Ребенок-олигофрен: можно ли ему помочь адаптироваться в обществе?

Как жить, если у ребенка олигофрения?

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (60 оценок)

Олигофрения (или умственная отсталость) - патология, которую невозможно вылечить, она проявляется при рождении и сопровождает ребенка всю его жизнь. Это особенность развития, с которой маленькому человеку предстоит научиться жить в мире, увы, не приспособленном к потребностям людей с ограниченными возможностями. И основная задача, которая стоит перед родителями, врачами и педагогами, - максимально адаптировать такого ребенка к обществу.

Как лучше воспитывать ребенка с олигофренией?

Термин "умственная отсталость", или "олигофрения" (дословный перевод - "малоумие"), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения - это нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), связанное с органическим поражением нервной системы.

Проявления патологии и ее диагностика

Существуют разные виды классификации умственной отсталости. В американской психиатрии выделяют четыре степени: легкая, средняя, тяжелая и глубокая. По структуре нарушений олигофрения делится на 5 видов, в зависимости от того, чем еще осложнено нарушение интеллекта.

Среди отечественных психиатров распространено деление умственной отсталости на три степени: дебильность (легкую), имбецильность (среднюю) и идиотию (тяжелую), а определяется она в зависимости от коэффициента интеллекта (IQ). Ребенок проходит тестирование и набирает определенное количество баллов, в соответствии с которым специалист (врач, психолог) делает заключение о степени умственной отсталости. Но взгляды на надежность такого способа диагностики у разных специалистов и в разных психиатрических школах расходятся.

Принято считать, что дети с легкой степенью умственной отсталости - дебильностью - способны овладеть речью для общения с окружающими, но испытывают трудности при решении интеллектуальных задач, понимании причинно-следственных отношений, обобщения. Те, кому поставлен диагноз имбецильность, овладевают речью в очень небольшом объеме, достаточном для выражения простейшей просьбы. Кроме того, у них можно сформировать простые навыки самообслуживания. Что же касается детей с идиотией, они не в состоянии овладеть даже простейшими навыками самообслуживания и нуждаются в уходе в течение всей жизни.

Однако, несмотря на жесткую классификацию, поставить четкий диагноз здесь весьма сложно. Дело в том, что редко можно говорить об изолированной умственной отсталости, когда ребенок отстает в интеллектуальном развитии и при этом у него нет отклонений во всех остальных сферах психики. Чаще всего недостаточность интеллекта сочетается с речевыми, эмоциональными, моторными нарушениями, заболеваниями внутренних органов. При этом отставание речевого развития может быть обусловлено именно особенностями интеллекта, поскольку развитие речи и мышления ребенка происходит по двум параллельным, взаимосвязанным линиям, которые в определенный момент пересекаются и дают начало такому образованию, как речевое мышление (или интеллектуальная речь).

Под термином "интеллект" понимают способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Если для первобытных людей актуальной была задача приспособиться к окружающей природе, избежать встречи с хищными животными и добыть себе пищу, то в современном мире на первый план выступает приспособление к социальной среде: по мере взросления ребенок учится общаться с окружающими, сообщать им о своих желаниях, а также осваивает игры, свойственные его возрасту. Позднее перед ним ставятся другие задачи (усложняется игра, появляются обязанности по дому, начинаются занятия по подготовке к школе).

Малышу, который не пользуется речью, невозможно предложить стандартные тесты и задания, с ним нельзя побеседовать, трудно поиграть. Специалист делает заключение о том, что у ребенка олигофрения, но не может определить ее степень, структуру нарушения, а это необходимо, чтобы правильно оказать помощь ребенку.



Возможные ошибки

Часто картина, характерная для умственной отсталости, оказывается связана с совершенно другими, неинтеллектуальными нарушениями. Например, ребенок не может продемонстрировать свои возможности из-за нарушения речи (зная правильный ответ на вопрос, он не может выразить свою мысль, объяснить, что и зачем он делает) или особенностей эмоционально-волевой сферы (ему неинтересно взаимодействовать со специалистом, он не отвечает на вопросы, или говорит, что ничего не знает). В последнее время признано, что для точного диагноза недостаточно результатов теста - важно оценить такие факторы, как степень адаптации ребенка к жизни в обществе, его способность к самообслуживанию, общению. Не менее важен уровень образования ребенка: многие дети не показывают высоких результатов при тестировании из-за недостаточности знаний и простого неумения выполнять задания педагога.

В силу этих, а также некоторых других причин в группу умственно отсталых попадают дети с разными нарушениями, например с алалией (нарушением речи) или ранним детским аутизмом (особенностью эмоционально-волевой сферы, при которой трудности общения могут сочетаться с высоким интеллектом и творческими способностями). Разграничение нарушения развития и педагогической запущенности, которая может приводить к значительной дезадаптации и отставанию в развитии, не обусловленному биологическими причинами, - очень важная задача диагностики. Ведь в каждом из таких случаев ребенку необходима определенная помощь, которая зачастую неэффективна при других нарушениях.

Только не изоляция!

В нашей стране с советских времен существовала система отделения "особых детей" от "нормального" общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом "олигофрения" при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует "стандарту", и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не : знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в "здоровом" мире.

Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и "отбраковывать" тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо "необучаемый", помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребенок с подобной патологией живет, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом "олигофрения" отказываются принимать в обычный детский сад, школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии.

Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы. Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи - госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией. Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, неспособные самостоятельно овладеть необходимыми навыками, будь то возможность полноценно общаться со сверстниками и осваивать школьную программу (при легкой степени патологии) или ребенок не сможет сам научиться есть ложкой из тарелки, одеваться. Основное, что предлагает ребенку медицинское учреждение, - это лечение. Квалифицированной педагогической помощи, своевременного обучения он не получает. А если и получает, то в минимальном объеме. В семье малыш может наблюдать за старшим братом или сестрой, за соседскими детьми и стремится научиться играть, говорить, читать так же, как они. В больнице у ребенка нет такого примера, и он вместе другими детьми довольствуется примитивными играми и общением с помощью жестов.

Конечно, если малыш попал в больницу на определенное время (для проведения курса лечения или диагностики), то по возвращении домой у него будет возможность в некоторой степени восполнить недостаток общения, заботы и правильного обучения. Но есть дети, которые живут в такой замкнутой системе постоянно, - это те, от которых отказались родители, узнав, что ребенок родился "больным", "не таким, как все".

Семья и школа

В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20-30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить "неполноценного" ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые "тяжелые" дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом - обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Конечно, нельзя рассчитывать, что малыш с тяжелым нарушением интеллекта сможет преодолеть эту проблему полностью. Работа разных специалистов (педагога, психолога, врача и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно. Неплохо, если ребенок, долгое время не обращавший внимания на окружающих его людей и предметы, начнет доступным ему способом реагировать на происходящие события - тогда мама сможет понять, что нужно ее малышу, что он любит или почему вдруг заплакал. Замечательно, если ребенок с неглубоким нарушением интеллекта сможет поступить в массовую школу около дома, где внимательная учительница с пониманием отнесется к его проблемам и поможет освоить доступную ему часть программы, удержаться в коллективе одноклассников, не превратившись в изгоя и "классного дурачка". Хорошо, если малыш, не говоривший до семи лет, научится пользоваться речью для общения, сможет объяснить маме, чего он хочет.

Право на труд

Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Инвалиды - не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату.

На практике это очень трудно реализовать. Действительно, для того чтобы человек с ограниченными возможностями мог работать, нужны специальные условия. То, что обычные люди выполняют легко, с минимальными затратами времени и сил, инвалид будет делать гораздо дольше, возможно, сделает больше ошибок, ему надо будет чаще отдыхать. Естественно, работодатели предпочитают брать на вакантные места здоровых людей. Значит, кроме права инвалида на труд нужен еще и механизм реализации этого права. Например, рабочие места, на которые охотно будут брать людей с ограниченными возможностями.

Существует точка зрения, что инвалиду не нужно работать - он не такой, как все, ему трудно выполнять простейшие действия, поэтому общество должно предоставить ему не работу, а содержание, льготы и освобождение от различных обязанностей. Такой подход может только дискриминировать человека с ограниченными возможностями. Все дети с раннего возраста стремятся вырасти и стать кем-то, они мечтают о карьере космонавта, учителя и т.д. Потом эти стремления меняются, и в определенный момент, повзрослев, молодые люди выбирают себе профессию. Общество, дающее инвалиду только льготы, стремится лишить его этой мечты, а вместе с ней - возможности личностного роста, уважения к себе. Он обречен навсегда оставаться ребенком, потребителем, получающим от общества жилье, пищу, одежду и ничего не давать взамен.

Такую ситуацию необходимо изменить, и начать надо с отношения общества к "другим" людям. Заключение медицинской комиссии "нетрудоспособен" не означает, что инвалид не имеет права работать. Нет, оно скорее указывает, что он не способен трудиться на обычном рабочем месте и ему необходимы особые условия для работы.

Важно, чтобы для каждого ребенка - "нормального", одаренного, с ограниченными возможностями - были заранее определены вехи, которые он пройдет в жизни. Родители должны быть уверены, что для их малыша существует детский сад, в котором он будет играть и учиться общению с детьми, школа, где он получит необходимые ему знания, работа, которую он будет выполнять с удовольствием и с ощущением, что он нужен обществу. А разделение людей на так называемых "нормальных", "одаренных" и "инвалидов" должно быть не критерием "отбраковывания" одних и продвижения других, а способом выбора их жизненного пути.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Ребенок-олигофрен: можно ли ему помочь адаптироваться в обществе?"

Вы не авторизованы.

Я прочитала, что сын в лагерь с бабушкой ездил + дача - от таких перемен вполне может быть резкое ухудшение поведения, по крайней мере, я бы не удивилась бы, если бы мой сын так бы себя вел после перемены обстановки, рассписания, появления новых занятий. Я, честно говоря, всегда жду от него негативной реакции на перемены, а если все проходит мирно - не устаю удивляться редким радостям.
Нас (родителей) недавно учителя собирали в школе, чтобы мы могли пожаловаться на поведения детей, а они постараться помочь и выяснилось, что проблемы, несмотря на возраст, очень похожи. И всем родителям тяжело игнорировать все плохое, поощрять хорошее, держать в голове правило "Самое главное - первая реакция, не знаешь, что делать - держи паузу" и т.п. стандартные правила. Но делать это надо - как минимум в половине случаев такое поведение - это способ общения, получения ответной реакции и негативная реакция для них еще лучше, чем положительная. Плюс к этому, стараться чтобы жизнь текла по однообразному, мирному руслу (для меня - это тяжелее всего). Ничего нового пока еще не придумали, советы родителям у нас такие же, как и у вас.
И с медикаментами, мне кажется, что-то надо искать. Но и тут надо быть готовой к долгому пути - предсказать реакцию аутиста на лекарства, ИМХО, невозможно
2005-07-02, lena(uk)
Под замок не посадить а закрыть на пару минут что бы хотя бы принять душ, сбегать в ближайший магазин, сделать какие то дела!

Эт мы такие "веселые" из лагеря вернулись, но думаю лагерь тут мало причастен, разве что все таки от занятий он на 4й день устал и устроил истерику, мешал жить другим детям, бабушка вымоталась с ним... это все таки надвигающийся пубертат и отказ от лекаств...

А про "до сих пор все из шкафов..."..... там в СМ на лекциях (с бабушкиных слов) все говорят что надо научиться нереагировать на их выходки, вообще стараться эмоционально холодно к ним относиться и они типа уйдут не найдя подпитки... да ВСЕ ЭТО ПОНЯТНО! Но как можно не реагировать раз, другой, третий... десятый... надцатый... когда делается одно и то же (а иногда и неожиданное) "противоправное" действие!?! В конце концов сам уже "из штанов выпрыгиваешь" и никакой неулептил не помогает (да и как его самим то пить! Работать ведь надо, машину водить!) Это можно не реагировать если ребенок в комнате с железной кроватью - там хоть в узел ее завяжи - честно, не буду реагировать! А когда обычная обстановка с 4мя живущими в ней людьми и бытом, а тем более "в социуме" - когда на чужих бросается! Ну как тут не реагировать!?!
2005-07-01, другая Мила
Я сама очень боюсь пубертата Димкиного. Когда осенью у него пошло дивиантное поведение, нам назначили Неулептил, мы пропили его полгода. Сейчас, ттт, все нормализовалось. Хотя, конечно, от лекарства отупение чуть-чуть было. Но мы давали минимальную дозу - по пол капсулы в день, на ночь (назначали нам по 2 в день!, Димку от этой дозы шатало, он падал на пол в поликлинике, я его еле подняла :(, и мы сами подобрали такую дозу, чтобы толк был и не шатало). Вон и Ира писала, что нейролептики очень часто необходимы в период пубертата. Нам были необходимы, вам тоже, конечно. У Димки тоже агрессия - будь здоров какая, но выражается на словах, "рожами" (как я называю, когда он повторяет мимику мультяшных героев очень нарочито, искусственно, ну так же, как в мультах), скандалами и хлопаньем дверями. Не реагировать не получается :((. Да, наверное, и нельзя - ему же жить в обществе, а общество еще как реагирует. Надо адаптировать его под общество, а не наоборот - эту гору не сдвинуть нам. Держитесь, терпения Вам.
2005-07-01, СветланаЮ
Все равно склонность к аффектам есть. И никуда от нее не деться.
Сейчас очень тяжело со страхами. Причем прогрессирует страх остаться одному. Понимаешь, раньше были просто набор страхов. Лифт, новые места, врачи и т.д. Что-то уходило (боязнь новых мест перешла в любовь к новым местам). А вот с этой зимы страх перешел в общую тревожность. Тревожность переходит в тотальный страх остаться одному хоть на минуту.
Звонит в среду бабушка - болит у Вани живот уже час. Мы в городе. Ес-но я гворю, что вот уже бежим, но все равно надо часа полтора. Предлагаю сходить к соседке, взять таблетку ношпы и узнать как вызывается неотложка. Ваня лежит, стонет. Он ее не выпустил. Дала анальгин (чито, конечно, нельзя ни в коем случае). Короче, живот прошел как только Саша вышел на крыльцо и потребовал "Гулять".
В туалет бабушка ходит в сопровождении Вани и уже Саши. За водой тоже. Саша спит один дома, бабушка с Ваней за водой пошли.
2005-07-01, Muha
Люда, надо принимать нейролептики. И не факт, что на них ребенок будет тупой. Неулептил - это капли. Как-то его держать, тому же мужу и влить ложку ( в воде растворяются капельки неулептила), сонопакс, хлорпротексен . Без лекарств такое состояние ничем не снять. Мне в данном случае жалко ребенка - ему же плохо, тревожно, его что-то беспокоит, вот это все выливается в агрессию. Да, можно сдать в больницу, там его накачают и он будет спать целыми днями под загрузкой. А как Вы потом будете снимать это состояние? Когда он опять дома будет? Решетки на окна обязательно надо, мы Нюшку в период обострения поймали на карнизе. ((( Можно посадить под замок, но от этого легче будет только вам, не ему. Я считаю, что можно помочь в таких состояниях, ибо мы прошли через все это - дикие истерики, бесконечные оры, дикий гомерический хохот. До сих пор она все рассыпает из шкафов. Но - это не так страшно, все можно убрать.
2005-07-01, мама Нюши
А вот как быть когда такой ребенок "агрессивен" (в кавычках потому что это не агрессия как таковая а "его средство общения")!?! Он нападает на прохожих, дома рушит и ломает, маленького братика и сестричку вообще может зашибить? А "следить" и "корректировать" все это до определенного возраста, когда еще физически можешь "не дать" "не пустить" "сгрести в охапку и унести" водить за руку наконец...

У нас сейчас видимо начался один из самых тяжелых периодов - пубертат :( и одна мысль которая приходит в голову при его поведении это именно изолировать его от общества и даже частично в семье, т.е. выделить ему комнату с замком и решетками на окнах :((((
Извините если кого оскорбила в лучших побуждениях, но вот такой вот период у таких детей тоже бывает и часто :( Так что к этому тоже надо быть готовым... я видимо не готова... может кто знает такую статью что бы и мне помогла в мой момент!?!
2005-07-01, другая Мила
О! У нас тоже где то с 4-6 лет был такой период, но это был еще маленький ребенок!!! А сейчас в 11,5 вернулся по новой :(
Препараты НЕВОЗМОЖНО дать! Уж поверьте - все испробовали! Ни подмешать, ни обмануть - никак не вотрешь :(
Боюсь что есть только один способ выхода из этого кризиса, но он... как бы это сказать не "в духе времени" и этой конференции, но я просто не знаю как мы переживем этот период (да и период ли это!?!), если честно то больше боюсь за .... мужа :(.... Если (в лучшем случае) не уйдет, то его либо криз хватит, либо он его... прибъет... :( ... стал говорить о том что "его надо сдавать".....

Есть много информации о маленьких детях, а есть где почитать про "других" подростков!?! Как к ним приспосабливаться? Неохота опять лишь на собственном опыте все шишки набивать...
2005-07-01, другая Мила
Поделитесь:

30.06.2005
Обновлено 10.01.2022
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Близкие по теме статьи
Лечение ребенка с ДЦП: необучаемых нет
Лечение ребенка с ДЦП: необучаемых нет
От диагноза дочери – до мастерской для подростков-инвалидов
Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
Дыхание, рефлексы, сердцебиение - когда нужна реанимация.
Патология или особенность?
Патология или особенность?
Беременность и роды вопреки обстоятельствам.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!