В вопросе "Что делать, когда ребенок врет?" важно обратить внимание на слово “когда”. В каком возрасте это происходит и в каких ситуациях.
Дошкольник
Если в дошкольном возрасте, то это он не ложь, а фантазия. Не случайно об этом периоде жизни малыша написана масса книг, например известный рассказ Носова "Фантазёры".
Что можно сделать? Во-первых, можно читать про это, чтобы ребенок учился отличать правду от вымысла. Во-вторых, включаться в игровые фантазии ребенка, и обязательно обозначать, что это игра, обозначать границу между фантазией и реальностью. Можно доводить выдумку до абсурда, чтобы даже малыш понимал – ну, такое просто невозможно.
Впитывающий разум дошкольника так устроен, что он готов воспринимать все на веру. И родители должны знать об этом. Бывают случаи в детских центрах, когда дети рассказывают о занятиях такое, чего в реальности не было. Многие родители не понимают, они в растерянности - к счастью, современные детские клубы оснащены видеокамерами.
Младший школьник
Если врет младший школьник, нужно разбираться, в каких ситуациях он говорит неправду. У Драгунского есть замечательный рассказ, в котором герой не хотел есть манную кашу и выбросил ее из окна. Каша упала на шляпу прохожему. Почему ребенок обманул маму? Он пытался избежать наказания, боялся реакции родителей.
Поэтому неправда в возрасте после 6 лет – это сфера детско-родительских отношений: нарушение доверия с родителем, страхи. В этом случае родителю нужно работать с собой, понять, в какое положение ставит ребенка правда, почему он выбирает ложь, хотя знает, что врать – плохо.
Если определить причину самостоятельно не получается, стоит обратится за помощью к психологу, который будет разговаривать со взрослым и ребенком. Это частая практика для родителей подростка, когда контакт потерян, а доверие нарушено.
Средняя и старшая школа
Бывает, что дети среднего и старшего возраста увлекаются фантазиями. Недавно мой 11-летний сын, аргументировал свое нежелание написать задание тем, что у него слиплись пальцы. Он ел пирожное, пальцы слиплись. Мы оба понимали, что это обстоятельство преодолимо, но в тот момент его вера в то, что пальцы не разжимаются была искренней. Это фантазия, игра.
Еще пример: ребенок разбил чашку или случайно сломал игрушку, разлил краску, в общем, произошло что-то, усложняющее жизнь других. Что мы хотим в данной ситуации? Чтобы виновнику происшествия стало стыдно или чтобы он получил опыт и исправил последствия?
Реакция родителя напрямую влияет на реакцию ребенка. Если он соврет, что это не его вина, скорее всего, причина в боязни отрицательных эмоций в свою сторону, боязнь наказания. Это не нравится никому, ни одному человеку на свете и детям в том числе. Все хотят быть хорошими, значимыми, любимыми.
Если родитель задумывается над собственной реакцией и задает себе вопрос: что я хочу выразить, чему научить, что донести ребенку? Что он плохой? Нет! Чтобы он мог это исправить самостоятельно, понести справедливую ответственность за поступок. И как родитель и наставник нужно помочь ребенку, разделить с ним ответственность.
Если ваша реакция: "Давай мы с тобой найдем выход, подумаем, что можно сделать с последствиями", то в следующий раз вы будете вознаграждены правдой. Это и есть воспитание, обучение растущего человека, который набирается опыта – объяснить, что это нормально и может случиться с каждым. В детских центрах разлитые краски – рядовая ситуация, и даже если ковры новые или свежепочищенные, мои сотрудники скажут: давай мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем краску. И когда все будет исправлено обязательно отрефлексируют: как ты думаешь, что можно сделать, чтобы краски больше не разливались на чистый ковер?
Мы все – и взрослые, и дети – боимся социального осуждения. Взрослые, как и дети переживают, что их могут посчитать неумехами или несостоятельными в чем-либо. Никто не хочет выглядеть глупым или неуклюжим.
Но ошибки совершают все. Жизненные ситуации, вызывающие страх осуждения, будут сопровождать человека в течение всей жизни. Наша задача — научить детей не бояться этих ситуаций, не прятаться и не врать, а искать выход, решение. Если мы нанесли какой-то вред, доставили человеку неприятности, важно не скрываться, а подумать: "Что мы можем сделать, если так произошло?"
Любое вранье для осознанного родителя – это учебная ситуация, где вместе с ребенком они ищут и находят выходы даже из самых сложных ситуаций. Вместе.