"Мой сын очень легко и быстро находит общий язык со взрослыми людьми, может подойти к кому угодно, завязать разговор без стеснения, но со сверстниками он не может даже познакомиться. Если мы приходим в гости и там есть дети его возраста, он отказывается знакомиться и играть с ними категорически. У него есть несколько друзей во дворе, и только с ними он играет. Ему 5 лет, в садик мы его не отдавали, он привык быть с нами или с бабушкой. Но скоро он пойдет в школу, и я беспокоюсь, что он не сможет адаптироваться в коллективе, будет чувствовать себя одиноким.
Елена С."
В любой ситуации, с которой обращаются к психологу, существует огромное количество нюансов, из которых, собственно, и складывается сама ситуация. Проблема возникает не в один день и не вдруг. И сама проблемная ситуация может оказаться только вершиной айсберга, а внутри можно обнаружить еще несколько подводных камней, не разобравшись с которыми, до вершины не доберешься.
Поэтому, если бы была возможность поговорить напрямую с самой Еленой и пообщаться с мальчиком, то ситуация, возможно, прояснилась бы совсем в другом ракурсе. Сейчас я попробую дать заочный ответ, исходя из ограниченного количества информации. И вообще, обращаясь к психологу, не ждите, что он даст вам ответы на все вопросы, а старайтесь научиться ещё тоньше понимать ребенка и ближе с ним общаться.
Например, можно понаблюдать за ребенком и самой постараться изучить сложившуюся ситуацию по следующему алгоритму:
Мой сын очень легко и быстро находит общий язык со взрослыми людьми, может подойти к кому угодно, завязать разговор без стеснения.
С какими взрослыми он находит общий язык (это какие-то определенные люди, знакомые, незнакомые, в гостях, подходит на улице к прохожим ... и пр.)?
На какие темы завязывает разговоры? Что ему интересно в общении со взрослыми? Как он это делает?
Но со сверстниками он не может даже познакомиться...
Не может или не хочет?
Что мешает общению?
Может быть, был какой-то неприятный или травмирующий случай?
Когда началось такое поведение? С чем это могло бы быть связано?
Если мы приходим в гости и там есть дети его возраста, он отказывается знакомиться и играть с ними категорически...
Необходимо аккуратно поговорить с мальчиком про каждый отдельный случай. Что ему не понравилось, чего он боялся или ему было просто неинтересно?
Сколько было таких случаев, можно ли на основании их делать выводы о трудностях адаптации в общем?
У него есть несколько друзей во дворе, и только с ними он играет...
Сколько друзей, как давно они дружат?
Вопросы к мальчику: за что ценит своих друзей, во что играют, на какие темы общаются?
Ему 5 лет, в садик мы его не отдавали, он привык быть с нами или с бабушкой.
Это совершенно ничего не значит, ребенку достаточно общения во дворе при совместных играх с друзьями.
Но скоро он пойдет в школу, и я беспокоюсь, что он не сможет адаптироваться в коллективе, будет чувствовать себя одиноким.
Почти в каждой школе существуют подготовительные курсы. На них очень полезно походить как с общеобразовательной стороны, так и с точки зрения психологической адаптации к учебному процессу, к учительнице и завязыванию дружеских связей.
Моя гипотеза причин сложившейся ситуации (без прояснения нюансов).
Поскольку у мальчика есть свой круг друзей, с которыми он играет, находит общий язык, общие темы, он принимает этих друзей, и принимаем ими, то нельзя сказать, что у него есть проблемы в общении со сверстниками.
Что касается завязывания новых знакомств, вспомните, как происходит это у вас. Вряд ли вашими друзьями становятся все люди вашего возраста, которых видите на горизонте. Вовсе нет.
Нашими друзьями становятся избранные люди, близкие нам "по духу", те, с кем у нас есть общие цели. С посторонними же людьми мы, взрослые, способны просто поддерживать нейтральные знакомства и беседы, поскольку уже привыкли играть в такие игры на протяжении жизни.
У детей больше непосредственности в поведении, они открыто показывают, кто им интересен, а кто — нет. Это выглядит со стороны не очень приятно, но зато является правдой. Правда и то, что со взрослыми общаться легче, поскольку они относятся к тебе с более высокой ступени, а значит, примут тебя и поддержат с любой темой разговора. Это ребенок чувствует и тянется туда, где легче.