О том, как найти няню или гувернантку для ребенка, в последнее время написано множество статей. Существуют рекомендации о том, как провести первое собеседование, какие задавать вопросы кандидатам, и на что обращать внимание.
Если родители ищут работника в семью по объявлению, им приходится проделать немало работы, пока они найдут подходящего человека. Если они обращаются в соответствующее агентство, процесс отбора кандидата сокращается и упрощается.
Но, так или иначе, заветный момент настает. Решение о найме принято. Семья встречает нового человека, доверяя ему самое ценное — ребенка. Все вздыхают с облегчением. Теперь мама сможет выйти на работу, папе больше не придется выслушивать жалобы о ее тяжелой жизни, а ребенок будет полноценно развиваться под крылом у профессионала.
Но... в большинстве случаев, очень скоро в отношениях между гувернанткой и родителями начинаются проблемы. Что делать, если
- Мы не умеем выстраивать отношения с работником в семье?
- От нас хотят получать все больше денег?
- Наши требования перестают выполняться?
- У ребенка проблемы в школе — кто и в какой мере отвечает за их решение?
В этой статье нам речь пойдет не столько о нянях, сколько о гувернерах (ниже мы будем использовать слово "гувернантка" — все-таки, женщин в этой профессии значительно больше, чем мужчин). С одной стороны, услуги гувернантки стоят дороже, и ждут от представителя этой профессии большего, чем от няни. С другой стороны, оценить профессиональную пригодность и эффективность работы гувернантки родителям сложнее. С няней все просто: когда ребенок сыт, опрятен и весел — это сразу бросается глаза. А как оценить работу гувернантки?
Насколько за последние полгода у малыша развилась, скажем, орфографическая зоркость — попробуйте, догадайтесь. Если ребенок уже ходит в школу, о его успехах и о профессиональных достижениях гувернантки можно в значительной мере судить по оценкам в дневнике. А если речь идет о дошкольнике? "Гувернантка читает моему сыну книжки" — с гордостью произносит мама. А какие книжки? С какой целью? Вопросы нередко остаются без ответа.
Договор с гувернанткой
В первую очередь, выстраивая отношения между родителями и гувернанткой, надо обратить внимание на юридическую сторону дела. Человек, который будет работать с ребенком, должен обязательно зарегистрировать свою индивидуально-педагогическую деятельность. Сообщить о ней в налоговую инспекцию. Данная регистрация является как бы лицензией на работу с детьми. Родители заключают прямой договор с гувернанткой на определенный вид работы с ребенком. Как у родителей, так и у домашнего воспитателя должен быть экземпляр такого договора, с перечислением обязанностей и меры ответственности сторон, составленный и подписанный по всем правилам.
К сожалению, не многие семьи представляют себе обязанности гувернантки, в основном, из-за неопытности и неосведомленности родителей. К чему это приводит? К незащищенности родителей и ребенка. Да, по Уголовному кодексу РФ няня или гувернантка несет ответственность за несчастный случай, произошедший с ребенком во время ее работы, например, на прогулке. Но на практике вину няни бывает достаточно сложно доказать в суде.
Если бы работник заключал с родителями трудовой договор на законных основаниях, то были бы защищены обе стороны этого договора — как родитель и его ребенок, так и гувернантка. Тем более, что и нарушения условий договора происходят с обеих сторон. Потому что общий уровень культуры как заказчиков, так и исполнителей, к сожалению, зачастую оставляет желать лучшего.
Однако, защищая обе стороны, мы должны помнить вот о чем. На практике родители подвергаются большему риску, так как они доверяют своего ребенка малознакомому человеку.
Конечно, не у всех родителей, не у всякой мамы четко сформулированы требования к воспитанию ребенка. И эти требования могут расходиться с существующими в обществе представлениями о воспитании, и, в частности, с мнением гувернантки. Но, поскольку платят деньги родители, их пожелания являются приоритетными.
Когда гувернантки часто меняются...
Многие родители не понимают, что частая смена гувернантки приводит к обучению ребенка манипулированию людьми. Ребенок ощущает свою власть над взрослым человеком, когда кричит: "Убери ее! Я не буду с ней заниматься!", и родитель следует его прихоти.
Допустим, мы (агентство) заменили родителям гувернантку по их просьбе. Потом заменили еще раз. Хотя это бывает не так часто — гувернантки проходят обучение, мы проводим сопровождение их деятельности, они приезжают к нам и рассказывают, чему, как и сколько они учат детей, как себя ведут в семьях. Их работа контролируется.
И все равно, к примеру, родители недовольны. Тогда мы проводим психолого-педагогическое тестирование ребенка, родителей и гувернантки (это важно!) с человеком, независимым от этой ситуации, опытным психологом. Эксперт выступает в роли нейтрального судьи этой ситуации.
После такого анализа часто оказывается, что и гувернантку менять не нужно — достаточно кое-что скорректировать и договориться "мирным" путем. Хотя следует помнить о том, что если у родителей нет единства требований к ребенку, то никакая гувернантка им не подойдет. Помните басню "Когда в товарищах согласья нет...".
Кому это выгодно?
В целом, на рынке услуг по подбору персонала для работы в семье ситуация сложилась достаточно неоднозначная. Большинству фирм, которые не занимаются сопровождением работников, выгодно менять гувернанток. Родители не понимают, что если им предоставляют неограниченное количество замен, фирма готова делать это чуть ли не каждые два дня, то это говорит о том, что фирма просто зарабатывает деньги. Вот это родители должны понимать.
На первый взгляд, это утверждение может показаться парадоксальным. Однако каждая гувернантка платит фирме 50% своей заработной платы за первый месяц работы. Чем чаще меняется гувернантка — тем выгоднее фирме. Фирма не заботится об обучении гувернантки, ее сопровождении. И, в конечном счете, от этих "взрослых игр" страдает ребенок.
Когда родитель хочет выбрать домашнего воспитателя для своего ребенка, ему нужно обратить внимание на степень ответственности агентства за своего работника. Если фирма отвечает только тем, что она готова работника заменить — это не ответственность, а источник дополнительного дохода.
Как выбрать хорошую гувернантку
Оптимальный вариант для родителей — когда агентство пытается сопровождать работника, предлагает понаблюдать за ним. Как ни странно, это тоже не всегда находит понимание у заказчиков.
Сейчас для родителей есть много способов убедиться, что в их отсутствие с ребенком ничего дурного не происходит. На рынке можно даже найти услугу видеонаблюдения за няней (конечно, работника предупреждают заранее). Но многих родителей коробит: "Как это — подсматривать за человеком в замочную скважину?". Почему-то при этом нас не смущает, что в каждом супермаркете висит камера видеонаблюдения. Любая банка с консервированным горошком чувствует себя в безопасности. Чем же хуже ребенок? Как иначе ему себя защитить? А если он еще не говорит, и вообще никак сообщить не может, что с ним происходит в течение дня?
Нет, родители "жалеют" няню или гувернантку, боятся обидеть ее недоверием. И складывается парадоксальная ситуация, которую часто мамы и папы не могут понять: чем лучше они относятся к гувернантке, тем хуже, как правило, ее отношение к своим обязанностям.
К сожалению, очень редко встречаются домашние воспитатели, которые ценят хорошее отношение родителей. Чаще не ценят. Еще ни одна гувернантка из известных мне семей не спросила: "Сколько я должна заплатить за питание в течение дня в вашей семье?". Зато каждая спросила (при достаточно высокой зарплате): "Вы не можете оплатить мне проездной билет?". Знакомо, не правда ли?
У нас нет пока культуры общения с людьми, которые работают на обслуживании нашей семьи. И заказчики услуг впадают в крайности. Иногда хозяйка играет роль "барыни": "Выйдите вон", "Подайте, принесите", превращая работника в "холуя".
Ничуть не лучше заискивание перед работником: "Садитесь, садитесь! Как у вас дочка? Как у вас в семье?". Увы, эти невинные попытки установить "человеческие", дружеские отношения, ведут к неприятным последствиям. Разве можно от друзей чего-то требовать? Как-то неудобно. Надеешься на их ответное доброе отношение. Требования снижаются. Но что в ответ? Да, ваш новый друг, наверное, охотно обсудит с вами ваши и свои семейные проблемы. Но разве он предложит вам уменьшить свою зарплату "из дружбы"? Значит, что-то в этой дружбе не так, "несимметричные" отношения начинают тяготить родителей.
Увы, нередко гувернантки, с которыми дружат родители, переходят разумную грань в своих претензиях. Они начинают требовать повышения зарплаты, увеличения отпуска, оплаты больничных. Я даже знаю случай, когда гувернантка, работавшая в обеспеченной семье, потребовала купить ей квартиру!
К сожалению, удовлетворение возрастающих требований работника не повышает качество его труда. Наоборот, когда работодатель делает уступку за уступкой, гувернантка прилагает все меньше усилий к выполнению своих прямых обязанностей.
Как определить, что гувернантка работает хорошо?
Как же сохранить работу гувернантки на хорошем уровне? Для этого должна существовать некая третья сторона, которая может профессионально оценивать ее работу. Почему мы своих гувернанток сопровождаем в течение года, обязательно даем месяц испытательного срока, в течение первых трех месяцев работы призываем к себе для собеседований? Для чего мы постоянно приглашаем их то на лекцию, то на беседу, то поделиться опытом? Для того, чтобы гувернантки чувствовали, что за их деятельностью осуществляется постоянный профессиональный контроль.
Интересно, что гувернантка, устроившись в семью, в большинстве случаев отказывается приезжать на лекции, говоря при этом: "Мне некогда", "Я устала". И вправду, зачем ей тратить свое время? Ведь она уже решила основную свою задачу — устроилась на работу.
Когда же разговариваешь с родителями: "Вы не могли бы свою гувернантку прислать к нам на лекцию?", никто не отказывается. Оказывается, что родители очень в этом заинтересованы. Потому что они прекрасно понимают, кто является заложником данной ситуации. И присутствие контролирующей стороны положительно влияет на работу гувернанток.
Прекрасно, если вам повезло, и вы нашли по объявлению хорошего человека и сумели правильно построить отношения с ним. Но так не всегда получается. Даже мы, разрабатывая должностные инструкции, "заповеди гувернанток", не смогли до конца сформулировать правильную позицию. Какой должна быть роль гувернера в семье, на что обращать внимание, как общаться — это достаточно сложные вопросы. Поэтому так непросто подобрать подходящего работника.
Конечно, родитель должен в первую очередь обращать внимание на профессиональные качества гувернантки. Но профессионализм может оценить только профессионал. Поэтому мы всегда стараемся показывать и разъяснять родителям профессиональную сторону работы гувернантки. Допустим, я говорю: "Напишите план работы с ребенком на неделю: развитие речи, развитие орфографической зоркости ребенка, и т.д.". Для кого мы это делаем? Для родителей. Потому что они не всегда могут правильно оценить ситуацию: "Да она с ним книжки читает!". А какие книжки, с какой целью? Вот этот вопрос нужно задавать.
Как ни странно, многих родителей немножко коробит от профессиональной компетентности гувернанток. Потому что есть такой стереотип: "Вот, еще одна "училка" пришла, такая же, как все "училки"". Действительно, у некоторых гувернанток, много лет проработавших в школе, есть определенный уровень "профессиональной зацикленности". Но это не значит, что человек, имеющий педагогическое образование, будет работать хуже дилетанта. Конечно, все зависит от человека. Нередко и непрофессионал может быть просто мудрым человеком и заниматься с ребенком очень хорошо.
Есть и еще одна стороны проблемы. Гувернантка должна не просто заниматься с ребенком "развитием ради развития", она должна помочь ему раскрыть и усилить его положительные особенности, и нивелировать негативные. Гувернантка не логопед и не психолог, но она должна вовремя подсказывать родителям: "Вы знаете, эта ситуация меня настораживает, давайте, обратимся за помощью к специалисту". Потому что многие вещи, например, непроизношение звуков или сложности с психикой, можно подкорректировать до школы, до попадания ребенка в образовательную среду.
Гувернантка — специалист, она должна знать, какие условия ждут ребенка в школе и в детском саду. Вот почему профессионал лучше. Можно, конечно, пренебрегать квалификацией педагога до школы. Но ребенок потом все равно попадет в образовательную среду. Можно, конечно, сказать ребенку: "Не читай, не пиши или пиши буквы в другую сторону", полагать, что у ребенка такая особенность. Но когда-то среда вокруг него изменится. К сожалению, у нас мало выбора в том, в какой форме продолжить обучение ребенка.
Школьный адвокат
Взаимодействие новой среды для ребенка — школы или детского сада — и гувернантки тоже очень важно. Тридцать человек в классе, ну пятнадцать, десять — все равно это дети. Гувернантка-профессионал, зная особенности ребенка, может грамотно подсказать учителю или воспитателю, как лучше построить работу именно с этим учеником. И в нужный момент она сможет защитить ребенка в конфликтных ситуациях, которые возникают в детском саду или школе.
Кстати, родители не всегда могут это сделать сами, потому что они принимают каждую ситуацию слишком эмоционально, пытаясь закрыть ребенка, как птица закрывает своего птенца крыльями. Поэтому на рынке должна существовать услуга "школьный адвокат" или "детский адвокат". Но в принципе, эти функции должна выполнять гувернантка.
Вообще к решению конфликтных ситуаций лучше привлекать специалистов. Это не значит, что родители должны оказаться всегда правыми. Но более грамотно в ситуации разберется человек, который знает условия и той, и другой стороны. Для гувернанток мы видим перспективу в посредничестве между ребенком и школой, ребенком и родителями. Здесь можно говорить о сопровождении ребенка. Ведь его иногда нужно защитить даже от конфликтов внутри собственной семьи.
Что касается школьных проблем, то следует помнить, что кроме родителей у ребенка нет защитников. У мам и пап часто возникает священный трепет перед учителем, они боятся задать вопрос лишний раз — "а вдруг это отразится на моем ребенке?". Со всей ответственностью утверждаем: любой вопрос о вашем ребенке не принесет ему вреда.
Если ребенок неожиданно начинает приносить тройки по английскому, надо маме этим интересоваться. Это не означает, что нужно идти и ругаться с учителем, но маме следует показать, что она неравнодушна к обучению своего ребенка. Тогда и учитель обратит на него внимание.
Ведь ученику не хватает внимания не только потому, что в классе кроме него еще 25 учеников. Кое-что зависит и от мамы. Все родители по-разному относятся к обучению своих детей, и далеко не каждая мама вообще в курсе школьных забот своего ребенка. Одни не интересуются школьными делами, потому что у них успешный ребенок, он нормально учится, и все идет "само собой". Другие — потому что у их отпрысков проблемы с учебой, и они готовы свалить вину за это на школу. Но для школы не будет ничего нежелательного (а для ребенка очень полезно), если мама просто придет в школу и поинтересуется, как идут дела. Любое обращение к учителю — это положительный результат.
Но, допустим, сложилась конфликтная ситуация (к сожалению, в школе очень много насилия). Родитель не может справиться с ситуацией, он исчерпал все средства. Что делать в этом случае? На помощь ребенку должен прийти человек, который профессионально разбирается в школьных и учебных процессах, а также в детской психологии. Этот человек должен в любом случае выслушать две стороны и подумать, что в данной ситуации можно предпринять.
Может быть, для решения проблемы будет достаточно разговора со школьным педагогом. Вопреки распространенному мнению, учитель или директор школы не обязательно будет отстаивать честь мундира любой ценой. Разумный педагог всегда согласится с разумными доводами.
Но если учитель не готов прислушиваться к мнениям специалистов? Или вовсе профессионально непригоден? Тогда от него нужно избавляться, и этого тоже не нужно бояться.
Школьный адвокат может правильно написать письмо в вышестоящую организацию и перечислить там факты, свидетельствующие о недопустимых действиях учителя. На такое письмо и на изложенную в нем информацию инспектор РОНО обязательно обратит внимание. Родитель, как правило, сам сделать этого не может, он эмоционально высказывает ситуацию, не сделав акцента на действительно значимых аспектах конфликта. Он не знает школьных документов, не знает, что должен и чего не должен делать учитель, и безумно боится своего незнания. Поэтому любая консультация, любой разговор с родителями очень важны для решения школьных конфликтов.
Сопровождение отношений между родителями и детьми
В заключение следует заметить, что гувернантка, даже самая опытная, не заменит ребенку любящих и понимающих родителей. Отношения внутри семьи также надо выстраивать, и если нужно, не бояться обращаться к профессионалам.
В нашем непростом мире, к сожалению, родителям бывает буквально не с кем поговорить о проблемах своего ребенка. Разговор с друзьями или сослуживцами часто сводится к светской болтовне. Кроме того, у вас создается впечатление, что дети знакомых растут, не причиняя родителям хлопот и достигая необыкновенных успехов. На их фоне собственный ребенок нередко кажется вам ущербным.
Хотя наш опыт позволяет сделать одно наблюдение. "Легких" детей не бывает! Если знакомая мама говорит вам: "У меня нет проблем с моим ребенком", — это означает, что она либо не занимается с ребенком и не вникает в его проблемы сознательно, либо эти проблемы скрывает. Это правило почти не знает исключений.
Любой растущий человек, любое растение встречает на пути своего развития те или иные препятствия. Важно вовремя оценить, что сделать для того, чтобы ребенку было комфортно, а с другой стороны не пропустить развития отрицательных качеств.
Для каждого ребенка родитель должен найти особый, индивидуальный подход. Универсальных рецептов не существует. Даже анальгин не всем поможет от головной боли. Мы не можем сказать: "Сделайте так, и проблема будет решена". Надо говорить с родителями, говорить с детьми, и учить родителей говорить с детьми.
Задача родителя — вовремя поддержать и поинтересоваться жизнью ребенка и его проблемами. Услышать ребенка. Вспомним методику активного слушания, описанную в книге Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", ей действительно должен владеть каждый родитель. К сожалению, далеко не каждый педагог умеет ее применять. И даже не каждый психолог.
Если же решать проблему без обсуждения, сгоряча, как правило, ни к чему хорошему это не приводит. Можно сделать больно и себе, и ребенку. Поэтому родителю бывает так важно рассказать лицу нейтральному, не входящему в его ближайшее окружение, о своих трудностях.
Решение проблемы в отношениях "родитель-ребенок" редко лежит в области конкретной рекомендации. Важно другое. Когда человек озвучивает свою проблему и обсуждает ее, он сам ее решает. И решает ее правильно.