Мой ребенок самый лучший, красивый, милый, забавный, и других таких нет. Хочется, чтобы память о том, какой он был в один, два, три года, осталась надолго. И вот вы берете в руки фотоаппарат...
С чего начать?
В таком серьезном деле, как фотосъемка своего ребенка, мелочей не бывает. Прежде всего малыш должен вам доверять, пребывать в хорошем настроении, быть здоровым, сытым, раскованным... Он много чего должен. А ваша задача — сделать так, чтобы ему было весело и интересно. От модели фотоаппарата практически ничего не зависит, но как порой удобно на него списывать свои ошибки. "Плохо получилось — конечно, „мыльницей“ ничего нормального не снимешь! Вот мне бы большую профессиональную "зеркалку", да к ней три объектива за две тысячи долларов каждый..." Так можно говорить друзьям, показывая неудачные снимки. Главное — самому в это не верить. Даже с помощью самой захудалой "мыльницы" можно делать замечательные фотографии, если избегать стандартных ошибок, которые совершают почти все начинающие фотографы.
Ошибка первая. Распространенная
В 95% фотоаппаратов есть встроенные вспышки. Если съемка проходит в плохо освещенной комнате, яркий свет нужен для того, чтобы непоседливый малыш получился резко. Однако в качестве "побочных эффектов" мы непременно получаем плоские лица, нездоровый белесый цвет кожи и страшные черные тени за спиной ребенка.
Постарайтесь забыть о вспышке, отключите ее! Снимайте малышей на улице, на балконе, возле окна... Там, где хорошее освещение. Без вспышки не обойтись только в двух случаях: при съемке против яркого солнца или если момент, который вы хотите запечатлеть, настолько важен, что ради него можно пожертвовать творческой составляющей снимка.
Ошибка вторая. Ракурс "сверху вниз"
Как мы общаемся с детьми? Сначала подходим к малышу, затем садимся на корточки, чтобы лучше видеть его лицо. Именно так создаются теплые доверительные отношения с детьми. Когда же в наших руках оказывается камера, мы начинаем щелкать не то что не присев, а даже не опустив ее до уровня лица малыша. В результате на снимке в лучшем случае до безобразия искажены пропорции, в худшем — не видно ни лица, ни тела. Только макушка. Фотографируйте ребенка с высоты его роста или даже чуть ниже.
Не ленитесь лишний раз постирать брюки!
Ошибка третья. Мусор в кадре
Вы внимательный человек? Правда? А теперь посмотрите на любую из ваших фотографий малыша в полный рост и перечислите что, кроме, собственно, ребенка, вы на ней видите. Игрушечный грузовик, желтый мяч, бордовый ковер в розочку, россыпь баранок и пачка подгузников в углу. Вы уверены, что весь этот набор необходим, чтобы подчеркнуть озорную улыбку вашего ребенка?
Одно из правил хороших фотографий — ничего лишнего в кадре. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от самого главного.
Ошибка четвертая. Искажение пропорций
Вряд ли сейчас можно найти компактную камеру, у которой не было бы зума. А для чего он, собственно, нужен? С помощью зума можно как отдалять, так и приближать предметы, увеличивать и уменьшать угол охвата. При использовании зума необходимо понимать: если вы снимаете на максимальном угле охвата при минимальном значении зума, в кадр поместится многое, но объекты переднего плана станут гипертрофированно раздутыми, а те, что дальше, — крошечными. Максимальное значение зума при минимальном угле охвата, наоборот, "собирает" пространство.
Если вы не хотите, чтобы ваш очаровательный ребенок на снимке превратился в головастика, не снимайте его с минимальным значением зума и сверху вниз.
Ошибка пятая. "Шевеленка"
Хорошо, когда ребенок ведет себя перед камерой естественно и непосредственно: играет, дурачится, прыгает. Однако раз уж мы дали себе обещание больше не включать ненавистную вспышку, то довольно быстро станет ясно, что вместо подвижного ребенка на фотографиях у нас получаются размытые цветные пятна... У фотографов такой эффект называется "шевеленкой".
Чтобы его избежать, значение выдержки в таких ситуациях должно быть не длиннее 1/60 секунды. Проблему можно решить несколькими способами: либо включить весь свет в комнате и принести пару настольных ламп (а в дополнение к этому поднять светочувствительность камеры до значения ISO 400 или даже выше — насколько позволяет камера), либо вместе с ребенком и камерой отправиться на улицу, где гораздо светлее.
Маленькие хитрости
Лучший сюжетный режим для съемки детей — спорт. В этом режиме камера автоматически устанавливает максимально короткую выдержку, спасающую кадры от размытия.
Самые интересные сюжеты получаются, когда малыш чем-нибудь увлечен: игрой, чтением или творчеством.
Если снимаете ребенка анфас, позовите его и нажмите на спуск в тот момент, когда ваши взгляды встретятся.
Новорожденные не сильно изобретательны в сюжетах для съемки: либо они спят, либо не спят. Зато их очаровательные крошечные пальчики и ступни очень трогательно смотрятся в огромных ладонях взрослого.
Если фотографируете против яркого света, не забудьте включить вспышку — она смягчит тени на лице ребенка.
Реагируйте быстро. Жмите на спуск и не надейтесь, что малыш вспомнит, в какой позе он был секунду назад.
Напротив окна повесьте обычную белую простыню. Между ней и окном поместите ребенка. Простыня мягко отразит падающий из окна свет и поможет избежать резких теней на фотографии.