Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно я сама училась в школе. Помню, как каждое утро под горны "Пионерской зорьки" я выпивала чашку сладкого чая и закусывала бабушкиной ватрушкой. Торопливо застёгивая на ходу молнию типовой болоньей курточки, оставшейся у меня как память об участии в первомайской демонстрации на Красной площади, запихивала в видавший виды портфель физкультурную форму. Сжимая в руке рубль "на обед", полученный от мамы, мчалась к первому уроку, чтобы весело влиться в единую и дружную школьную семью.
Тогда для большинства родителей вопрос, в какую школу отдавать учиться ребёнка, не стоял. За очень-очень редким исключением (настолько редким, что я таковых и не помню!) мы, мальчишки и девчонки, дружно шлёпали в ближайший к дому храм знаний. Позже некоторые из нас - переезжавшие на новое место жительства - меняли школу, что происходило спокойно и естественно. Но то было другое время, другими были школы, да и сам жизнь была другой.
Выбор школы
А сегодня новая жизнь ставит перед нами новые задачи, и для нынешних родителей одна из них - верный выбор школы для своих чад. Уж больно они все разные, эти школы!
И вот я, представив себя примерной мамашей, решила разузнать, чему, как и почём учат в школах Москвы сегодня. Поговорила с другими родителями, почитала соответствующие журнальчики, полазала по Интернету. Даже была на образовательной выставке. И сделала-таки свой выбор! Дабы не утомлять вас долгими повествованиями, поделюсь только своими выводами о том, почему я выбрала для своей дочки именно эту школу. И вообще, что это за школа и как я её выбирала.
Сразу скажу, что, приступая к такой важной процедуре, как выбор школы, я попыталась расставить для себя приоритеты - что самое важное, что чуть менее, но тоже важно, чем можно поступиться. Что же самое главное? Чтобы дочка выросла хорошо образованной, эрудированной, подготовленной в этом смысле к жизни. То есть - качество образования. Это - первое.
Чтобы она не болела, несмотря на увеличивающиеся школьные нагрузки. Значит, нужно, чтобы школа особое внимание уделяла здоровью детей, а по возможности, чтобы процесс обучения сопровождался наблюдением специалистов - врачей, психологов.
Далее. И я, и наш папа до вечера на работе, и мне важно, чтобы дочь оставалась в школе и после уроков. Раньше это называлось "продлёнкой", теперь, как я узнала, носит название школы "полного дня".
Естественно, раз ребёнок будет находиться в школе с утра до вечера, особую важность приобретает качество питания. Что будет кушать в школе моя дочь, кто будет готовить еду? Я бы очень хотела, чтобы там было налажено собственное производство пищи, и еду готовили хорошие повара.
Думаю, многие со мной согласятся, что было бы очень здорово, если бы классы были не очень большими, если бы иностранный язык дети начинали изучать с 1-го или со 2-го класса, если бы была организована внеклассная жизнь (разные там кружки-театры-студии).
Приложенные мною усилия увенчались успехом. Нашла-таки я школу, где есть всё то, что я хотела, да и многое другое.
Секрет успеха
Кстати, об этом "другом". Эта школа преподаёт по системе Эльконина-Давыдова. Были такие советские педагоги, которые по заданию Родины (тогда говорили - партии и правительства) ещё в далёкие 50-е (помните, тогда открывались всякие математические и физико-математические школы) разработали теорию и предложили практические методики создания "школ для умных детей". Теперь сказали бы по-новому, современно - "для креативных детей". И ряд таких школ было создан.
Программа эта успешно прошла государственную аккредитацию и из экспериментальной стала вполне традиционной, да вот только не очень широко распространённой. Всё-таки, для того, чтобы работать по этим методикам, нужны и дополнительные усилия самой школы, и профессиональная переподготовка педагогов, и привлечение в школу специалистов новых специальностей (кураторов, тьюторов и др.), и многое другое.
Школа, о которой я пишу, именно такая. Её ученики - умные, эрудированные, креативные, здоровые дети, а выпускники - успешные, ставящие перед собой цели и достигающие их, умеющие работать в команде, обладающие лидерскими качествами и стратегическим мышлением молодые люди.
Что это за школа и что это за система, что позволяют растить таких нестандартных детей? Тут в двух словах не ответишь. Попробую, чтобы вы поняли, привести маленький пример. Когда я попросила учительницу первоклашек разъяснить мне, въедливой, что, мол, это за система такая - Эльконина-Давыдова, та просто привела меня в свой 1"Б" и, выставив перед собой ладонь с растопыренными пальцами, спросила малышей: "Сколько?"
Я сначала не поняла - ну, пять, и что? Это должны знать не то что первоклашки, а ещё детсадовцы, причём не самой старшей группы. Однако пока я недоумевала, класс зашумел: "А чего сколько?", "Нина Пална, уточните!" и даже: "Некорректные условия задачи!"
Вот это да! А действительно, подумала я, чего сколько-то? Пальцев - да, пять (но кто сказал, что вопрос был про пальцы?!), ладонь - одна, а можно ещё посчитать фаланги, суставчики на ладони, разные там костяшки. Да-а-а, вот ведь детки-то!
Я потом много думала и над этим эпизодом, и над другим, увиденным в школе. И поняла для себя: уметь задавать вопросы, подходить к проблеме с разных сторон, сомневаться, отстаивать своё мнение и решение, чётко формулировать мысль, слушать окружающих и делать так, чтобы слушали тебя - вот только некоторые навыки, позволяющие детям этой школы быть не такими как все.
Свою успешность ребята, занимающиеся по системе развивающего обучения, уже доказали: и ЕГЭ они сдают успешно, даже третий раздел, рассчитанный на нестандартное мышление, и международный тест PIZA в пилотном исследовании выполнили на уровне передовых стран, при том, что Россия в целом не поднялась выше 29 места.
Секрет прост: как показывает практика, ребенок демонстрирует подлинное знание только в ситуациях, когда ему предлагается использовать свои знания в новых, нестандартных ситуациях. И такие задания часто используются на уроках развивающего обучения.
Судите сами, вот только некоторые примеры :
Математика, 1 класс
Измерить площадь А единицей Е.
Комментарии учителя:
Обычно мерка Е "хорошо" укладывается в величине А. В этом же случае мерка Е тоже укладывается целое число раз, однако для этого надо изменить форму (но не площадь) самой мерки. Ошибочными будут измерения, приводящие к числам 8 и 6. В первом случае учащиеся, сводят единицу измерения к отдельности - штуке (а значит, он произвольно меняет мерку). Во втором случае - учащиеся воспринимают единицу измерения не как величину, а как фигуру. Оба таких варианта измерения показывают учителю, что у ученика есть проблемы именно со способом действия, с овладением понятия величины.
Русский язык, 2 класс
Какое из двух предложенных слов является проверочным для слова звезд_чка: слово "звезда" или слово "звездой"?
Комментарии учителя:
Это задание сформулировано таким образом, что создается ситуация, провоцирующая ошибочное действие. У ребенка есть правило: слабую позицию (безударную гласную) надо проверять по сильной позиции (т.е. поставить ее под ударение). Если ребенок будет действовать формально, то подходят оба слова - и "звездой", и "звезда". Что писать - о ли а? Можно вспомнить, что в книжке когда-то видел, что пишется "звездочка", а значит, проверочное слово - "звездой". И это ошибка! Если ребенок действительно владеет способом проверки орфограмм слабых позиций, то он обратит внимание, что в слове звезд_чка, пропуск сделан в суффиксе, а значит, ни слово "звездой", ни слово "звезда" не подходят.
Даны описания местоположения точки в прямоугольнике (см. рис. выше), полученные с помощью линейки. Обведи правильные ответы.
- 1,9см и 3,4см
- 2,3см и 3,9см
- 4,8см и 1,4см
- 5,8см и 5,0см
- 3,0см и 5,1см
Это задание предназначено не только для проверки умения задавать координаты точки в разных системах координат с помощью линейки, но и умения анализировать и критически оценивать свои собственные действия и действия людей, рассуждавших иначе. Выполняя задание, ученик должен "увидеть" решение разными глазами, как бы сквозь разные очки, а не останавливаться на единственном варианте решения. Правильные ответы - 1,2,3 4. Ответы 1 и 4 получены измерением от разных сторон. Ответы 2 и 3 получены измерением от разных углов.
Целый мир
Вот так я искала будущую школу для дочки, а нашла целый новый мир - мир детства и знаний, мир профессиональной заботы и всестороннего творческого развития, мир здоровья и дружбы.