Есть одна особенная причина моей благодарности детям: они меня многому учат. Это с их помощью я становлюсь более терпеливой и гибкой, учусь чувствовать, что нужно другому человеку. С их помощью я превращаюсь в домашнего диетолога, психолога, руководителя группы коррегирующей гимнастики (список прилагается). Почему бы не экскурсовода?
Очень может быть, что из вашего окна площадь Красная видна. А из нашего окошка - только улица немножко. Улица и заставленный машинами двор.
Мне всегда казалось важным то, на что смотрят дети. Мне казалось, что для жизненной устойчивости им важно насмотреться на красивое. И если с природой все более или менее понятно, то после каждой попытки погулять по старой Москве я испытывала горькое разочарование: выяснялось, что палатки с мороженым, лотки с булочками, места продаж поп-корна, воздушных шаров и всевозможные автоматы притягивают моих детей куда сильнее, чем дышащие историей камни. Когда впервые после реконструкции Манежной мы приехали исследовать подземный город (?), зал игровых автоматов, как дракон, разинул свою черную мерцающую пасть, чтобы проглотить моих детей.
Я слышу свой слабый голос: "Дети, пойдемте наверх, там такая погода! Посмотрим кремлевские башни...".
Особенный вкус имеет мороженое, съеденное на лавочке в Александровским саду. Пусть с ним ваш ребенок вкусит историю о том, что давным-давно здесь не было лавочек, асфальта и Кремля.
Был лес. А на месте, где сейчас лавочка, текла река Неглинная. И первый Кремль был построен из бревен и земли. Назывался он не "кремль", а "детинец". А башни назывались "стояками" или "вежами". Само же слово "кремль" означает "край, граница, рубеж". Это на самом деле был край города. За стеной жили кузнецы, горшечники, кожевенники, торговцы - не князья, не бояре. Но и они во время опасности прятались внутри дубового детинца и все вместе защищали крепость.
У древнего города было много врагов - племена кочевников, соседние княжества. Много раз Москва была разрушена, сожжена, стерта с лица земли. Но возрождалась несмотря ни на что. Такие города историки называют "города-узлы": в них "завязано" множество торговых путей, в них живет ремесло, и потому уничтожить их невозможно.
Первый каменный Кремль построил князь Дмитрий Донской. В 1365 году в Москве стояла страшная, испепеляющая засуха. "Во едины бо два часа весь град погоре без остатка", - сказано в летописи. Князю Дмитрию в то время - семнадцать лет. Он молод и горяч. Он жаждет великого и решает: строить Кремль из белого камня.
Реально белокаменный Кремль простоял сто лет, а в памяти "Москва белокаменная" - до сих пор.
В помощь начинающему экскурсоводу
"Мамочка, а ты, когда была маленькая, динозавров видела?" - этот насмешивший меня однажды вопрос много может рассказать о том, какие у детей представления о времени. "Давно" - это когда папа и мама были маленькими. Когда бабушка и дедушка были маленькими - это "очень давно".
Возможно, увидеть величие истории вашему ребенку поможет подобная лента времени:
- рождение Москвы
- белокаменный Кремль
- Кремль, каким мы его привыкли видеть
- дедушка и бабушка
- мама и папа
Теперь, когда от мороженого остались приятные воспоминания, смело вставайте и идите к Боровицкой башне. Почему к Боровицкой? Говорят, именно с этого места началась Москва. Здесь рос небольшой бор - "боровица", бродили лоси, рыскали медведи, а в память об этом осталось называние башни. Ее пытались переименовать, царь Алексей Михайлович выпустил специальный указ, запрещающий называть башню этим "лесным" словом, но - бесполезно.
В помощь начинающему экскурсоводу
Чтобы обойти Кремль по периметру со скоростью пятилетнего пешехода, вам потребуется час. Особо обратите внимание на то, что писать в пути не придется.
Привычный нам вид Кремль приобрел 500 лет назад, при Иване III. Именно тогда Русь покончила с татарским игом и стала свободной.
Иван III не торопился, строил с размахом, чтобы прославить независимость и процветание Руси. Для строительства пригласил мастеров из Северной Италии. Использовалось много технических новинок, одна из которых новый строительный материал - кирпич.
Там, где к Кремлю подходили важные дороги, мастера ставили мощные и высокие проездные прямоугольные башни. Это Фроловская (Спасская), Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская.
Там, где стены смыкались под углом, ставили круглые башни, потому что из круглых удобнее обороняться. Одна из них - следующая на вашем пути, Водовзводная (Свиблова). Рядом с ней некогда находились три мельницы и пруд с лебедями - Лебяжий двор.
Во всех круглых башнях - Беклемишевской, Угловой Арсенальной и Водовзводной были колодцы с питьевой водой на случай осады. В Водовзводной был устроен первый московский водопровод: поставлена машина, качавшая воду, протянуты свинцовые трубы. Вода подавалась для обширного царского хозяйства.
Следующая башня - Благовещенская, которая очень по-разному использовалась в разные годы: была и тюрьмой, и церковным приделом.
От Благовещенской до Тайницкой долго топать вдоль сплошной стены. Здесь раньше были портомойные ворота, очертания которых и сейчас видны в стене, хотя ворота давно заложены кирпичом. Через них царская прислуга выходила на реку "мыть порты", то есть полоскать белье.
Тайницкая башня поставлена на месте древних Шишковых ворот белокаменного Кремля. Здесь был съезд к реке, к торговой пристани. Тайницкая хранила две тайны: подземный ход к реке и питьевой колодец на случай осады.
Сейчас часы есть только на Спасской башне Кремля, а в XVII веке были и на Троицкой, и на Тайницкой башнях, трех важных воротах кремля. При часах жили часовщики. Тогда Тайницкая еще не имела сверху шатра, и избы часовщиков с сараями, чуланами и прочими хозяйственными пристройками стояли прямо на верхней площадке башни. Представляете?
Первая, Вторая Безымянные и Петровская башни поставлены близко друг к другу из соображений военной безопасности. В них хранили боеприпасы и оружие. В 1547 году во время пожара взорвался порох и башни взлетели на воздух. В 1612 году Петровскую башню снова разрушили польско-шведские войска, а потом через 200 лет - французы.
Величественная круглая угловая Беклемишевская башня названа по имени могущественного рода бояр Беклемишевых. Глава рода боярин Иван Никитич боролся за власть и влияние с царем Василием III. Но с царями шутки плохи: боярина казнили, двор его превратили в тюрьму.
На месте Константино-Еленинской башни когда-то стояла проездная башня белокаменного Кремля, из ворот которой по преданию в 1380 году выехал во главе московского воинства на Куликово поле Дмитрий Донской. Константино-Еленинская башня тоже сначала была проездной, через нее Кремль связывался с торгом.
В 1508 году Кремль был заключен в "водный треугольник": с одной стороны его естественным образом защищала река Москва, с другой стороны - Неглинная, а через Троицкую, ныне Красную площадь был проложен ров, наполненный через подземный канал водой из Неглинной.
От всех проездных башен, выходивших на Троицкую площадь, через ров были перекинуты мосты. Приглядитесь: снаружи на Константино-Еленинской башне остались вертикальные прорези для рычагов, поднимающих мост. Ваш внимательный спутник наверняка обнаружит такие же прорези и на других башнях.
В XVII веке проезд через Константино-Еленинскую был закрыт, в ней разместился разбойный приказ и ее прозвали Пытошной. Такая вот жутковатая слава у башни.
Набатная башня имела особое значение для обороны Кремля. Сторожа на ней постоянно следили за Серпуховской и Коломенской дорогами и в случае опасности звонили в колокол. Таких колоколов-"всполохов" в Кремле было несколько, но этот служил дольше всех. Его лишили языка при Екатерине II за то, что сзывал москвичей на "чумной бунт".
Смотрильная (Царская) башня - тоже наблюдательная. Говорят, что название свое она получила от находившейся на ее месте деревянной вышки, с которой Иван Грозный наблюдал, что делается на Красной площади.
Спасская (Фроловская) башня получила свое название по образу Спасителя Иисуса Христа, написанного над воротами. Проходя через эти ворота, обязательно было снимать шапку. Всадники спешивались и вели коней на поводу. Если кто нарушал правило, того ждало наказание - 50 поклонов.
На мосту у Фроловских ворот торговали особым товаром - "грамотностью": рукописными и печатными книгами, тетрадями, лубочными картинками. А еще здесь была лавка-читальня - по сути, первая библиотека.
С Сенатской башней все понятно - она напротив здания Сената.
Никольская - башня тоненькая, ажурная. Такой верх ей надстроили уже после 1812 года: французы, уходя из Москвы, взорвали множество кремлевских строений, в том числе и Никольскую.
Угловая Арсенальная башня - мощное военное укрепление. Стены ее толщиной 4 метра. Она единственная до наших дней сохранила колодец с превосходной родниковой водой.
Средняя Арсенальная стоит на месте угла бывшего белокаменного Кремля. Жалко, что нельзя заглянуть внутрь: в ней белокаменный подвал с белокаменными ступенями.
Троицкая башня - самая высокая в Кремле. Похожа на Спасскую, но массивнее и грубее. Через Троицкую был въезд к патриаршему двору и хоромам цариц и царевен. Именно по этому мосту в Кремль вошел Наполеон. Сейчас в Троицкой башне - пульт управления звездами.
А круглая приземистая отводная башенка - Кутафья - предмостное укрепление Троицких ворот. "Кутафьей" в народных говорах называют неповоротливую, полную женщину. Похоже?
Последние две башни на вашем пути, Комендантская и Оружейная, раньше имели чисто хозяйственные названия - Колымажная и Конюшенная. Рядом с ними находились Колымажный и Конюшенный дворы - царские кареты, повозки и лошади, перевозившие людей и поклажу. Одним словом, гараж.
Я просматриваю написанные листы и не верю сама себе: нет, это слишком сложно, это не для малышей. И в то же время твердо знаю, что мы это совершили. Дважды мои дети, вообразив себя "неприятелем", пытались взять Кремль штурмом: с разбегу упирались ладошками в кирпичную кладку. И Кремль устоял. Значит, все это - правда.