Ребенок и чужие взрослые. Вежливость и осторожность

Что вы сделаете, если случайный прохожий сделает замечание вашему ребенку, - поблагодарите или отойдете в сторону? А если с малышом станет играть посторонний взрослый, обрадуетесь или насторожитесь? Как определить, несет ли в себе незнакомец скрытую угрозу или просто симпатизирует детям?

Что вы сделаете, если случайный прохожий сделает замечание вашему ребенку, — поблагодарите или отойдете в сторону? А если с малышом станет играть посторонний взрослый, обрадуетесь или насторожитесь? Как определить, несет ли в себе незнакомец скрытую угрозу или просто симпатизирует детям? С одной стороны, надо учить ребенка быть вежливым. С другой — не известно, с каким человеком встретится ваш малыш. Задача нас, взрослых, — подготовить ребенка к неожиданным ситуациям и встречам.

Не навреди

Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно — в меру доверчиво и в меру осторожно — реагировать на внешний мир.

К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может принести и на какую почву может упасть зерно недоверия.

Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"

Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится — скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления некротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если, конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей — родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них.

В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка — поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения.



Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.

Активный малыш, или Повторенье — мать ученья

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение — не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игрушку", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора", а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно — хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных игр и упражнений помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.

Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ему волей-неволей придется вести себя по-другому — более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и перенимать хорошие манеры. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, — это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости.

Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких — более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.

Чувство собственного достоинства

Необходимо для себя четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие по меньшей мере, сомнительными. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики: "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?" можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы. Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка. Независимо от нашего отношения к "доброму совету" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен — например, вам говорят: "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки" — вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" — и последовать совету. Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное — просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмысленного и некрасивого выяснения отношений.

Осторожно — "добрый" дядя

Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более когда они в это время разговаривают с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства.

Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.

Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступаем неправильно.

Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание — не гарантия того, что при первой же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему.

Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей — игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы то знаем, какие у них намерения.

Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: "Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились". Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку.

Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?" — или, если малыш играет поодаль от вас: "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она".

Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеете право без объяснений развернуться и уйти.

Образец для подражания

Что касается культуры речи малыша, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок не вполне способен разобраться, почему он должен быть вежлив. В своем поведения он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать — прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка — самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают, и то, как они это делают, — правильно и достойно повторения.

Преврати неловкость в шутку

Нередко родители испытывают неловкость за детей, которые, по их мнению, ведут себя с незнакомыми людьми неправильно: либо грубят, либо излишне теряются. Взрослые должны понять: ошибки в поведении ребенка — это нормальное явление, это познание жизни и накопление опыта. Ни ребенок, ни вы перед чужим человеком ни в чем не виноваты. Улыбнитесь, извинитесь, сгладьте неприятный момент шуткой и забудьте о неловкости. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо ребенка тут же, при всех, ругать и требовать извинений. Малыш не поймет, почему он не прав, но испугается, что огорчил родителей. Посторонний человек исчезнет из вашей жизни через несколько минут, забыв о происшествии, а ребенка "прилюдное воспитание" может травмировать. Дети в большинстве своем — ранимы и сверхэмоциональны, и относиться к ним надо чутко и бережно.

Смотри в оба

Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто — всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.

Бумажка — в кармашке

Но как бы мы ни были бдительны, дети обладают удивительной особенностью "исчезать". Вот только что вы вели его за руку, на секунду отвернулись, отвлеклись — и ребенок уже растворился в толпе. Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине, и в метро — в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Можно даже в карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчества малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов. Такую "памятку" можно завести, когда малыш начнет уверенно ходить, бегать и прятаться.

Инструктаж хорошо, но игра лучше

Записка — это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть и уметь ее четко произносить. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон.

Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее.

  1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!
  2. Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь он должен остановится и начать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка — тихие слезы и хаотичный бег в поиске мамы и папы.

  3. Туда ходи...
  4. Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант — это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В метро — к дежурному у эскалатора или на платформе. В магазине — к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту — опять-таки к человеку в форме. Если ребенок потерялся и магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка — беджик с именем) и объяснить, что случилось.

    Если ребенок потерялся на улице — ему надо зайти в любое ближайшее учреждение, например в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афиши. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему. Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.

  5. Сюда не ходи
  6. Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!" При попытках его увести, научите его кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю!" Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях — имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то, по крайней мере, будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.

  7. Ты пошла направо, я пошел налево
  8. Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например, он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать — там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.

  9. Не дразните преступника
  10. Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не надевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен быть серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или киднеппинг.

    Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившееся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: "Ах ты, растяпа!" или "Какой же ты несообразительный".

    Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом "переиграйте" ситуацию таким образом, чтобы события — неожиданная потеря и поиск родителей — развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.

Проверьте себя и своего малыша

Правильная реакция на поведение незнакомых людей

Если ребенка хвалят, ее достаточно улыбнуться, а маме — поблагодарить за комплимент.

Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.

Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет, он должен ответить: "Я сделаю так, как скажет моя мама, вот она".

Если маме дают нелепый совет, мама отвечает: "Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом", и уходит.

Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал.

Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой, ей следует ответить: "Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю".

Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти, ему следует ответить: "Вон моя мама, спросите у нее" — и громко позвать маму.

Если ребенок только что потерялся, он должен стоять на месте и громко звать родителей.

Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей, он должен уверенно сказать: "Я буду стоять здесь и ждать родителей".

Если ребенка пытаются насильно увести, ему следует обратить на себя внимание окружающих криками: "Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!"

Надежда Юргина
семейный психолог
Статья августовского номера журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Ребенок и чужие взрослые. Вежливость и осторожность"

Вы не авторизованы.

Ольга, добрый день.
"Активный" и "гиперактивный" ребенок - не одно и то же. Я писала именно "гиперактивных" детях с точки зрения психологии. Разногласия в терминах - обычное дело между сродными науками. Так, к примеру - термин "ригидность" доводит чуть ли не до драки психологов и психиатров, обычно сотрудничающих и уважающих друг друга. Психология - не медицина, в психологических терминах не может присутствоват слово - "заболевание". Однако, психологический словарь (1997, с.72) предлагает термин "Гиперактивность". Цитирую: "Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью (в данном повторном случае, под "гиперактивностью" подразумевается Ваш термин)". Я писала об этих детях.
Спасибо за внимание.
2004-09-07, Надежда Юргина
Статья хорошая, но меня смутил такой абзац:
"Если люди которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!" При попытках его увести, научите его кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю". Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях - имена, телефон, адрес. "

Какой же умный, хладнокровнный и выдержанный ребёнок должен быть, чтобы в подобной ситуации не растеряться и не испугаться, а следовать полученным инструкциям?
И сколько лет может быть ребёнку, чтобы выучить его так себя вести?
Боюсь, что маленьким трёх-четырёхлеткам это будет слишком сложно.
2004-08-26, Екатерина
А вот я не терплю всяких советов, вроде надевания шапок, и других рекомендащий по поводу того, как мне правильно обращаться с моим ребенком, с какими благими намерениями они б ни делались. И ненавижу, когда ребенку суют всякие карамельки все, кому этот ребенок имел неосторожность понравиться. И не всегда возможно развернуться и уйти, из едущего троллейбуса, например, никуда не денешься. И вообще, любое вторжение в мое и ребенка ли4ное пространство не нахожу вежливьм, и соответственно не вижу необходимости в ответной любезности.А когда кто-то делает ребенку заме4ания про то, например, как нельзя кусать мороженое, а надо лизать, или нельзя ходить по лужам, просто говорю ему не обращать внимания.
2004-09-08, невежлива_я
Не может знать свой телефон в возрасте 3-х лет? Сильно сомневаюсь. Я лично знала несколько малышей, которые знали все, что необходимо, как раз в этом возрасте. Другой вопрос, если ребенка не заставляют запонимать номер, считая, что он еще мал для этого и НЕ может запомнить всего несколько слов.
Возможно, ребенок и не сможет применить эту информацию правильно, но есть вероятность, что рядом найдутся люди, которые спросят его домашний номер.
А если действовать исходя из того, что ребенок "не сможет запомнить", "не сможет применить", то это верный способ сделать вашего ребенка полностью неподготовленным к подобной ситуации.
2005-02-18, Mrs. John
Знаете, Берта, когда мне предложили эту тему - то, что я сказала - была практически Ваша цитата. Я сказала: "А что тут писать, сейчас такое время - вообще никого подпускать нельзя." Но потом подумала, люди мыслят по-разному, кто-то более легкомысленен, кто-то напротив. Я очень люблю повторять, что каждый родитель интуитивно знает, что нужно его ребенку. Перестраховываетесь ли Вы? Да. Если ли в этом смысл? Последние трагические события показывают, что да. Есть. Сейчас есть смысл 10-классников за руку в школу водить.
Всего Вам хорошего.
2004-09-07, Надежда Юргина
Я всегда внушаю ребёнку, что с незнакомыми взрослыми ни играть,ни брать у них что-либо нельзя. Пусть я перестраховываюсь, но это лучше, чем если произойдёт нечто страшное. К сожалению, на этот счёт расслабляться нельзя ни на минуту.Кроме того, есть любители делать замечания чужим детям, но с какой стати они считают себя вправе чтолибо им советовать? ещё неизвестно, что это за люди. А ребёнок должен быть уверен, что родители ВСЕГДА на его стороне. Поэтому я не позволяю посторонним делать сыну замечания.
2004-08-17, Берта
Очень полезная статья, особенно в наше время.
Особенно понравилось, что кроме правил безопасности, ребенку нужно прививать уважительное отношение к окружающим, чтобы наши дети не выросли хамами.
К сожалению имела яркий пример, когда шестилетний ребенок мог сказать взрослому что угодно и даже не гнушался рукоприкладством, это уже было совсем не связано с правилами осторожности:(
2004-08-17, Alee
Поделитесь:

17.08.2004
Обновлено 17.08.2004
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Не надо мусорить! Как научить детей бережливости
Не надо мусорить! Как научить детей бережливости
Эко-воспитание — простые правила для малышей.
Наблюдательный малыш
Наблюдательный малыш
Малыши очень наблюдательны и всегда готовы к познанию нового.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!