Пройдет всего несколько дней, и наши сыновья принесут из школы первые красные записи в дневниках, произойдут первые в новом учебном году драки, и плохие оценки не заставят себя долго ждать. Что мешает мальчикам учиться так же хорошо, как девочкам? Может быть, выход — в раздельном обучении?
Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Количество педагогов-мужчин катастрофически сократилось. Все больше женщин выходят на передовую борьбы, у которой две цели — дать девочкам знания и научить мальчиков вести себя.
Зная о том, насколько сильны различия между мальчиками и девочками в физическом и интеллектуальном плане, и с учетом того, что мальчикам нужен пример для подражания (мужского пола), становится совершенно очевидно, что школа должна измениться, если она хочет стать комфортной средой обитания для мальчиков. И вот с чего стоит начать.
Не спешить с поступлением в школу
В связи с отставанием в развитии тонкой моторики и разговорной речи мальчики только выиграют, если пойдут в школу на год позже девочек-сверстниц. (Некоторые школы уже внедряют эту практику и крайне одобрительно отзываются о ней.)
Но это не значит, что нужно установить жесткие правила. Можно просто провести проверку развития тонкой моторики у мальчика, поговорить с его родителями и педагогами.
Очень часто приходится убеждать родителей повременить с поступлением их сына в школу, поскольку родители воспринимают процесс образования как гонку и настроены отдавать свое чадо в школу чуть ли не с пеленок! Вдумчивые родители поймут преимущества более позднего поступления мальчика в школу, если им это грамотно объяснят. Поскольку дни рождения разбросаны по всему учебному году, возраст поступления может варьироваться, в том числе и по фактическим способностям ребенка. Кстати, запаздывающие в развитии девочки тоже могут пойти учиться на год позже.
Школе нужно больше мужчин-педагогов
Из-за того, что родители разводятся или же мать изначально воспитывает сына самостоятельно, почти у трети сегодняшних учеников-мальчишек нет дома отца. Возраст с шести до четырнадцати лет — тот самый период, когда мальчик испытывает потребность в мужчине-наставнике и мужчине как примере для подражания. Вот почему становится жизненно необходимым привлечение как можно большего числа мужчин для преподавания в начальной школе.
Я спрашивал у многих учителей, какой тип мужчин подходит для преподавания в школе. И чаще всего назывались следующие два качества.
Сочетание теплоты и строгости. Нужен человек, которому нравится работать с молодежью и который умеет похвалить там, где это уместно. Мужчина, которому не нужно быть «своим парнем». В первую очередь должен присутствовать порядок, независимо от того, чем занимаются школьники — работают, идут на экскурсию, играют в спортивной команде. Но учитель должен быть добрым и иметь чувство юмора.
Уступчивость. Учитель должен не только осуществлять руководство, но и делать это так, чтобы не провоцировать агрессивность у учеников. Ему не нужно ничего доказывать, но и бояться мальчишеской энергии тоже не стоит.
Чтобы привлечь к себе внимание, мальчишки зачастую хулиганят. Во всех школах мира, где я бывал, уже доказано практикой: мальчик, который растет без отца, несет школе проблему с дисциплиной. Мальчики неосознанно выражают свое желание, чтобы рядом был мужчина, которому можно было бы доверить свои мысли, но они не знают, как об этом попросить. Девочки словами обращаются за помощью, а мальчики это делают действием.
Сегодня в школе слишком много робких педагогов. Мало того. что они давно подавили в себе собственную энергию, так они еще видят угрозу в мальчишеской активности. И пытаются растоптать ее. Сегодня ее девиз таков: «Если ты плохо себя ведешь, мы тебя изолируем». А на самом деле должно быть так: «Если тебе так нужна помощь, мы окажем ее тебе».
Трудности в школе у мальчиков
Язык и выражение мыслей — самые уязвимые области для мальчиков. Мозг мальчика устроен таким образом, что ему трудно перевести мысли и чувства из правого полушария в левое, чтобы выразить их словами. Им нужна дополнительная помощь в освоении письменного языка, приобретении навыков устной речи, им нужно привить любовь к чтению. Сегодня в большинстве индустриальных стран мальчики учатся гораздо хуже, чем девочки, особенно по таким предметам, как родной язык, гуманитарные науки, иностранные языки.
Но будет ли лучше успеваемость, если девочки и мальчики станут учиться отдельно? Мальчики не только хуже учатся, но и своим поведением нередко мешают девочкам и более спокойным мальчикам. Родители девочек решают эту проблему, переводя своих дочерей в школы для девочек. Но куда деваться мальчикам?
Вот как одна из школ решила эту проблему.
Марион Кокс, учитель английского языка в школе Котсуолда на окраине Лейсестершира в Англии решила провести эксперимент. Она перевела девочек и мальчиков четвертого года обучения средней школы в классы раздельного обучения английскому языку, где они и учились в течение двух лет. (По остальным предметам девочки и мальчики учились вместе.)
В новых классах учителя скорректировали программу таким образом, чтобы обучение было интересным как для девочек, так и для мальчиков. Теперь им не приходилось лавировать между противоположными интересами учеников. Классы приобрели ярко выраженную «девичью» и «мальчишескую» окраску.
В классах оставили по двадцать одному ученику — несколько меньше, чем обычно. Для мальчиков ввели усиленный курс интенсивного письма и чтения в классе.
Результаты были впечатляющими. Согласно официальной статистике, в Великобритании только 9 процентов четырнадцатилетних мальчиков получают по английскому отметки от А до С. В Котсуолдской школе на выпускных экзаменах 34 процента мальчиков из классов раздельного обучения получили отметки по английскому от А до С. Школа повысила успеваемость мальчиков на четыреста процентов!
Но и девочки тоже стали учиться лучше! 75 процентов получивших оценки от А до С тоже впечатляют, особенно если сравнивать их с 46 процентами прошлых лет.
Раздельное обучение вызвало волнение в Великобритании. Марион Кокс в интервью газете «Таймс» заявила, что преимущества такого обучения очевидны не только в английском языке. «Поведение, концентрация, уровень чтения улучшились значительно. Я уверена, что, если нам удастся захватить их внимание раньше, чем в четырнадцать, когда они бросают книгу ради телевизора и компьютера, мы добьемся куда более впечатляющих результатов».
Котсуолдский эксперимент показал:
- мальчики, как правило, испытывают трудности в изучении языка, и эксперимент помог им решить эту проблему;
- мальчики чувствовали себя спокойно и уверенно на занятиях, им не приходилось краснеть за собственную тупость. Мальчикам не приходилось играть, чтобы скрыть смущение. Вскоре они начали читать и писать стихи, участвовать в спектаклях.
Овладение родным языком — жизненно необходимая задача. Умение грамотно говорить, объясняться — все это пригодится, чтобы стать хорошим отцом, партнером по жизни и работе. Самовыражение — это один из способов вырваться из чудовищной духовной изоляции, на которую обречены многие мальчики и мужчины и которая может привести к алкоголизму, домашнему деспотизму и даже суициду.
Результаты Котсуолдского эксперимента действительно поразительны: оказавшись разделенными, мальчики и девочки, казалось, смогли расслабиться и забыть свои прежние роли. Мальчики стали более открытыми, а девочки более решительными. Похоже, это именно тот подход, при котором проигравших нет.