У вас нет ощущения, что после каникул детям стало труднее учиться? Медленнее усваивают, больше «тормозят»... А ведь впереди — контрольные и тесты, соревнования в спортивной секции, концерты в музыкальной школе, экзамены в выбранную гимназию... Как не «загнать» ребенка и подростка, как не заразить его неврозом нехватки времени?
Мне кажется, одна из центральных духовных проблем сегодня — всеобщее ощущение цейтнота. С этим же связан и родительский невроз — желание вложить в детей «под завязку», дать им ранний старт, чтобы они успели состояться... Это ощущение нехватки времени приводит ко всяким идеям эффективности, которые переносятся в том числе и на детей.
С одной стороны, мы действительно не знаем, сколько нам отпущено, и надо бы все-таки успеть прожить жизнь «не зря». Но с другой стороны, есть ирландская пословица: «Когда Господь создал время, Он создал его достаточно».
Нужно постараться не передать детям взрослый невроз хронической нехватки времени. У каждого ребенка есть свои пределы восприятия, границы возможностей. Нельзя его торопить, впихивать в него больше и больше. Даже ровно столько, сколько он может принять, не надо впихивать, чтобы у него по горлышко уже булькало...
Процесс развития каждого человека неповторим и таинствен. И не стоит думать, что мы такие мастера, лепим личность, будто из пластилина, и как захотим, так и выйдет. Ничего подобного! Многодетные родители прекрасно знают, что, как только малыш родился, он уже такой, какой есть: этот — крикливый, этот — терпеливый, этот сам придумает, чем ему заняться, а этому надо все повторять по несколько раз.
И почему он такой прямо из утробы матери — неясно. Значит, первое, что надо сделать, это понять, кто же тебе достался. Он, ребенок, тебе поручен, и ты должен понимать, что ему действительно нужно. Потому что, если человек будет делать не то, что ему предназначено, он никогда не будет по-настоящему, внутренне успешен.
Вообще настоящий успех — это когда ты получаешь удовольствие от хорошо сделанной работы. Хотя в современном мире об этом редко говорят. Если ты заработал много денег — это неплохо. Стал знаменитым — тоже хорошо. Но все это — мимолетные радости. А настоящее, длительное удовлетворение бывает только от хорошо выполненной работы.
Поэтому, мне кажется, стремление состояться, кого-то догнав и перегнав, нужно перевести в другое русло и постараться научить собственных детей, что состояться нужно по собственным внутренним критериям: тебе должно быть хорошо от своей работы. А для этого она должна быть любимой. И родительская позиция, на мой взгляд, тут очень простая: помочь ребенку понять, какое дело ему нравится.
Как это понять? У меня есть знакомая, которая после окончания медицинского института стала работать в Бакулевском центре. И она рассказывала, как, придя в первый день на работу и надев белый халат, она поняла, что всегда хотела быть здесь, вот в этом коридоре, в этом халате. Понимаете, возникает ощущение, что пазл сошелся, что ты вошел туда, куда нужно. Не обязательно это продлится всю жизнь, но сейчас ты должен быть здесь. А вот если этого ощущения нет — дело плохо...
Многие родители жалуются, что их чада вообще ничего не хотят. Просто дети, с одной стороны, перекормлены, а при этом никто их не спрашивает, чего бы им хотелось в действительности. А у родителей зуд: ребенку надо все время что-то делать!..
Мне кажется, здесь очень важно смотреть на эмоциональное состояние. Бывают дети, которым очень тоскливо от того, что им нечем заняться. В этом случае долг родителей — занять их. А бывают созерцательные дети, они сидят и о чем-то подолгу размышляют. Как сказал маме один пятилетний мальчик: «Не мешай, я об жизни думаю!». Значит, в этот момент ему нужно «об жизни думать», а не нестись сломя голову на тренировку.
Кроме того, у разных детей разная скорость восприятия: вот сидит малыш и «переваривает» свои впечатления, вроде бы ничем не занимаясь. Ничего плохого в этом нет — в конце концов, Илья Муромец пролежал на печи тридцать три года, «вылежал» свою мощь, а потом встал и реализовал ее по полной программе!
Мы знаем прекрасных, состоявшихся людей, которые начинали совсем не «по-лидерски». Например, известная переводчица Наталья Трауберг (1928–2009) рассказывала, что в школу она не ходила, все время болела, росла неумехой, сидела с тетушками, те обучили ее английскому языку, — в результате появился один из лучших переводчиков XX века.
И еще. Если нам кажется, что ребенок в чем-то неуспешен, то главное, о чем стоит помнить: одна из сильнейших травм — это когда для мамы или папы мнение окружающих о ребенке важнее, чем он сам. Вот этого нельзя допускать ни в коем случае!