики уже смотрят — и решают, нужно им такое или нет. Ведь иногда и выпускник школы действительно тепло вспоминает какую-то свою победу — и понимает, что неплохо бы показать свидетельство об этом приемной комиссии... Но если там вам говорят: "И что это вы нам тут показываете? Мы это не принимаем", — то становится печально, что с тобой не хотят разделить твою радость.
Так что пусть портфолио будет.