Жить в неопределенности трудно, поэтому мы стремимся выяснить, что день грядущий нам готовит. Читаем гороскопы, раскладываем карты таро, а иногда обращаемся к предсказателям. А так ли нам это необходимо?
Гадание: зачем задавать вопросы?
Слушайте, а почему мы все так любим гадать — хоть на картах, хоть на кофейной гуще, хоть на книге Нострадамуса? Неужели и правда хотим узнать, что было, что будет, чем сердце успокоится? Но тогда вопрос: а зачем? Ну, будем мы точно знать, что помрем 28 числа марта месяца такого-то года — и что это изменит в нашей биографии? Или все-таки что-то изменит?
Конечно, можно сказать, что это все вовсе не всерьез, а так — время провести, себя побаловать... Но ведь почему-то какие-то люди балуют себя именно таким образом, а не каким-то другим — не волейболом, не игрой на бирже, не походами в театры... Я, между прочим, совсем не к тому, что занятие это низменное и культурному человеку не подобающее. Я только к тому, что задавать вопросы судьбе — развлечение весьма специфическое, всякими последствиями чреватое...
Начнем с того, что задавать любой вопрос кому бы то ни было имеет смысл только в одном случае: когда вы готовы услышать любой ответ. При этом совершенно понятно, что, когда некто приходит к гадалке или какими-то иными способами пытается судьбу допросить, он обычно вовсе не рассчитывает получить ответ: "Ваш любимый вас очень скоро разлюбит, деньги все вы потеряете и вообще скоро прикажете долго жить". Нет, теоретически, конечно, предполагается, что может поступить и такой ответ, но надеется-то вопрошающий отнюдь не на него, а на обещание всяческих жизненных благ и удовольствий. То есть, иначе говоря, приходит-то он и так не от хорошей жизни. Ведь когда у человека все замечательно, ему очень даже есть что терять, и тревога по поводу предполагаемой потери — состояние почти невыносимое. В любом случае получается, приходит человек к гадалке — или просто карты раскладывает, ладонь свою изучает или астрологический прогноз — за утешением. И что такому бедолаге прикажете делать, если он получает не тот ответ, за которым шел, а какой-то совершенно иной, нисколько не обнадеживающий?
Как принять прогноз
Вторым суровым последствием обращения к высшим силам является готовность полученному прогнозу соответствовать. Причем тут возможны два варианта. Согласно первому, человека ждут всяческие несчастья. Услышав такое грозное предсказание, человек, ясное дело, начинает мобилизовать все имеющиеся силы: он-то теперь информацией вооружен, знает, что судьба вознамерилась против него козни строить, и ко всяким неожиданностям уже готов. Но это ведь только ему кажется, что он к ним готов! На самом-то деле он к ним готовится... Представьте себе, что вы точно знаете, что сегодня по пути на работу должны упасть и сильно ушибиться. Догадываетесь, как отчаянно вы каждый свой шаг будете контролировать? Понимаете, что при каждом шаге мышцы будут напрягаться куда сильнее, чем это происходит обычно? И, наконец, как вы думаете, это уменьшит вероятность падения или увеличит? Правильно. Разумеется, существенно увеличит: просто потому, что напряженное тело куда медленнее приспосабливается к резким изменениям ситуации.
И вот точно так же человек, ожидающий предсказанных бедствий, пребывая в напряженном их ожидании, резко снижает свои адаптивные способности. В результате предсказанные бедствия происходят с куда большей вероятностью, чем если бы они предсказаны не были.
Второй вариант имеет место тогда, когда человеку, наоборот, предсказывают всяческую удачу. Ну сами посудите: если вам уже пообещали, что судьба самолично решила взяться за устройство вашей жизни в самом наилучшем виде, вам-то теперь чего париться?! Зачем против судьбы идти? Уж она-то дама могущественная, найдет, чай, как вашими обстоятельствами распорядиться, чтобы вам удовольствие доставить. И в этом случае человек расслабляется, лотерейные билеты покупать забывает и собственные усилия прилагать брезгует.
А если серьезно, то нетрудно понять, что жить в условиях неопределенности — трудно и страшно. Вот человек и пытается как-то тревогу уменьшить, а степень определенности — увеличить. Вот только стоит ли делать это таким детским способом? Ведь издавна существует много таких способов предвидения, что их и гаданием-то назвать язык не поворачивается, настолько они глубоки и неопределенны. Это предполагает, что человек сам должен приложить массу мыслительных и эмоциональных усилий, чтобы полученное предсказание к собственной жизни приложить и пользу из него извлечь.
Хотя при готовности человека думать ему могут и вообще никакие подпорки в виде рун или карт таро не понадобиться. Ведь если суметь точно сформулировать вопрос к судьбе, то ответ можно найти хоть в тюбике зубной пасты, хоть в утреннем дожде. При условии, что вопрос будет достойный, скажем: что я делаю не так в своей жизни или чего я на самом деле хочу?
Великий артист Армен Джигарханян, когда ему задали какой-то вопрос по поводу его взаимоотношений с высшими силами, сказал: "Не наше это собачье дело..." Другой мудрец — поэт Игорь Губерман — написал так:
Не зря ли знаньем бесполезным
Свой дух дремотный мы тревожим?
В тех, кто заглядывает в бездну,
Она заглядывает тоже.