Реформа образования: курс на пятилетку

Новшества учебного процесса усложняют жизнь не только школьникам и абитуриентам, но также учителям и родителям. Что еще ждать от ЕГЭ?

О том, что в России проходит реформа образования известно всем. Кто спорит - менять нужно многое. Но предметной, полезной информации о ходе преобразований родителям катастрофически не хватает! Они довольствуется слухами, большая часть которых настораживает...

Планов громадье

Глобальный план любого мероприятия подобного уровня, конечно, спускается сверху. Не стала исключением и реформа образования. Ее приоритетные направления Президент России В.В. Путин озвучил на встрече с членами правительства 5 сентября 2005 года.

В тот же день в Кремле выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он рассказал, какие меры введены, чтобы исполнить наказ президента и представил документы, регламентирующие реформы на период до 2010 года включительно.

Большинство изменений коснется высшей и среднепрофессиональной сферы. Не забыты и общеобразовательные школы. Главные задачи здесь сформулированы на официальном языке так: поддержка инновационных образовательных программ, введение дистанционных технологий (в том числе с помощью подключения учебных заведений к Интернету), изменения структуры и величины оплаты труда педагогов, обеспечение доступности качественного общего образования. Но это общее руководство к действию . Детальный же план новаций в данной сфере как минимум на ближайшие пять лет составлен Министерством образования и науки РФ. Он называется Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года.

За парту в пять лет

Какое бы количество пунктов не включал план реформ, одной из главных проблем остается качество образования. Школ в стране тысячи. Но многие ли из них дают уровень знаний, достаточный для поступления в престижный вуз? Единицы! И попасть туда совсем непросто - нужно пройти жесткий отбор, тестирование, собеседование с психологом. Даже талантливым, но не получившим должной подготовки детям, путь в гимназии и гимназические классы закрыт. Что же остается для большинства потенциальных абитуриентов? Занятия с репетиторами или подготовительные курсы.



Образование какого качества можно получить во многих школах, расположенных не в крупных городах, а на периферии, тоже ни для кого не секрет. Оно, что называется, оставляет желать лучшего. И это еще мягко говоря...

Министерство образования и науки предлагает срочно ввести дополнительное обучение для дошкольников. Родителям детей 5-6 лет рекомендовано за год до первого класса записывать детей в подготовительные группы. То есть время пребывания в школе увеличится до 12 лет. Нововведение частично решит еще одну проблему: поможет разгрузить учебный план. Часть нагрузки первоклассников сместится на подготовительную группу, например, изучение букв и цифр.

Но пока двеннадцатилетка остается в стадии эксперимента. Школы, которые уже ввели эту систему, продолжат работать. Общего перехода до 2010 года не будет. Многие вопросы повисли в воздухе. Например с оплатой. В ряде московских школ подготовительные группы действуют давно. Обучение в них стоит от 500 до 3000 рублей в месяц, деньги для столицы небольшие. А для провинции? Неподъемная для большинства семей сумма!

Неизвестно и как быть с рекомендательным характером предшкольной подготовки. Если в такие группы ходить не обязательно, то как с программой начальной школы справятся дети, не посещавшие подготовительные занятия? Или программа первого класса все-таки будет частично дублировать предшкольный курс?..

Остается лишь ждать субъектам федерации поручено разработать детали проекта к 2008 году.

Факультатив по физкультуре

Специалисты давно призывают разобраться и с другой масштабной проблемой - перегруженностью учебных планов. Психологи предупреждают: психика подростков не выдерживает школьные нагрузки. Российское образование академическое. Школьники получают гигантский объем теоретических сведений, знаний.

Здесь есть два выхода. Первый ввести профильное обучение в старших классах. Второй - снизить нагрузки, изменив государственные стандарты общего образования.

Обучение по профилю поддерживается многими. Действительно, зачем десятикласснику-гуманитарию квантовая физика? Практически все частные и государственные московские школы уже перешли на профилирование: математическое, естественно-научное, гуманитарное, лингвистическое и т.д.

Снизить нагрузки чиновники предлагают путем вывода части предметов или часов за пределы учебного плана. Хотите более глубоких знаний? Получайте на дополнительных занятиях в рамках факультатива. Главные кандидаты на выбывание физика, биология и химия. Их рекомендуют объединить в один общий предмет - естествознание.

Не ясна пока судьба урока физкультуры. Одна из предложенных пока альтернатив секционное обучение. Школьники сами выбирают вид спорта, которым хотят заниматься. Есть вариант замены ОФП ежедневной оздоровительной гимнастикой или зарядкой.

Не утихают споры вокруг предмета история религий . Включение его в учебный план всех общеобразовательных школ - вопрос решенный. Дело за универсальной учебной программой. Чиновники от образования уверены, что уроки богословия детям не грозят, дисциплина светская. Основная цель познакомить подростков с культурологическими и историческими особенностями всех мировых религий.

При переходе на новую систему дополнительного образования нельзя не учитывать юридический аспект. По действующим законам бесплатным является лишь общее образование. Получается, что за остальные занятия, факультативы придется платить?

Наталья Ивановна, мама пятиклассника: Думаю, лишних знаний не бывает. Все мы наслышаны про ограниченность американских школьников с их узкой специализацией при обучении. Не хочется, чтобы наши дети прошли этот путь. Да и платить деньги за уроки химии, физики многие родители не готовы .

Новые образовательные стандарты общего образования должны быть разработаны к 2008 году. Еще несколько лет понадобится на доработку проектов, для адаптации к новшествам общественного мнения. Министерство образования и науки пока отделывается общими фразами: дополнительное образование должно выйти на другой уровень, стать привлекательным и ненакладным для родителей и учеников!.. Удастся ли чиновникам не на словах, а на деле достичь прорыва за ближайшие годы? Покажет только время.

Дорогу новому!

Разумеется, новшества потребуют серьезных финансовых вложений. Бюджетных средств пока катастрофически мало. Президент обещает: в ближайшие два года структура бюджета на образование измениться. Большая часть денег будет выделяться на первоочередные нужды - приобретение современного лабораторного оборудования, программное обеспечение, доступ в Интернет, модернизация учебных классов, подготовка преподавателей, выпуск учебников и многое другое.

Президент и министр образования подчеркивают: поддержка, в том числе и материальная, школ-новаторов дело государственной важности.

Не все едины

Конечно, волнует и судьба Единого государственного экзамена. Многие школы и вузы присоединяются к эксперименту. Но до всеобщего перехода на ЕГЭ, похоже, еще далеко. Известна позиция МГУ им. М.В.Ломоносова: тест не показывает картины всестороннего развития абитуриента, не позволяет оценить его творческие и аналитические способности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования непреклонна: в скором времени все вузы будут обязаны учитывать результаты ЕГЭ.

Министр образования страны А. Фурсенко попытался смягчить категоричность этой позиции. По его словам, ЕГЭ - не единственный вариант поступления в вуз. Институты и университеты могут набирать студентов и альтернативными методами. Часть вузов уже сейчас предлагает абитуриентам выбор: сдать экзамены на месте, или предоставить результаты ЕГЭ.

Свидетельство ЕГЭ не заменит творческий конкурс. Экзамены, проверяющие творческие способности, будут проходить традиционно.

Не менее важный момент не до конца продуманные схемы секретности. Одна из целей единого государственного экзамена борьба с коррупцией. Считается, что результаты теста объективный показатель. Так ли это?

В этом году выпускники сдали ЕГЭ намного лучше, чем в прошлом. Чересчур хорошие оценки насторожили контролирующие органы, которые констатировали - участились случаи подделки результатов теста. Правда, бороться с фальшивками несложно: настоящие оценки забиты в общую базу. Вузу достаточно сверить электронные данные с представленным в приемную комиссию количеством баллов.

Основная проблема возможность за деньги купить правильные ответы на тест. Интернет пестрит предложениями такого рода. Стоимость одного теста 120 долларов. Деньги переводят безналичным путем: через веб-мани или банк. Выйти на поставщика электронных услуг практически невозможно.

Развит и бартер: на форумах и сайтах школьники вывешивают объявления: Есть результаты ЕГЭ по математике. Меняю на ответы по географии и т.д.

С подобными нарушениями чиновники обещают покончить в ближайшие два года. С помощью повышения секретности и жесткого контроля за теми, кто имеет по работе доступ к тестам.

Бедные богатые учителя

Основная проблема в сфере среднего образования нехватка педагогов. Каждый год педагогические вузы выпускают тысячи специалистов. А вот работать в школу из-за низких зарплат приходят единицы. Учителям, как известно, платят за количество отработанных часов. Чтобы получать больше, они вынуждены набирать много уроков, плюс классное руководство. От этого страдает качество преподавания: попросту не хватает времени должным образом готовиться к занятиям.

Почасовая оплата признана неэффективной. В течение 2006 года все школы РФ перейдут на новую систему. Заработок учителя будет состоять из оклада, плюс дополнительная мотивация классных руководителей. Если сейчас в целом по стране за классное руководство получают 110-250 рублей, через год эта сумма значительно увеличится. Дополнительно планируется ввести ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших педагогов России.

Записная книжка родителей

Отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов

- В школе, где учатся мои дети, педагоги могут поставить двойку за забытые дома тетради, сделать выговор за неправильную обложку. Правомерно ли это?
- Учитель вообще не имеет права делать выговор ученику. Высказать свое недовольство - возможно. Процедура регламентируется только нормальными взаимоотношениями в классе. Если нет тетради, скорее всего, нет и выполненного домашнего задания. В этом случае учитель может поставить двойку.

Юлия Бобкова
Статья предоставлена журналом
Куда пойти учиться
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Реформа образования: курс на пятилетку"

Вы не авторизованы.

Все правильно пишет психолог, имхо. Я абсолютно с ней согласна.

Вам номер школы нужен для примера? Пожалуйста. Мы в свое время не пошли на подготовку в школу с углубленным изучением английского языка номер 1411. Занятия были с 17 до 19. По три урока. Бестолковые занятия. Ничего нового, по сравнению с обычной программой детского сада, не давали, но за два года перед школой наблюдала человек десять детей, которые после сада ходили на эту подготовку. Из нашего сада, из кружков, где мы занимались. Родители возмущались, дети переутомлялись, но все равно шли, потому что иначе в 1 класс поступить без больших денег практически невозможно.

Ваша внучка, вероятно, не ходит в детский сад. Занятия при школах и занятия при садах и детских клубах - это две большие разницы. Речь в статье как раз о запрете занятий при школах, потому что дошкольники требуют совсем другого подхода, их нельзя сажать за парты и потому что школы, как правило, не имеют условий для занятий с дошкольниками, не имеют в своем штате специалистов по работе с детьми 5-6 лет и не могут организовать занятия в дневные часы - у них в это время все помещения и педагоги заняты.

Для особо тревожных родителей есть масса куда более мягких способов ненавязчиво адаптировать ребенка к будущим занятиям в школе. В нашем саду, например, есть группа для детей не посещающих детский сад. Два-три раза в неделю, в утренние часы, никаких парт. Игровые. Музыкальный и спортивный зал. И только занятия по возрасту: изо, лепка, физкультура, музыка, подвижные игры на воздухе, развитие речи, логопед. Аналогичные занятия есть в Детском Юношеском центре. Водить ребенка в музеи, в театры, в бассейн или на танцы - это тоже совсем другое дело, это только на пользу.

Да, к слову, я крайне редко говорю своим детям нельзя. Мне вполне хватает слов: "опасно", "аккуратно", "осторожно".
2005-11-07, Красно Солнышко
Давно пора, имхо. Речь в статье идет о подготовках к школе.

известия: С точки зрения психолога, "дошколка" - вещь полезная?

Елена Смирнова: Для ребенка - абсолютно бессмысленная и вредная. Как правило, эти занятия вечерние. После детского сада мама ведет измученного ребенка в школу, где учитель в третий раз объясняет, где А, где Б. Но взрослые заинтересованы в "дошколках" и прогимназиях: родители - потому, что это некая гарантия попадания в нужную школу, учителя - из-за денег. Но раннее обучение лишает ребенка инициативы, убивает его личность. Дошкольный возраст - замечательный период, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в его собственной активности - в игре, рисовании, конструировании, музицировании. Есть целый список видов деятельности, в которых человек развивается. Учение в этот список не входит. Оно осуществляется только под нажимом взрослого человека. Когда ребенка с 3-4 лет заставляют учиться, из его жизни выдавливаются необходимые виды деятельности и подменяются чуждыми и ненужными.
...

известия: Можно ли исправить ситуацию?

Смирнова: Очень сложно - надо работать с сознанием родителей. Родители хотят, чтобы дети как можно раньше получали "раннее развитие". Все это подогревается рыночной стихией - огромное количество разных пособий и курсов "думать раньше, чем ходить"... Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые первые 4-5 лет жизни.
"

2005-11-06, Красно Солнышко
Вы просто идеалист :) Не обижайтесь.
Хотят, конечно, как лучше, а получается - как всегда :(.
Только сегодня разговаривала с подругой. У нее девочка ходит на подготовку в другую школу. Номер называть не стану - слишком известен.

Туда тоже иначе не поступить. Только за тем и ходят. Посмотрели с ней записи - вот нечем людям заниматься, честное слово. Но школа деньги зарабатывают и у подруги нет других приличных школ без подготовки рядом вот и мучаются. Хотя ребенок мало того, что в сад ходит, где тоже есть программа подготовки к школе, но еще и так прекрасно развит и к школе готов.

А могли бы ходить больше по театрам-музеем, больше читать, да и просто в куклы играть. Меньше бы ребенок переутомляся. Поступили бы сразу в первый класс как прекрасно было до нашей эпохи всеобщей коммерциализации.

Мы поступили сразу в 1 класс прогимназии, при которой не было обязательной подготовки и прекрасно учимся. Уже во втором классе. Благо, есть еще такие, нормальные школы. Лишний год детства подарили ребенку.

Когда ребенок у вас начнет школе учиться, вы поймете, что бежали впереди паровоза, что все то же, что пытаются дать заранее на подготовке (чтение, письмо, счет), прекрасно дают в первом классе. И если ребенок гармонично развивается родителями в процессе домашнего дошкольного воспитания, а судя по вашей статье, у вас ребенок получает как раз такое, прекрасное домашнее воспитание, НИКАКИХ проблем с усвоением даже гимназической программы, у него не возникает.
2005-11-08, Красно Солнышко
1. Во-первых я обратил внимание на данную статью потому, что в ней идет разговор о вредности с точки зрения психолога Е.Смирновой обучения в том числе 5 летних детей, в стаье данного сайта наоборот -отсюда правая и левая голова.
2. Во вторых психолог Елена Смирнова не должна из частностей делать общий вывод. даже интересно если она приведет номера прогимназий где идут вечерние занятия. Моя внучка занимается днем. Могу назвать еще несколько где точно нет вечерних подготовительных занятий.
Семья, детский сад, дополнительные занятия (в том числе спортивные, ИЗО, музыка и т.д.) должны дополнять друг друга.
В музыкальную школу, и спорт секции приводят детей не в 7 лет а как правило раньше. Может не надо?
Я за систему профобразования для детей. Сегодня у нас было первое занятие в Пушкинском музее по сказкам А.С.Пушкина. Профессионально! И не каждый родитель способен так донести мир сказки!
3. Убивет личность не учение, а мы взрослые. Это можно сделать и в театре ....
4. Интересно когда Вы говорите ребенку - нельзя -Вы убиваете его личность или воспитываете?
Развитие ребенка и учение процесс неразрывный.
2005-11-06, Тонких С.А.
Не знаю. Мы делали осмысленный выбор прогимназии (досконально было изучено по-моему 12, некоторые правда отпали по финансовым вопросам), ребенок с огромным удовольствием идет на занятия. Данная гимназия нам была не интересна и поэтому я даже не стал с ней знакомиться заочно, тем более очно.
И если там так серо организованы подготовительные, то мой заочный вывод и уровень общего образования думаю не высок (хотя слышал об очень сильной школе в Строгино когда были на отдыхе в этом году в Алуште. Мама своего 8 летнего ребенка по 2-3 часа в сутки заставляла учить уроки (!?!), уровень английского просто безобразный(может она?), хотя сегодня полазил по сайтам вроде достаточно прилично. А привязываться или нет к конкретной школе. ИМХО-если это общеобразовательная, то я бы никогда не отдал ребенка на подготовительные. Есть много чего интересного в этом возрасте. Если специальное- то это обязательно надо. А вдруг это не наше. Не для моего ребенка. Зачем мучить всех. Вот здесь и задача психолога, воспитателя, который прикреплен к группе, преподавателей, родителей (деда тоже). Должна быть Система и Государственный подход.
2005-11-07, Тонких С.А.
Замечательно.
Только никакой связи с темой о дошкольных подготовках не вижу.
Представьте теперь, что 2-3 раза в неделю, по три часа с вашим ребенком, школьный учитель, за партой будет тупо читать-считать-писать. Все эти школьные подготовки, это, по-существу, прохождение программы первого класса заранее. И вы вынуждены будете отдать ребенка на такие занятия, потому что это практически единственный путь в единственную хорошую школу рядом с вашим домом. Когда вы будете заниматься всем тем великолепием, которое описано по вашей ссылке?

Еще раз: Я приветствую любые занятия, которые нравятся ребенку и родителям, а также дедушками и бабушкам :), в любом виде - но только без привязки к конкретной школе. Потому что как только появляется такая привязка очень многие идут туда не за развитием, а чтобы гарантированно поступить. И чувствуют себя, как бедные родственники: оставят-не оставят, возьмут-не возьмут. Спросить со школы при таких обстоятельствах невозможно. Всем недовольным просто укажут на дверь. А вот занятий при клубах, садах, дворцах творчества, музыкальных школах - должно быть сколько угодно.
2005-11-07, Красно Солнышко
Это комментарий к вашей дискуссии с Пчелой Майей о недосказанности. Я даже не среагировала на эту фразу, потому что для меня очевидно, что имелось в виду :)

В этих подготовках проблема в том, что спросить невозмозможно. Что хотят, то и творят. Большая часть родителей терпят, только чтобы поступить потом. На их фоне любым недовольным - быстро укажут на дверь. Это в школе ребенка выгнать не так просто, на подготовке - элементарно. Там гораздо чаще, чем в садах, дикая организация, там жуткий прессинг на ребенка, который уже понимает, что его отбирают. Там постоянное оценивание и сравнивание детей. Даже в первых классах нет ничего подобного и атмосфера в разы мягче.
2005-11-07, Красно Солнышко
Поделитесь:

02.11.2005
Обновлено 22.04.2014
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Одежда: правила составления гардероба и покупки новых вещей
Одежда: правила составления гардероба и покупки новых вещей
Как упростить гардероб? Список необходимой одежды и обуви
А теоретическую физкультуру вместо математики не хотите?
А теоретическую физкультуру вместо математики не хотите?
Три часа физкультуры в приказном порядке школьникам ввели, а проводить негде.
Что считать образовательным стандартом?
Что считать образовательным стандартом?
Государство предложило новую версию образовательных стандартов.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!