Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев)

Полезность: 3,3 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (42 оценки)

Термин появился не так давно, и если сначала многие молодые и прогрессивные родители заинтересовались методикой Никитиных, Домана и других, то сейчас все стараются тщательно взвесить плюсы и минусы разных методик и выбрать из всего их многообразия что-то приемлемое для своих детей и для них самих.

Оговорю сразу, что пока не знаю, как действует моя методика, которая, по сути, является своеобразной вытяжкой, квинтэссенцией из признанных работ. Моему сыну всего семь месяцев, и я не знаю, как то или иное наше занятие повлияло на его развитие, помогало ли или, возможно, мешало. Но пока результаты нравятся не только мне, но и участковому педиатру.

Идеальная беременность закончилась достаточно быстрыми, несложными и абсолютно безболезненными родами. Алексей родился небольшим: 3220 грамм и 51 см.

Необходимость раннего развития я осознала сразу. Распишу наши занятия по месяцам.

В течение первого месяца мы акцентировали внимание ребенка на разнообразных картинах, висящих на спине в доме, давали дотронуться до вышивки, масляной живописи, стекла, картона, макраме и прочих материалов с разной текстурой. Папа пел сыну разнообразные мелодичные баллады. Мы давали ему пальчики в кулачки; выкладывали на живот, прижимая ладонь к пяточкам, тем самым стимулируя рефлекторное ползание; постоянно разговаривали, лучше всего стихами.



Результаты развития: появилась осмысленная улыбка, к концу месяца удерживал голову как в вертикальном положении, так и на животе.

Второй месяц: с разрешения невропатолога ввели элементы динамической гимнастики. (Важно! Перед тем, как решится на введение динамической гимнастики, взвесьте все "за" и "против" и посоветуйтесь с врачом, прослушайте курсы. Начинайте заниматься, как только малыш начинает держать головку, не раньше и не позже.) Мы повесили над кроваткой гирлянду (мобиля у нас не было, в игрушках не должно быть пассивного элемента, только активные), ввели массаж по возрасту (непрофессиональный, делала сама).

Результаты развития: переворот с живота на спину, на животе начал приподниматься на локтях, начал гулить очень разнообразно, с согласными "р", "в".

Третий месяц: к постоянным разговорам с ребенком прибавили чтение стихов. Стихи подойдут абсолютно любые, какие нравятся вам, хоть Рубцова, хоть Пушкина, хоть Асадова. Ребенку все равно, главное – ритм. Первые книжки (желательно с рисунками, но не специальные, типа "Тьюни-лавской" мягкой, а обычные картонки) даются в руки, мама гладит их вместе с ребенком.

В этом возрасте и я начала петь песенки, так как ребенок лучше воспринимает высокие женские голоса. Чем песенок больше, тем лучше, бодрые и веселые на игры на массаж, мягкие, тягучие – на засыпание.

Результаты развития: научился брать погремушку, захохотал в голос, перевернулся со спины на живот, начал пытаться перемещаться по-пластунски.

Четвертый месяц: произошел наш выход в люди (чем раньше, тем лучше, если ваш малыш на грудном вскармливании, то инфекции ему практически не страшны), пальчиковая гимнастика (особенно важны места прикрепления больших пальцев на руках и ногах), начали класть на пол.

Результаты развития: пополз по-пластунски, при вкладывании пальчиков в ладошку сам садился и вскакивал на ножки, начал вставать на четвереньки и откликаться на свое имя, перекладывал игрушку из руки в руку.

Пятый месяц: поощрения интересов ребенка. Потянулся к журналу – дайте ему журнал, взял фломастер – подсуньте ему лист бумаги. Самое время для мягких игрушек. В разговорах обращайтесь к ребенку "Леша, посмотри, это мама, а это папа, а где же бабушка?" и т.д. Важно! В этом возрасте особенно следите за безопасностью ребенка, не позволяйте ему засовывать мелкие детали в рот, следите за чистотой предметов, которыми играет ребенок. Помните: правило золотой середины во всем!

Результаты развития: пополз на четвереньках вперед, правда, не очень уверенно, держит тарелку сам, говорит "на меня".

Шестой месяц: как можно чаще оставляйте ребенка развлекаться одного. Если он начинает капризничать, научить его играть с игрушками, покажите, как собирается пирамида, качается неваляшка, катается мячик. Чем больше самостоятельного познания, тем лучше, ребенок должен все преодолевать сам. Не получается переползти преграду, например, в виде одеяла – не трогайте ее, этим вы лишите ребенка важного открытия. Не может он перевернуться с живота на спину – не помогайте, пусть он научится сам, для него это большая радость.

Результаты развития: сел, встал, держась за опору.

Седьмой месяц: играйте вместе с ребенком. Все, что интересует ребенка, должно быть обследовано им. Кстати, дети в этом возрасте очень любят говорить по телефону, печатать на клавиатуре или играть на пианино. Важно! Проверьте, чтобы ребенок не мог добраться до электропроводов.

Наши результаты: пошел вбок, приставным шагом, держась за опору, за две руки бодро шагает вперед. Говорит "мама", "папа", "баба", "дя", "на", делает "пока-пока". Отлично листает любые книги, очень их любит, если видит, то сразу ползет и обнимает.

Главное правило любого раннего развития – проверьте безопасность ребенка, ненавязчиво следите за ним, предотвращая возможные травмы.

Также важно: любые занятия должны приносить и вам и ребенку радость и удовлетворение.

Физические занятия (массаж и гимнастику) лучше отменять, когда малышу нездоровится.

Здоровья вашим детишкам, отличных достижений и удачи!

Романова Анна Евгеньевна, annys@inbox.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Стыдно за собственную успешность
Успех никогда не дается без последствий
Зачем посещать стоматолога, если зубы не болят: 5 тревожных симптомов
Что может быть поводом насторожиться и записаться к врачу?
Оставить комментарий к статье "Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев)"

Вы не авторизованы.

Мы опять о разном.

Вы читали эти книги?
Я читала. и 17 лет назад и совсем недавно. ну, какие там методики и высоты образования?
Это пособие по выживанию и сохранению в детях их способностей, несмотря на окружающие обстоятельства.
Больше половины объема книг-как кормить, как одеть и организовать.Как сделать так, чтоб не заболели.Т.е физиологические совершенно подробности.

Никаких специально организованных занятий.
На детей просто обращали внимание и поняли, что в результате этого дети почему-то шагнули дальше, чем виделось.

Многие идеи Никитиных были революционны для того времени и вполне обыденны сейчас.

Пример ваш тоже условно корректен. Сколько было старшим детям?
и сравнивать я предлагаю не времена, а семьи одного времени. Среди ваших ровесников училось очень много детей из больших многодетных семей? А сколько их сейчас?так, чтоб все 6-7-8 и учились и процветали.

А про само себя проявляет верно только отчасти.Вот я опять про Ирэн, у которой Миша. Что там больше себя проявляет? Сам Миша, с заложенными в нем способностями? Или все-таки неравнодушная мама?

Я продолжаю думать, что опыт семьи Никитиных действительно, ценен. и все, что я слышала об их детях, мои мысли подтверждает.

По крайней мере мне, с одиним моим ребенком, в эпоху информационного голода, Никитины ОЧЕНЬ помогли, и со втрой, в этопу информационного разгула, помогли тоже.

Кстати, если вспомнить о других педагогах.
Монтессори вот молодец, а сына отдала в интернат " чувствуя, что ее предназначение- чужие дети".

Еще близко знаю известного педагога, профессора, автора фиговой тучи методик.у него 4 сына хронические , нигде не работающие алкоголики, которые после смерти отца пропили не только квартиру, но и похороны родной матери.
Ксати, высшее образование имеется у всех.И с генами там полнейший порядок- мама у них кандидат педагогических наук,а уж окружение....

Резюме- Никитины молодцы и дети у них-супер!!!!!! :-)))
По некоторые ошибки и перегибы, свойственные первопроходцам- согласна. но это меелочи. а жизнь рассудила и показала, что все они делали правильно.
2005-10-05, =СветА™=
Если бы У Никитиных было бы 1-2 детей, то и эксперимента бы не было. Ничем особенным они с детьми не занимались. Игрушки-головоломки были у детей задолго до Никитиных, читать рано учили тоже во многих интеллигентных семьях, достаточно почитать мемуары, через классы перепрыгивали тоже многие. В 19 веке очень часто ходили вольнослушателями 15-летние студенты, один из таких юношей даже стал литератором, увы не гениальным. Если бы Никитины не написали книжку, не пытались выдать свою семейную жизнь за что-то выдающееся, то все бы считали и их и их детей милыми симпатичными людьми. Ну надо же говорили бы, в послевоенное время (только-только паспорта колхозникам дали!), в такой бедности вырастили таких хороших порядочных детей, всех в люди вывели, меньше техникума ни у кого образования нет. Это же не профессоркая семья, не семья потомственных интеллигентов, это интеллигенты в первом поколении! Академическими успехами похвастать не могут, так не было у детей академических занятий, дети скакали, бесились,мастерили, читали запоем книжки. В садик не ходили? А кто-нибудь помнит , что садик давали не всем, не хватало мест на всех детей. Одни дети с бабками сидели дома, другим нанимали 16-летних нянек из деревни. Семья Никитиных жила так, как жили в конце 19-начале 20 века семьи горожан. Какие в то время дет. сады? Книжек не писали тогда родители, а всякие игры-занятия с детьми выдумывали. И журналы детские выписывали с головоломками, задачами, ребусами. И спектакли семейные ставили любительские. И дети не все академиками становились, скромно заканчивали гимназии, реальные училища, университет, лицей, институт, семинарию - то есть уровень образования как у никитинских детей. И в семьях было тоже по 4-6 детей, мама не работала, няню могли нанять далеко не всегда, комнатушки у мещан и обедневших дворян были небольшие, жили довольно скромно и скученно. Ну не дал Бог детям большого таланта, ну и что? Зато семья дружная, весело жили.
2005-10-10, То-се
Про всех не скажу, у меня интерес прагматический. Меня заботят не дети Никитиных сами по себе, а их достижения в результате применения особой системы развития.

Насколько я поняла, книги "Мы, наши дети и внуки" и про игры описывают некие педагогические методики, направленные на достижение каких-то целей. И как же оценивать методику, не узнав о ее результатах? Может, и браться не стоит?

"Среднее значение" я представляю себе как результат "обычного" педагогического воздействия "семья + школа", при условии "типичной" заинтересованности в ребенке с обеих сторон.

Да, возможно "средняя" семья с 7 детьми показала бы худшие результаты. Но не уверена. Семья моего отца - у деда было 10 детей, бабушка погибла, когда младшему (моему отцу) было 4 года. Дед - рабочий на железной дороге в провинции, из крестьян. Старшие дети присматривали за младшими, бедность, послевоенное время. Потом, правда, мачеха появилась.
Результаты? Все дети с высшим образованием, мой отец - я про него писала уже, 4 высших образования, два из них в МГУ, больше 5 иностранных языков (точно не знаю, сколько), ученая степень, чемпион СССР по легкоатлетическому десятиборью, автор нескольких сотен публикаций по аналитической химии, лазерной спектроскопии и, позднее, юриспруденции, эксперт ООН и т.д. Похоже на "результат раннего развития", да? При его всяком отсутствии.
Я не случайно спрашиваю про методики и их результаты, потому что я в них не очень верю. Такое ощущение, что "оно как-то само" себя в ребенке проявляет, если не мешать сильно, и влияние среды - вещь сильно относительная.
2005-10-05, Emily
Не понравились мне таблицы-графики. И у Никитиных эти тараканьи бега мне не нравятся. Все эти пополз-пошел-пописал-заговорил-зачитал забудутся совершенно, а останутся в памяти совсем другие воспоминания. Помнится как у ребенка был, пардон, понос и я уже не успевала мыть-вытирать-переодевать, а тут муж звонит с работы узнать как дела. Наш папа как услышал про пол весь закаканный в шахматном порядке , то хохотал наверное минуты 3!!! У меня сразу отношение к миру изменилось, усталость прошла. Вот такая ерунда остается в памяти. Еще листочек первый зелененький на темном стволе липы, первый яркий закат и горящая от солнца дорожка на пруду, когда первый раз взгляд малыша надолго на всей этой красоте останавливаться стал. Как приятно было мне, маме, в музее, ведь все виделось как-то совсем по другоу, мир стал какой-то умытый, ярче обычного. А то, что ребенок в музее визжать от восторга в 10 месяцев стал, то это вторичное от моего настроения было. Нравилось маме на полу придумывать постройки или перебирать фигурки звериков, так и малышу было радостно с веселой мамой. Полнота жизни какая-то необыкновенная, никакого чувства жертвы, никакого ущемления своих интересов. Вот мой мир котенок - если хочешь и сможешь , то заходи сюда. "Это комната, здесь ты будешь жить. Это коридор. Это кухня, здесь дюдюка живет и любит шоколадки. А это темнота. А это свет", - так муж первый раз малыша на руках по дому носил. Если маме и малышу приятно что-то делать, то совершенно неважно, чем они занимаются. Для счастливого детства нужны только мама и малыш.
2005-10-06, Iren М. Kookliina
Странноватая статья... я по словам моей мамы после родов несколько суток провела в барокамере - родилась весом 4600 у женщины ростом 152 с "узким" тазом, с преждевременным излитием вод и обмотавшись пуповиной... (1977год).
Кесарево ей делать отказались, меня вытягивали щипцами. В семь месяцев я уже ходила и произнесла первые слова (первое слово было "пуговка", - "ба", "ма", "па" и т. д. не в счет). В четыре года я научилась читать вслух и писать печатными буквами... Ну и что?.. Моя мама не считает это каким-либо своим достижением - она считает что я развивалась Нормально, и не более того. Мой брат (1984) еще не умея ходить и говорить (в пол года), подползал к аудиоцентру, ставил нравившуюся ему кассету, сидел и раскачиваясь пел гулением под музыку, причем больше всего ему нравилось подпивать "блатнякам", что ужасно всех забавляло. Ну и что?..
Моей дочке сейчас не полных два месяца - она держит голову (лежа сама, в вертикальном положении я её страхую), улыбается людям (с неполного месяца), хихикает (смеха "в голос" пока не было)произносит агу, ага, эго, мэ, кэ, гэ, вэ, ы, с увлечением бьет по гирлянде-погремушке, и каким-то ненароком подтаскивает по направлению ко рту :))) все что ей посильно из того что привлекает её внимание. Ну и что?..
2006-06-19, Атир
А в чем там методика и достижения? ну, держит голову в месяц, а в пять пробует ползти-это вполне укладывается в возрастные физиологические нормы.

Но ряд вопросов возник.

Отчего ребенку начали петь только в три месяца? обычные мамы поют детям с рождения, я вот уже в роддоме мурлыкала негромко, чтоб окружающих мам не травмировать, а уж по выписке( в пять дней) вообще блажила круглые сутки.

А выход в люди в 4 месяца это как?Мы в магазины-рестораны в 10 дней вышли-это считается? Если да, то множно мы будем первые в очереди из самых раннеразвитых?

Почему 5 месяцев- самое время для мягких игрушек? в каком качестве эти игрушки используются? Мне казалось, что не токсичные и не косматые можно с рождения пользовать. На них, впрочем, и написано, что с "0мес".

Ксати, отчего это "в игрушках не должно быть пассивного элемента, только активный". Что это за элементы такие в игрушках? И кому и что они, кроме безопасности, должны?

А оставлять ребенка в 6 мес одного это, бесспорно, главная задача раннего развития. :-) Один и все преодолевает сам, без помощи. Просто кадры из " идеального солдата".

2005-10-04, =СветА™=
Никто, может, и не считал, но официальная версия была такая. Семью считали самой важной в семье... А на людях человек должен был показывать другое. Я помладше Никитиных, но на своей семье, на семьях, с которыми наша семя дружила, на учителях своих я это ощущала очень хорошо. И по отзывам свекрови сужу. Вот даже книжки детские тех времен и фильмы - есть там такая идеологическая обработка. Читала недавно дочке Драгунского (кстати, вспоминала о нем, когда писала тот пост) - и некоторые моменты "резали ухо". А еще, помню (на официальном уровне), пропагандировалось что-то типа того, что человек обязательно должен достичь чего-нибудь значительного, какая-нибудь цель нехилая должна быть. Никто не представлял себе цель вырастить инженера, или экскурсовода, который будет себе жить-поживать, работать (хорошо работать), детей растить, о семье заботиться. Вот и тут достижения измеряют количеством Нобелевских премий и членством в Академиях. Детей Никитиных считают неудачниками. Мол, ни велкими учеными, ни великими спортсменами не стали.
А с последним высказыванием (по поводу смысла раннего развития) - согласна :)))
2005-10-18, Штуша
Поделитесь:

04.10.2005
Обновлено 04.10.2005
Статья дня
Стыдно за собственную успешность
Стыдно за собственную успешность
Успех никогда не дается без последствий
Близкие по теме статьи
Детская комната как развивающая среда
Детская комната как развивающая среда
Советы от Михаила Федотова – врача, педагога, отца 10 детей
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Обзор развивающих пособий и опыт "бесполезных" игр.
Раннее развитие — это нормальное развитие ребенка
Раннее развитие — это нормальное развитие ребенка
По какой методике должно начинаться раннее развитие ребенка?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!