Типичный портрет американской бизнесвумен: она много и упорно работает, жонглирует делами в офисе и дома с ловкостью циркового артиста, берет на себя огромную ответственность на работе, и все это с легким и непринужденным видом. Индра Нуйи, Андреа Джанг и Опра Уинфри возглавляют списки богатых и влиятельных женщин, пройдя проверку годами профессионального опыта. Сравнивать с ними российских женщин в бизнесе когда-то было просто невозможно. Но сейчас, через 20 лет после распада СССР, новое поколение россиянок, непохожих на своих родителей, пользуется новыми возможностями в бизнесе, что делает их похожими на коллег с другой стороны земного шара.
Эта новая гвардия, состоящая из смелых, уверенных, образованных и хорошо одетых женщин
Однако если посмотреть внимательнее, можно найти несколько различий. Во-первых, если для американок важно хорошо выглядеть, то многие из этих сильных женщин в России в вопросах внешнего вида не могут довольствоваться чем-то кроме абсолютного совершенства. На недавно прошедшей в Москве конференции Startup Women, где я выступала в качестве спикера, Елена Ищеева, телеведущая и партнер портала Banki.ru, говорила, что необходимо особенно эффектно выглядеть на встречах, чтобы привлечь внимание к своему бизнесу и сайту. Американки в такой ситуации часто стараются одеваться так, чтобы не слишком выделяться на фоне своих коллег-мужчин. Редко встретишь кого-то, кто, как Марисса Майер из Google, выбирает модные наряды даже в Кремниевой долине, где самая популярная одежда — джинсы. В Москве утонченный стиль — это скорее правило, чем исключение в кругах влиятельных женщин. Взять, к примеру, Юлию Щеглову, руководящую программой BizSpark в Microsoft Russia. Одетая в брюки от Александра Маккуина и элегантную блузку, она похожа своим стилем и уверенным видом на девушку из фильмов про Джеймса Бонда. Или одну девушку — финансового директора, с которой я познакомилась в Москве: она все еще живет с родителями, но каждый день носит вещи известных дизайнерских марок уровня "Шанель".
Во-вторых, деловое партнерство со своим супругом кажется более обычным явлением в России в крупном бизнесе. В США часто увидишь супружескую пару на пенсии, открывшую небольшой пансион, но очень редко — мужа и жену, создавших Интернет-компанию, финансируемую венчурным капиталом, или работающих вместе в большом банке. Для русских это абсолютно нормально, они ценят, что супруги поддерживают друг друга в построении крупной компании. Американцы боятся личных привязанностей, воздвигая стены между домом и работой, они боятся, по собственному выражению, "держать все яйца в одной корзине". Вдобавок к этому женщины, родившие детей и продолжающие работать, заслуживают в России еще большего уважения своих коллег. Американки же часто скрывают тот факт, что у них есть дети или что они хотят их завести, опасаясь дискриминации на работе или того, что их будут считать слабее.
Следующее мое наблюдение вызывает больше беспокойства: в России забота о собственном здоровье часто стоит на последнем месте — после работы, семьи и общественной жизни. Многие женщины много курят и пьют, а спят и едят очень мало. Американки, в отличие от них, больше времени проводят в спортзале и следят за здоровым питанием. Хотя ожирение — серьезная проблема среднего класса в Америке, успешные бизнесвумен, живущие в больших городах, всегда спортивные и подтянутые. А вот сном, к сожалению, женщины пренебрегают в обеих странах. Как показала программа Арианны Хаффингтон Sleep Challenge, женщины больше страдают от недостатка сна, чем мужчины, что может привести к снижению эффективности работы и катастрофически сказывается на здоровье.
Многие российские женщины готовы к большим рискам и за небольшой период времени могут заработать внушительные суммы денег и собрать бесценный опыт. Они не терпят, когда им делают скидки, и хотят, чтобы их оценивали по тем же стандартам, что и мужчин. Пожалуй, наиболее точно их главное качество можно описать словом "цепкость". В Интернет-бизнесе готовность к рискам еще выше. Те, кто хочет играть на равных на рынке с таким большим потенциалом и добиться успеха, понимают, что любое промедление или нерешительность повышает вероятность поражения. Например, Таисия Кудашкина, основавшая портал Tulp.ru, в поисках финансирования своего проекта рассказывала о нем буквально каждому встречному. Она добилась своего и нашла инвестора, одновременно заботясь о двух маленьких детях.
Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, в 2008 году большая часть малого бизнеса в России принадлежала женщинам. По другому исследованию PwC, доля женщин в руководстве российских компаний за последние годы выросла и продолжает увеличиваться. Более привычным явлением стало видеть женщин среди венчурных инвесторов или серийных предпринимателей, таких как Любовь Симонова-Емельянова из фонда Almaz Capital Partners или Елена Масолова, основательница Darberry.ru (впоследствии ставшего российским "Групоном") и AddVenture. Эти изменения очень важны для развития лидеров среди других женщин, берущих с них пример. Несмотря на экономический рост и инновации, женщины сталкиваются с серьезными проблемами, а экономическая ситуация в России остается нестабильной. Чтобы оставаться успешными, женщинам нужно преодолеть еще множество препятствий и не сдаваться.