Как правило, в полтора года многие дети начинают активно разговаривать. Их речь состоит или из отдельных слов или из совсем простых предложений, состоящих из двух-трех слов. Чаще всего, слова эти еще неправильно согласованы между собой. Не все звуки и слова малыш произносит правильно. Задача родителей: расширять словарных запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно строить фразы.
Что для этого можно сделать?
Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу «скажи «мама» (ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно, делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово «мама». Потом опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего, скажет, то, что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В результате малыш поймет, что вы от него хотите, и начнет повторять слова, которые вы просите.
Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов, только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете постепенно расширить активный словарь малыша.
Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил «настоящие» слова, а не облегченные или измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или будете умиляться неправильным словам. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его правильно и попросите повторить.
Очень благотворно сказывается на развитии речи одновременное освоение устной и письменной речи, то есть одновременное обучение говорению и чтению. Когда ребенок видит слово, он видит, из каких складов оно состоит, ему легче понять свою ошибку. Он станет прочитывать слова по складам даже те слова, которые раньше не произносил (особенно, если это знакомые склады, которые он видел в знакомых ему словах).
Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляйте его, если он не правильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не надо говорить, что он что-то делает неправильно. Просто произнесите ту же фразу правильно и попросите его повторить.
Кроме этого, учите малыша понимать вашу речь, то есть расширяйте его пассивный словарь. Учите его понимать ваши поручения, просьбы, вопросы. Если малыш чего-то не понимает, то поясняйте ему знаками, показывайте сами, что вы хотите от него добиться или попросите старшего ребенка или другого члена семьи выполнить вашу просьбу в присутствии малыша. Ребенок уже может понять и выполнить такие ваши просьбы, как «дай», «принеси», «отнеси», «положи», «покажи», «пойди», «отойди», «подойди», «найди», «садись», «ложись», «ешь», «пей», «закрой», «открой» и многие другие.
Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие вопросы: «Где?» (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где он взял и т.д.), «Куда?» (куда положить, куда пойдем и т.д.), «Что это?», «Кто это?» и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей — разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками (хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им «позвонит» малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.
Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками и альбомы (об этом подробнее в лекциях по чтению и об энциклопедических знаниях). Давайте обобщенные названия предметов — мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая себе наводящие вопросы и отвечая них, сами раскладывайте карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любую его активность.
Знакомьте ребенка с понятиями: «такой», «такой же», «не такой», «одинаковые», «разные». Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое «верх», «низ», «право», «лево», «середина», «внутри», «снаружи», около«, далеко, близко», «высоко», «низко», «ближе», «дальше» и так далее. Конечно, малыш не сразу разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано или поздно он начнет в этом разбираться.
Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками, короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним, ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку сами.
Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: «заяц бежит», «мальчик ест» и так далее. Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: «улыбается», «плачет», «удивляется» и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по вашей просьбе.
Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи. Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает всякую охоту. Малыш сам будет «помогать» вам, когда вы будет читать ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет произносить половину строчки или всю следующую строку.
Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).