В прошлый раз мы рассказали о том, как научить информационной безопасности старших школьников, которые вовсю общаются в социальных сетях. Сегодня речь пойдет о детях помладше, чье основное занятие перед экраном мобильного телефона или планшета — компьютерные игры. Чем они рискуют?
Технологии окружают нас, обеспечивая массой удобств. Мы можем общаться с людьми по всему миру со скоростью и эффективностью, немыслимой в прежние времена. Польза, которую мы получаем от высоких технологий в области образования, медицины, бизнеса и искусства, огромна. Но у прогресса есть и обратная сторона, и поэтому мы, родители, должны хорошенько подумать о том, какое место займут технологии в жизни наших детей.
Мать детей с десятилетней разницей в возрасте в полной мере ощущает масштаб перемен, происшедших за десятилетие. «Я спорила со старшим сыном по поводу игры в Mario Cart. Но он мог играть в нее только дома. Сегодня, с появлением игр для айфона, мои битвы с его младшими братьями и сестрами, кажется, не прекращаются ни на секунду».
Игры сопровождают детей повсюду. Журнал National Geographic Kids сообщает: если все айпады и айфоны, продаваемые в течение года, сложить в линию, они наполовину опоясают земной шар! Портативная электроника кардинально изменила правила игры для родителей. В прежнюю эпоху ребенок не мог притащить за обеденный стол телевизор размером и весом походивший на здоровый булыжник, да еще и с приделанной к нему антенной и электрическим шнуром, — равно как и телефон, который был накрепко прибит к стене. Сегодня, с появлением смартфонов и планшетов, люди, будто загипнотизированные, не сводят глаз со своих гаджетов, куда бы они ни направлялись.
Зависимость: удовольствие — только от игры
После купания с друзьями в бассейне с хлорированной водой 11-летний Джейк попросил свою мать Софи позволить ему провести два часа свободного времени за игрой в Xbox. Когда Софи сообщила ему, что время вышло, мальчик неожиданно горько расплакался. Его мать привыкла к попыткам выпросить «еще пять минуточек», но тут явно было что-то другое. «Что с тобой?» — спросила Софи. «У меня ужасно жжет в глазах, и все видно, как в тумане!» — прорыдал Джек. «Почему же ты мне раньше не сказал?» — поинтересовалась она. «Потому что тогда ты не разрешила бы мне играть в Xbox!» — ответил мальчик.
Готовность мальчика терпеть резь в глазах заставили бы заволноваться любую мать. Что ж, вам стоит знать: большинство видеоигр создаются таким образом, чтобы вызывать зависимость.
«Когда мы говорим о зависимости, то чаще всего представляем себе алкоголизм или наркоманию, — поясняет доктор Гарри Смол. — В ходе игры в мозг игрока интенсивно впрыскивается допамин, вызывая чувство острого удовольствия». Таким образом, получается, что компьютерные игры «столь же опасны с точки зрения возникновения зависимости и потенциально разрушительны».
По-моему, видеоигры — это что-то вроде сладостей. Родители знают, что и то и другое вредно для детей. Но в том, что касается сладостей, они твердо говорят «нет», а вот по поводу видеоигр пока не уверены. Однако они должны отбросить сомнения.
Молли, 12 лет
Когда вы зовете детей ужинать, есть принципиальная разница между реакциями ребенка, бегавшего во дворе и игравшего на компьютере. И тот и другой могут попросить дать им еще несколько минут, но игрок будет при этом выглядеть куда более встревоженным. Его желание продолжать игру кажется почти маниакальным.
«Я никогда тебе этого не говорил, но в детстве видеоигры приводили меня в страшное возбуждение. Я не мог заснуть, по крайней мере, час после того, как заканчивал игру», — признался как-то матери студент выпускного курса. Действительно, из-за видеоигр у детей может нарушиться сон. Исследования показали: в организме людей, которые сидели перед ярким экраном перед тем, как лечь спать, на 22% снижалось количество мелатонина, вещества, помогающего человеку заснуть.
Яркий экран может даже затмить для вас дневной свет. Представьте себе такую картину. Солнце ярко освещает снежное покрывало, укрывающее горы Юты. Я сижу в кресле подъемника и, обращаясь к сидящему рядом мальчику-подростку, радостно удивляюсь:
— Какой отличный день для лыж!
— Точно, — кивает он в ответ.
— Я видела, как ты недавно скатился с горы. Отлично катаешься!
— Спасибо.
— Ты любишь лыжи?
— Да. Но я дождаться не могу, когда отец скажет мне, что на сегодня хватит. Тогда мы вернемся домой, и я наконец смогу поиграть на компьютере.
Не думала, что доживу до такого. Я искренне любовалась прекрасным днем и великолепием гор. Но для этого мальчика все это ничего не стоило по сравнению с лихорадочным возбуждением от компьютерной игры.
Что происходит в мозге
Конечно, сами дети уверены, что всего лишь удовлетворяют свои безобидные фантазии, но их мозг и тело считают иначе. Детский мозг не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Когда вы в виртуальной реальности стремительно удираете от суперзлодеев, ваше тело реагирует на происходящее так, будто все это вполне реально. Сердце бьется интенсивнее, а дыхание учащается и становится поверхностным. Для вашей нервной системы виртуальный мир вполне реален.
Поскольку ваш организм считает, что вы находитесь в критической ситуации, он автоматически начинает вырабатывать кортизол. Наиболее примитивная часть вашего мозга, мозжечковая миндалина, интенсифицирует свою работу за счет лобной коры, отвечающей за критическое мышление и способность к рассуждениям. Хотите ли вы, чтобы мозг вашего ребенка периодически отключал мыслительные функции, запуская вместо них примитивный механизм, имеющийся даже у рептилий и действующий лишь в рамках парадигмы «бей или беги»?
Сегодня исследования не успевают за стремительным развитием технологий. Но то, что нам удалось узнать на сегодняшний день, заставляет быть осторожными. Мы знаем, что мозг эволюционирует, приспосабливаясь к окружающей реальности и, насколько мы можем судить, компьютерные игры уже видоизменяют его систему связей. Майкл Рич, педиатр, работающий в Гарварде, руководитель Центра по изучению влияния средств массовой коммуникации на детское здоровье, в интервью New York Times заявил: «Их мозг получает вознаграждение не за способность оставаться сосредоточенным на одной задаче, а за умение перескакивать с одного на другое. Меня беспокоит то, что сегодня у нас растет поколение детей, у которых система связей в мозге будет работать совершенно иначе».
Сегодня, похоже, наступила эпоха эффектных фраз, коротких текстов, одноминутных роликов с YouTube. Вы не можете посмотреть значение слова в онлайн-словаре, не наткнувшись на рекламный ролик, нахально пытающийся перехватить ваше внимание. Смс-сообщения и электронные письма сыплются на вас со всех сторон, призывая и уговаривая взглянуть на них. Все эти стимулы негативно влияют на способность к концентрации и терпение. И учителя уже в полной мере ощущают это.
Готовясь к уроку, я планирую его так, чтобы удержать внимание учеников. Сегодня 45-минутные уроки уже невозможны: мне приходится обходиться 15-минутными.
Учитель со Среднего Запада
Чтобы ученики могли сосредоточиться на занятии, учителям приходится чаще устраивать перерывы и менять темы обсуждения. Но даже в таких условиях школьники легко отвлекаются.
Раньше я могла войти в класс, где ученики молча читали, и они не сразу замечали мое присутствие. Сегодня, когда я вхожу, все головы повернуты к двери еще до того, как я переступлю порог.
Директор школы с большим стажем