Розги или удовольствие? Чему и как учить детей в XXI веке

Создатель проекта InternetUrok - о семейном обучении, социализации, свободном времени и школе будущего

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 3,4 из 5 (23 оценки)

Накануне 1 сентября чиновники рапортуют о том, как школы готовы к новому учебному году, а продвинутые учителя рассуждают о том, чего не хватает школе не в материальном, а в содержательном смысле. Как и чему нужно учить детей? Что в школьной программе действительно важно, а что практически бесполезно? Какой станет школа будущего? Рассказывает создатель проекта InternetUrok.ru, кандидат физико-математических наук, предприниматель и изобретатель Михаил Лазарев.

Недостатки школьных программ

— Михаил Иванович, для какого будущего вы делаете свой InternetUrok?

— Коротко — для быстроменяющегося. Говоря о школьном образовании, мы должны иметь в виду мир через 15-20 лет — тогда будет проходить взрослая жизнь сегодняшних школьников.

Как показали последние двадцать лет, будущее становится трудно прогнозируемым. Для тех, кому сейчас 20-25 лет, интернет "был всегда", а их родители часто с трудом понимали, как отправить смс.

Как нам быть? К чему готовить детей? Трудно понять. Но сама гарантированная непредсказуемость — уже информация, уже предсказание. Как предупреждающий знак на дороге. На мой взгляд, первое, что нужно усвоить: из трёх задач школы (знать, уметь, понимать) главной становится третья.

— Почему именно третья?

— Понимание в любом случае останется за человеком. Понимание ситуации, выделение ее из окружающего мира позволяет поставить задачу машине.

Знание можно брать в интернете. Исполнение действий по известному алгоритму переходит к компьютеру. Количество необходимых для жизни умений стремительно уменьшается. Разведение огня в печи, стирка, готовка и т.д. — это всё вчерашние навыки.

— Автоматы, компьютеры увеличивают количество свободного времени и свободных людей.

— Праздность, когда-то привилегия аристократии, становится общедоступной. Распоряжение своим временем — не это ли главный атрибут свободы, то, к чему каждый из нас и все мы вместе стремимся?

Но нужно учить детей благородному использованию свободного времени. Учить возвышенным удовольствиям — творческому досугу. Это живопись, архитектура, музыка, кино, театр... Только они должны изучаться не как предметы, где нужно запомнить, когда жил Микеланджело или Прокофьев. Речь должна идти о том, как получать удовольствие от их произведений.

Из всех видов искусства литература одна утвердилась в школьной программе, потому что в XIX веке только книги и можно было доставить в школы. А сейчас у каждого в любое время суток через телефон доступ во все картинные галереи мира и ко всем концертам и записям.

— А поместится всё это в школьную программу?

— Спросите об этом школьных учителей, которые подрабатывают репетиторами, и они вам скажут, насколько можно сократить количество времени, оставив объем познаваемого материала, — в разы. Нужно только признать, что учеба — труд, и как у всякого труда его производительность требует современных инструментов. Они сейчас есть и их нужно продолжать создавать. Чем наша компания и занимается с 2008 года.

Дистанционное образование известно в мире уже более двух столетий. В конце XVIII века в Европе появилось так называемое "корреспондентское обучение": педагоги присылали задания по почте, ученики так же, в письмах присылали готовые работы. С распространением радио и телевидения "удаленное" образование совершило первый прорыв, и в 1969 году в Великобритании открылся первый в мире университет дистанционного обучения.
Следующий гигантский скачок стал возможен с появлением интернета. В 1997 году Минобразования решилось на эксперимент, издав знаменитый приказ № 1050 о развитии этой образовательной сферы. С тех пор появилось множество компаний, предлагающих услуги дистанционного образования.
В 2009 году стартовал первый общероссийский интернет-проект, в рамках которого любому желающему стали доступны видеоуроки по всем основным школьным дисциплинам, с 1 по 11 классы. Уникальность проекта InternetUrok в том, что он ориентирован не на то, чтобы просто дать учащемуся определенный багаж знаний. Задача ставится более масштабная: повысить само качество образования, подготовить ребенка к будущей жизни.

И важно помнить: хорошо образованный человек — не значит эрудированный. Образованный — это умеющий думать. То есть человек, имеющий вкус к пониманию и умеющий задавать вопросы. Интеллектуально сложный человек.

Демократия и достаток ставят новые задачи в образовании. Надо учить принимать рациональные решения: от политических, на выборах, и до решений о страховании машины.

— Что еще меняется?

— Возрастает ответственность за поступки. Наши дети будут жить в обществе полной прозрачности. Уже сейчас информацию со страничек в соцсетях учитывают работодатели при приёме на работу. Соцсети накопят данные о человеке с детства. Соцсеть, как когда-то деревня, ничего не простит, каждый поступок будет тянуться за человеком всю жизнь. Не скроешься, не сменишь имя. Человек без прошлого в Сети будет крайне подозрителен.

Это раз. Во-вторых, обеспеченная жизнь без работы приведет к дефициту удовольствия полезности.

Семейное обучение

— Что это такое?

— Человек всё время стремится к получению удовольствия — от простых наслаждений до удовольствия выполненного долга. Среди них есть немаловажное чувство нужности, полезности кому-то. Люди неприменённые страдают от его дефицита и... пожилые лезут в жизнь детей, а молодые примыкают к радикальным группировкам и сектам: не нужен в производстве, так, может, в разрушении пригожусь?

— Опять образование может помочь?

— Да. Талантливый человек, не получивший хорошего образования, опасен для общества. Научи человека вовремя на скрипке играть — вряд ли он лидером преступного сообщества станет. А таланты — они случайно возникают, совсем не только в больших городах, где хорошие учителя собираются в "хорошие" школы.

Интернет поможет решить задачу демократизации качественного образования. Но только "поможет" — действовать мы сами должны.

Надо принять, что учёба — это творческий труд. Труд, который невозможен в случайном коллективе и по принуждению. Предмет труда — сам ученик. Орудие труда — школа, учебники. Учитель — помощник.

— Как вы видите роль учителя?

— Она должна поменяться. Из источника знаний он должен превратиться в помощника, который учит искусству понимания, учит получать возвышенные удовольствия.

— С помощью каких педагогических методов?

— Идеально — обучать, используя удовольствия. Мы ведь все рады, поняв шутку. Эта радость — удовольствие понимания. Здесь главный ресурс обучения.

Но из привычного понимание не вырастет. Из привычного еще нужно сделать вопрос. Пониманию предшествует непонимание, удивление, интрига. После которой возможно: "А-а, я понял". А когда понял, то и запоминать не надо.

Сейчас учителя конкурируют за краткосрочную память ребенка. Без подлинного понимания используется только она. Но лучшая мнемоника — это понимание. А понимание — процесс индивидуальный, независимый. Такую индивидуализацию, учитывающую особенности данного человека, могут дать интернет и домашнее обучение.

— Домашнее обучение — один из знаков нового отношения к ребенку.

— Да, отношение общества к ребёнку эволюционирует, проходит те же этапы, что и отношение к женщине, чей статус поменялся от собственности мужчины к самостоятельной личности. Исторически совсем недавно поголовно выдавали замуж по воле отца, не выпускали женщин из дома без сопровождения мужчины (в некоторых мусульманских странах такое происходит до сих пор). А детей убивали, оставляли без еды, били.

И сейчас рудименты жесткого отношения есть. Ребенка запирают в школу, в незнакомый коллектив, во власть фактически случайных людей. Уверен, пройдет полвека, и мы будем оглядываться назад, на современную школу, и удивляться так же, как сегодня удивляемся розгам школы XIX века. Порка вполне была оправдана в глазах взрослых того времени. Тоже форма социализации: надо было приучать к той жизни, в которую ребенок вырастет.



— Считается, что социализация — одна из главных задач школы, и семейное обучение как раз критикуют за ее отсутствие.

— Да, социализация — как получение набора умений вливаться в социум — происходит в детстве. Но нет социализации вообще. Учёный, прекрасно социализированный для работы в научном коллективе, беспомощен в тюрьме. Социализация в случайном коллективе, подобранном по соседскому принципу, имеет случайные последствия.

Вообще, у социализации могут быть разные стороны. Можно научиться работать в коллективе единомышленников. А можно научиться любить власть, упиваться ею.

В Германии телесные наказания в школе были отменены только в 1945 году. Многие психологи считают, что трагическое наваждение Германии тридцатых-сороковых — как раз результат использования физического наказания как официального педагогического приема.

Мы и сейчас своими действиями часто приучаем ребенка любить ту власть, которая выпала на его долю. Когда кричим на него или жёстко наказываем, какую модель мира он может составить? Научиться терпеть более сильного — вещь полезная, но не для творчества.

Так что, впереди следующие шаги эмансипации: ребенок сам или с помощью наставника выбирает творческую активность — то есть школу с уклоном в музыку, рисование, математику, физику... А общеобразовательные предметы в стандартном объеме проходит на семейном обучении, дома. Эту задачу вполне может взять на себя интернет-программа с единым стандартом по всей стране. Дома наставником может быть кто-то из родственников: бабушки и дедушки живут дольше, у родителей больше свободного времени...

Осталось только достичь того, чтобы уделение внимания ребенку вошло в мораль... Таким образом классы обычных школ разгрузятся — и глядишь: на оставшихся детей хватит умных и ласковых учителей.

— Не думаю, что сегодняшние родители готовы к этому.

— Да, нужно научить родителей проводить время с детьми. Для родителей необходимы специальные курсы в интернете, хотя бы два-три урока для каждого класса типа "Что следует знать родителю шестиклассника". Давайте попытаемся научить относится к детям — их увлечениям, времени — уважительно, внимательно. В конце концов главный стратегический ресурс страны — детское время. Как научимся его использовать, такой страной и будем.

— То есть главное — содействовать увлечениям ребёнка?

— Да, ведь увлечение — занятие, которое доставляет удовольствие. Увлечение — это способность к длительной концентрации внимания на чем-то вне себя. До определённого возраста в ребёнке очень живо удовольствие от понимания, от созидания, от совместного действия. Дома человек радуется тому, как у него получился рисунок, радуется игре с мамой или братом.

И вот школа. Один из недостатков современной школы — "убийство" талантов. Расписание удобно для учителей, а не способных к увлечению подростков. Поэтому потом, в жизни, троечники часто успешнее отличников. Первые позволяли себе увлекаться, их не отучили это делать.

Посмотрите биографии большинства выдающихся людей, от Клаузевица до Королева. К 12-13 годам они по-взрослому увлечённо занимались чем-то. Значит ли это, что двенадцать лет ­­— пора специализации? Вовсе нет. Это время серьёзной способности увлекаться и быть ответственным.

— Между тем многие говорят об инфантилизации новых поколений, о пролонгировании юности.

— Да, возникло такое явление, как тинэйджерство. Это нормально, ведь жизнь стала гораздо разнообразнее, чем сто, двести лет назад, и ребенок не успевает к 12-13 годам овладеть всеми (!) навыками взрослой жизни. Но в своём увлечении он вполне может специализироваться и "стать взрослым". Что часто и происходит в спорте, музыке...

Отрочество, юность — время взрослеющего или часто уже взрослого ума. Ныне же часто это время безответственной траты сил.

Повторюсь, главное качество для наступающей жизни — это умение сосредотачиваться, увлекаться. А потому: хотите вырастить талант — поддержите увлечение.

Мы обязательно придём к тому, что на главном месте в образовании будет увлечение. Придем к педагогике, использующей удовольствия, идущей от них к увлечениям и успеху.

Все новое вначале принимают решительные первопроходцы, за ними идут пять процентов последователей, и потом это становится модным и подключаются остальные. На домашнее образование уже давно решились продвинутые, теперь дело за пятью процентами, для которых мы и создаём такую возможность.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Розги или удовольствие? Чему и как учить детей в XXI веке"

Вы не авторизованы.

Да-да-да, а еще мацу на крови младенцев квасили в старые времена. Дорогой автор, у Вас дедушка-бабушка был? И каждый день вашим родителям раскаленные иголки под ногти? Нет? Тогда почему такой злой, как собака?
Оставляли без еды... Да семерых из десяти нынешних детей оставить на недельку без еды благо. Нет! Не благо, а акт гуманности и единственный способ спасти. Ожирение, целлюлит у 11-летних!!! Мальчиков!!!!! Это не жестокость, да? Вот взять и превратить на фиг в конченного инвалида, а заодно в дебила еще.
А не выбранные для углубленного изучения предметы освоит сам по интернет-программе кое как. Вот возьмут и напишут интернет-программу, которая заменит учителя! Учебник то нормальный для школы написать не могут, сто лет назад лучше были, а тут программа, которая и учебник, и учителя заменит. Автору и невдомек, что ЛЮБОЙ предмет по большому счету основан на фундаменте ПОЛНОГО гимназического курса! И что понимать математику, не зная языка, так же, как изучать язык, не владея математикой нельзя. И историю изучать нельзя без естественных наук, так как история возникновения науки и есть самое главное в истории! Кому нужна такая история, в которой наука не возникает!
И вранье, что учеба это удовольствие и только удовольствие. Учеба тяжелейший труд и только иногда удовольствие. И удовольствие она тогда, когда так потрудился, что нечто новое и интересное вдруг стало даваться легко. А когда оно дается легко? Да тогда, когда все пройденное полностью понято и отскакивает от зубов! А когда оно отскакивает от зубов? Да тогда, когда тебя застают врасплох и спрашивают неожиданно давно пройденный материал, а ты обязан его знать. Когда уроки проверяют и требуют делать как следует. А если этого за спиной нет, то новый материал мука, а не удовольствие.
Семейное образование это прекрасно, только не надо рассказывать сказки, что путь будет легок и усеян розами, а не розгами. Да, для многих это правильный и более комфортный путь, но в основе учебы всегда будет лежать требовательность учителя и строгий родительский контроль. Не надо рассказывать сказки, что любой талант учится сам, увлеченно и без принуждения. А то мы талантливых лентяев не видели! В этом году такой талант встретил! Даже не знаю, чего в нем больше, лени или одаренности.
Увлекается? И еще как! Но гораздо реже, чем достаточно для соответствующего его таланту развития. И это скорее правило, чем исключение.
2017-08-20, vbr2011
Как-то у Вас всё в одной куче. С чего Вы взяли, что учебники 100 лет назад были лучше? За 100 лет никаких изменений не произошло? Ни в науках, ни в педагогике, ни в психологии, ни в технологиях? Автор, как раз и говорит, что главная проблема современной школьной программы по основным предметам - то, что она уже много лет практически не меняется.

Да и что за бред про то, что нельзя изучать одно, не зная другого? Конечно, базовые знания нужны. Но зачем будущему писателю уметь решать, условно говоря, логарифмические неравенства или уметь находить расстояние между скрещивающимися прямыми? А математику знать про то, чем анапест отличается от дактиля, и уметь делать фонетический разбор слова? Кто-то где-то хоть раз этим в жизни пользовался (такими знаниями по школьным предметам не из своей профессиональной области)?

Если для Вас учёба была тяжелейшим трудом, то не надо заставлять остальных испытывать те же муки. Удовольствие испытываешь, когда что-то получается. И тогда не надо заставлять, проверять, спрашивать врасплох. А получается - когда понял. И главная задача школы и родителей - научить понимать, а не зубрить наизусть правила.
2017-08-30, 4eleng
Конечно, всегда будут ученики, которые без надзора ничего сделать не могут.
Но кажется направление на использование пряника (исходной тяги к познанию), больше чем кнута - правильное направление развития...
2017-08-30, p1201
Это и есть один и промежуточных вариантов.
2017-08-19, spravedlivaya
промежуточных вариантов нет, конечно.
2017-08-18, Василиса из сказки
Розги без вариантов
2017-08-18, Djang
Поделитесь:

18.08.2017
Обновлено 18.08.2017
Статья дня
А надо ли? Особенности пластики в 60+
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Близкие по теме статьи
Что нового появилось в программах начальной школы
Что нового появилось в программах начальной школы
Программа "XXI век. Начальная школа" - что представляет эта методика обучения
Классы Жохова: как работают. Плюсы и минусы
Классы Жохова: как работают. Плюсы и минусы
Начальная школа, методика Жохова: отзывы
Образовательные системы в начальной школе: как определиться
Образовательные системы в начальной школе: как определиться
"Школа России", "Перспектва", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония" - самые популярные учебники и рабочие тетради
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!