Увы, не у всех нас дети такие же конкурентные и ориентированные на достижения, как юные китайцы и сингапурцы, согласно последнему рейтингу PISA. Как поддерживать в ребенке желание учиться, овладевать пусть даже не школьными предметами, а навыками, необходимыми для жизни и интересной работы?
Как объяснить ребенку важность образования? Например, необходимость овладеть такими навыками, как внимательность, работа с информацией, критическое мышление и т.д.? Можно бесконечно говорить об их необходимости или приводить в пример знакомых и родственников, которые "в этом возрасте добились большего". Однако очень сомнительно, что ваши благие намерения таким способом дойдут до адресата.
Мы знаем способ получше. Обучать важным навыкам можно, опираясь на пример известных людей, чьи заслуги и чье величие не оставляют сомнения даже у ребенка. Если, например, он интересуется компьютерами, то ему самому захочется брать пример с того, кто достиг в этом деле большого успеха. Создатель IKEA Ингвар Кампрад, основатель Apple Стив Джобс, ученые Стивен Хокинг и Сергей Королёв — чему они могут научить наших детей? Выясним с помощью серии книг "Уроки из жизни" от издательства "Альпина.Дети"
Развиваем внимательность с Ингваром Кампрадом
Из книги "Чему я могу научиться у Ингвара Кампрада"
Ингвар Кампрад, создатель IKEA, всегда следил за тем, чего не хватает людям. Еще в детстве он начал заниматься бизнесом. Ингвар подумал: какие мелочи нужны соседям-фермерам? Почтовые открытки, спички, семена — их никогда не бывает достаточно. Мальчик начал ездить на велосипеде по близлежащим деревням и торговать этими вещицами. Но это были только первые шаги.
Однажды Ингвар увидел, как сотрудник отвинчивает ножки у стола, чтобы загрузить его в багажник машины. Тогда он уже был владельцем небольшой мебельной компании IKEA. У Ингвара появилась идея: вся мебель IKEA должна продаваться в плоских упаковках, их можно будет доставлять по всему миру. Это сэкономит не только место, но и деньги. И покупателям, возможно, даже понравится собирать мебель самостоятельно, как Лего!
Первый магазин IKEA открылся в 1958 году, недалеко от родного города Ингвара, и сразу же стал самым большим мебельным магазином в Скандинавии. Ингвар был так горд собой! Он следовал за своей мечтой и создал нечто действительно полезное для других.
Однако на этом он не остановился. Например, Ингвар заметил, что, когда люди приходят смотреть мебель, они могут провести в магазине несколько часов — и непременно проголодаются. Поэтому через пару лет Ингвар открыл в своем магазине первый ресторан IKEA. Ура, фрикадельки!
Вот так внимательность и наблюдательность привели к всемирному успеху.
Учимся быть любознательным со Стивеном Хокингом
Из книги "Чему я могу научиться у Стивена Хокинга"
Великий Стивен Хокинг был невероятно любознательным. Он сделал очень много открытий, стал одним из самых известных популяризаторов науки, а все потому, что ему самому хотелось разбираться во всем, что касалось космоса. Что находится в черных дырах? Что было до момента Большого взрыва? Присутствовал ли при всех этих процессах Бог? Хокинг всю жизнь искал ответы, его история наглядно показывает — самый приятный и эффективный способ учиться и расширять кругозор — заниматься любимым делом.
В школе его прозвали Эйнштейном, хотя учился он так себе. Зато будущий ученый любил играть с друзьями: они строили механический калькулятор из старых часов, конструировали модели самолетов и ракет.
Стивен хотел учиться физике в престижном институте — Оксфорде. Школьные учителя уговаривали его отложить поступление и подождать год, потому что экзамены были сложными. Но Хокинг решился — и поступил. Ему было всего 17 лет.
В институте Стивен тоже не был идеальным студентом. Ему часто было скучно оттого, что все задания казались простыми. На выпускном экзамене Хокингу могли поставить и "5", и "4". Перед экзаменом он не выспался, отвечал не очень хорошо, и учителя сомневались. Тогда один из них заявил: "Надо ставить пятерку. Мы нечасто ставим оценку человеку, который умнее нас самих". Хокингу поставили "5", и он стал ученым в самом престижном английском университете — Кембридже.
Вот так умным и гениальным может стать каждый ребенок: достаточно запастись усердием и научиться быть любознательным, но самое главное — понять, что тебе на самом деле интересно.
Говорим об ответственности с Сергеем Королёвым
Из книги "Чему я могу научиться у Сергея Королева"
"Ответственность" — пугающее для детей слово, которым взрослые так любят начинать любую нотацию. Вряд ли такой подход убедит ребенка быть ответственнее, попробуйте по-другому. Расскажите, что на самом деле ответственность — это свобода делать то, что хочется. А в пример можно привести личность великого отца русской космонавтики Сергея Королёва. Почему именно его? Рассказываем.
Королёв с детства мечтал строить летные машины, самолеты приводили мальчика в восторг. Повзрослев, он не забыл детскую мечту и уверенно шел к своим целям. После 20 лет карьера Королёва взлетела буквально как ракета, и ему пришлось очень быстро научиться нести ответственность.
Быть конструктором и создавать нечто новое — это интересно, но в этом случае приходится отправлять на пока еще мало испытанных аппаратах людей и нести за них ответственность. В 23 года Королёв создает планер, на котором впервые в мире выполнили мертвую петлю — фигуру высшего пилотажа. В 24 он — старший инженер в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) по летным испытаниям.
Королёв часто не знал ответов на многие вопросы — их тогда просто не существовало! Но всегда брал ответственность за свои решения и шел вперед. В 1959 году инженеры спорили, какая Луна: твердая или покрытая пылью. Королёв заявляет: "Луна твердая!". Кто-то спросил: "Но где гарантии, что это так?". Королёв оторвал кусок газеты и уверенно написал: "Луна твердая" — и подписался.
История Сергея Королёва — прежде всего о том, что умение брать ответственность за свои слова и поступки не только делает человека надежным в глазах других, но и может принести невероятную известность и успех. И только тот, кто не боится брать на себя ответственность, может заниматься любимым делом и осуществлять свои мечты.
Работаем над критическим мышлением со Стивом Джобсом
Из книги "Чему я могу научиться у Стива Джобса"
Создатель Apple Стив Джобс никогда не шел за чужим мнением. У него было хорошо развито критическое мышление, которое позволяло без труда отделять главное от второстепенного и не поддаваться влиянию. Стив никогда никому не подражал, поэтому большинство сверстников считали его белой вороной. "Думай иначе!" — принцип, который помог ему изменить мир.
Стив Джобс не был ИТ-специалистом, "начинку" всех изобретений Apple создавал его друг Стив Возняк. Но именно Джобс разглядел потенциал начинания. В то время никто не понимал, зачем нужен персональный компьютер. Критическое мышление Джобса помогло показать миру, какие горизонты открываются с широким распространением компьютеров.
Когда Apple была уже крупной компанией, акционеры часто не разделяли мнение Джобса. Они хотели больше зарабатывать и меньше денег вкладывать в создание новых компьютеров. Тогда он принял непростое решение: покинуть Apple — фирму, родившуюся в его собственном гараже. Но через некоторое время всем стало ясно, что именно Стив — душа Apple, и он снова возглавил компанию.
Возможно, секрет успеха Стива Джобса крылся именно в том, что он всегда умел обстоятельно взвесить все "за" и "против" и принять независимое решение, которое наилучшим образом сочетается с личными целями и стремлениями. Это и называется критическим мышлением.