Когда родители слышат, что ребенок хочет стать артистом, часто они прикладывают все усилия, чтобы избежать такой перспективы. Почему не стоит запрещать заниматься театральным искусством и как занятия по актёрскому мастерству помогают детям в школе, рассказывает преподаватель учебной студии и режиссёр детских спектаклей театра МОСТ Мария Самсонова.
Мама, я буду актрисой! Как реагировать родителям?
Если ребёнок хочет стать артистом, то в первую очередь нужно понять, почему вдруг ему в голову пришла эта чудесная мысль. Если от того, что его одноклассник ходит в актёрскую студию и говорит, что это "очень круто", то, может, через какое-то время желание отпадет само собой. Если же решение ребенка принято осознанно — ему нравится выступать на публике, "примерять" на себя разные роли — стоит к нему прислушаться. В любом случае ограничивать ребенка в выборе нежелательно: как известно, чем больше запрещаешь, тем больше хочется. Лучше попробовать и отказаться, чем всю жизнь потом грустить, что так никогда и не попробовал.
Важно понимать, актёр или актриса — это крайне сложная профессия, у которой помимо "одной стороны медали" — восхищений и аплодисментов, есть "вторая" — ежедневная, порой очень сложная работа. И важно, чтобы ребенок понял это: понял, что перед каждым выступлением на сцене он должен 1000 раз повторить текст или отрепетировать сцену, при этом 999 раз из них услышать, что это очень плохо и он всё делает не так; понял, что за любой подготовкой актёра стоит огромный труд — это не только репетиции, но и изучение материала, над которым работаешь.
Например, когда мы ставили с детьми из учебной студии спектакль "Тимур и его команда", им нужно было понять, что в те времена, когда происходит действие пьесы, не было ни интернета, ни мобильной связи, ни даже телефонов в каждом доме. И если человек потерялся, то узнать, где он находится и что с ним случилось, было крайне сложно. Оставалось только ждать и надеяться. Понимание контекста и эпохи расширяет кругозор детей, дает им возможность точнее сыграть ту или иную роль.
Занятия по актёрскому мастерству помогают детям в школе?
Для любого родителя немаловажно, чтобы занятия, которые посещает их ребенок, были полезны в жизни. Что дают занятия по актерскому мастерству? Во-первых, они снимают зажимы и помогают ребенку научиться работать с аудиторией, научиться говорить, правильно распределяя акценты — а это повышает шансы быть услышанным. Такому ребенку становится не страшно читать стихи наизусть перед всем классом или отвечать у доски, потому что он умеет не просто рассказывать, а общаться с аудиторией, при этом понимает, как себя вести, если перед ним маленькая группа или 100 человек.
Во-вторых, любые театральные занятия дают детям немного другое видение жизни. Они воспринимают мир несколько иначе, чем их сверстники, становятся внимательнее и наблюдательнее. Ведь чтобы сыграть волнение, нужно понаблюдать, как ведет себя человек, когда волнуется. В процессе подготовки к роли ребенок начинает подмечать вещи, которые даже не все взрослые замечают.
В-третьих, занятия помогают узнать много всего нового: например, когда мы работали над спектаклем "Питер Пэн", изучили Англию того времени, готовясь к "Тимуру и его команде" — предвоенный Советский Союз.
Кроме того, сейчас мы готовим программу по актёрскому мастерству на иностранных языках, которая поможет детям в игровой форме освоить, например, английский или французский. Планируем начать работать в этом формате, когда у нас откроется новая площадка МОСТ-ДЕТИ на Новинском бульваре.
Можно ли освоить актёрское мастерство самостоятельно?
Существует немало различных пособий с упражнениями, которые человек может делать самостоятельно. Но детям намного важнее живой контакт, оценка, которую они получают от преподавателя и ребят во время занятий, мнения друзей и родителей после показа отчетных работ. При этом крайне важно дать каждому ребёнку возможность высказаться — ведь именно так они учатся формулировать свою точку зрения.
Как проходят занятия в актёрских студиях?
В нашей студии занятия состоят из двух частей: актёрское мастерство и хореография. Артисту важно владеть не только своим голосом, но и телом. Занятия по хореографии помогают освоить разные виды танцев, узнать различия между музыкальными направлениями, также они развивают пластику и чувство ритма.
Что касается актёрского мастерства, то здесь у каждого преподавателя своя методика. Конечно, мы делаем и классические упражнения, которые используют во всех театральных школах и кружках. Например, "Снежный ком": один человек говорит слово, второй повторяет то, что сказал первый и говорит что-то свое, и так все по очереди. Или учащиеся должны передавать друг другу без слов и жестов какое-то слово или звук.
Большинство упражнений мы используем в подготовке к спектаклю — у нас в студии все процессы взаимосвязаны: упражнения нужны для репетиции той или иной сцены, то, что дети делают на хореографии, непременно используется в отчетных спектаклях.
Весной каждая группа показывает свой отчетный спектакль — как итог работы. Часто после таких показов начинается профессиональный путь маленьких артистов: на данный момент у нас шестеро детей из детской актёрской студии играют в репертуарных спектаклях театра.
Какими должны быть детские спектакли?
Важно, чтобы дети, приходя в театр, видели живую, настоящую, чудесную историю, чтобы она вызывала отклик в их сердцах. История должна быть искренней — тогда дети будут сопереживать героям.
Например, когда мы создавали проект "Волшебный МОСТик" (спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста), то сначала думали, что это будут спектакли-читки в камерной атмосфере с музыкой, но без особых декораций и костюмов. Но в процессе подготовки читки переросли в спектакли в формате "домашнего театра". В конце каждого спектакля можно пообщаться и сфотографироваться с артистами — это очень ценно для детей.
Сейчас в таком формате у нас идут три спектакля: "Путешествие Нильса с дикими гусями", "Питер Пэн" и "Остров сокровищ". Эти произведения мы выбрали, потому что в них центральной фигурой является ребенок или несколько детей, которые попадают в необычные и порой сложные ситуации, но справляются с трудностями и делают много добрых дел. Детям интересно смотреть про детей, к тому же эти произведения — классика детской мировой литературы.
Театр — это огромный мир, в котором каждый может найти себя и ответы на важные вопросы, поэтому чем раньше ребенок с ним познакомится, тем лучше. И по большому счету не важно, как зритель — или как артист.