Работа или дети? Что было, когда у женщин не было выбора

Как совмещали работу и детей наши мамы, бабушки и прабабушки

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (45 оценок)
Прослушать подкаст по этой статье
10408 прослушиваний

Работать ли маме? Может ли считаться успешной женщина, сидящая с детьми? А работающая мама, у которой ребенок в саду и на продленке в школе, — действительно ли хорошая мама? Почему этот вопрос так волнует сегодня женщин — так сильно, что появляются не только обсуждения в конференциях на 7е, статьи, но и книги про то, «как совместить работу и семью»? Одна из них — недавно вышедшая «#Selfmama. Лайфхаки для работающих мам» Людмилы Петрановской. И в ней не просто даны ответы на все тревожащие вопросы — есть еще и полная картина того, «как мы дошли до жизни такой» и, соответственно, что теперь делать. Но начнем с истории.

Работающая мама

Очень-очень много лет и поколений у женщин не было выбора «работа или дети».

Бедным полагалось и то и другое, причем без выходных и отпусков, с детства и до смерти: поле, скотина, штопать-стирать-мыть-готовить, уход за детьми и больными. Оплатой был хлеб насущный. Профессиональный рост сводился к тому, что в молодости приходилось подчиняться, а ближе к старости можно было и покомандовать дочками-невестками, если детей удавалось вырастить.

Социальный статус больше зависел не от «профессионализма» женщины, а от благополучия семьи в целом. Если повезло иметь мужа здорового, работящего, непьющего, да еще и трое подросших сыновей, это одно дело, а если оказалась вдовой с малыми детьми, будешь жить впроголодь, какими бы умениями и талантами ни обладала.

Состоятельным денег за работу тоже не полагалось, но по другой причине: работать за деньги было неприлично. Разрешалось руководить имением, заседать в благотворительных обществах и попечительских советах, и то и другое при серьезном отношении к делу могло быть очень серьезной нагрузкой, требующей знаний и умений. Оригиналкам дозволялось заниматься творчеством, но вот относиться к нему как способу заработка было уже не комильфо.



Замужняя учительница — это неприлично!

Между ними был слой женщин, которые могли или работать на некотором ограниченном числе позиций (квалифицированная прислуга, торговля, позже невысокие позиции в образовании, медицине, в офисах), или иметь семью и детей, одно из двух.

Как женщины вышли на работу

Выходя замуж, женщина с работы уходила. Замужняя учительница воспринималась как нечто крайне неприличное. Это она, значит, ночью с мужем спит, а утром к невинным детям идет азбуку преподавать. Какой ужас! Нет-нет-нет, утратила невинность — освободи место.

Работа воспринималась как способ для девушки, которую не могут содержать родители, либо дожить до замужества, либо скоротать жизнь, если замужества не случилось. Исключением мог быть семейный бизнес, которому никто не указ.

Те женщины, которые чувствовали свое призвание к какой-то деятельности, были наделены умом и талантом, могли генерировать новые идеи и проекты, имели немного вариантов самореализации. Можно было заниматься придворной политикой, если позволяло происхождение и состояние. Можно было сделать определенную карьеру в институте женских монастырей. Можно было реализовывать свои идеи через мужа или возлюбленного, оставаясь в его тени.

Наконец, можно было переодеться в мужчину и прожить жизнь, полную тайны и обмана, но посвященную любимому делу, как доктор Джеймс (на самом деле Маргарет-Энн) Барри, выдающийся врач и реформатор медицины.

Все это звучит весьма романтично в исторических романах, но в реальной жизни, думаю, женщинам приходилось несладко. Любой из этих вариантов требовал отказа от очень значимых вещей: от имени, от семьи, от независимости или даже от возможности выглядеть и жить как женщина.

Посочувствуем нашим сестрам из прошлых веков и порадуемся, что нам, чтобы быть целыми, не нужно ни бинтовать грудь, ни подписывать романы и статьи мужским именем, ни постригаться в монахини, ни идти в фаворитки к своенравным монаршим особам.

Замужняя учительница

«Аббатство Даунтон» как пример реализации женщины

Ситуация начала меняться во второй половине XIX века и окончательно все изменилось в XX-м после Первой мировой (если говорить о европейском мире, конечно — в других частях света все было и есть очень по-разному). Индустриализация и научно-техническая революция подстегнули развитие, и процессы, которые раньше текли медленно, понеслись вскачь.

Сначала оказалось, что для многих задач индустриализации не хватает женских рук, что нужны женщины на телеграфах, в госпиталях, в цехах и лабораториях с тонкими точными операциями. А потом очень быстро выяснилось, что не хватает не только женских рук, но и женских мозгов, талантов, идей. Человечество просто не может больше себе позволить половину своих мозгов оставить на кухнях и в будуарах. Они нужны в университетах, в офисах, в армии, в космосе — да везде.

Знаменитый английский сериал «Аббатство Даунтон», главными героинями которого являются женщины, показывает этот процесс, неуклонно захватывающий всех: от девчонки-сироты, помощницы кухарки, до высокородных леди. Героини, юность которых проходит в мире, устроенном по правилу «богатые не работают, прислуга не имеет семьи», к концу сериала обретают дипломы об образовании, опыт работы медсестрами, руководства журналом и свинофермой, навыки вождения машины и печати вслепую, параллельно влюбляясь, играя свадьбы и рожая детей. С каждым сезоном укорачиваются их юбки и волосы, а также дистанция между представительницами разных слоев.

В последней серии самая высокомерная и гордая из леди снимает башмаки со своей начавшей рожать горничной и укладывает ее в свою кровать, а на робкий протест отвечает: «Да какое это имеет значение!». Позже они деловито обсуждают, что горничная вскоре сможет продолжить работу, если будет оставлять малыша в господской детской вместе с юными наследниками имения. Практически изобрели корпоративные ясли.

После войны: психологическая травма выживших

В нашей стране все было гораздо жестче, те же процессы происходили быстро и насильственно, и женщины не успели побороться за свое право работать наравне с мужчинами, потому что обнаружили себя уже роющими котлованы для будущих заводов и стоящими у станков на этих заводах. Работа посменно, дети с двух месяцев в яслях.

Следующая мировая война просто вынудила миллионы женщин занять рабочие места мужчин, и для того, чтобы помочь своей стране, и для того, чтобы прокормить детей. Выбора у них не было. Дети военных лет, чьи матери работали по 12–16 часов в сутки, вынуждены были слишком рано взрослеть, часто вырастали с недоверием к миру и привычкой рассчитывать только на себя, за что потом расплачивались здоровьем и отношениями с собственными детьми.

Аббатство Даунтон как пример реализации женщины

Эта тема настолько огромна и болезненна, что вообще еще толком не осмыслена ни в культуре, ни в гуманитарных науках. Тогда людям казалось, что любой выживший ребенок — уже счастливчик, и мать его тоже, о чем еще мечтать на фоне миллионов погибших. Только сейчас уже выросшие дети тех детей, сами став родителями, начинают с болью разбираться в этом тяжелом наследии, осознавать цену, которую заплатили их семьи в тяжелые для всех годы.

Когда женщины окончательно вышли на работу

После завершения войны женщин попытались было вернуть на кухню, чтобы они освободили рабочие места для мужчин и восстановили прореженное войной население.

На 10–15 послевоенных лет случился откат к «старым добрым временам», с бэби-бумом и культом женщины-матери и домохозяйки. В Европе и Америке это было выражено сильнее, в СССР меньше, но и тут образ женщины-хранительницы очага начал теснить образ женщины-ударницы производства. Помните эту ультраженственную моду: рукава-фонарики, юбки-солнце, губки бантиком?

А еще толстый том «Домоводства», который так интересно было рассматривать в детстве. Там была отдельная глава про то, как следует встречать мужа с работы: приготовить ужин, прибрать дом, умыть детей, самой красиво причесаться и не забыть снять передник. Выкройка передника приводилась в соответствующей главе.

В моем детстве (в 70-е) это все уже воспринималась как экзотика и архаика, хотя настоящее изумление я испытала чуть позже, когда в 80-х до нас дошли журналы «Бурда». О, эти схемы для вышивки крестиком изображений фруктов и ягод на салфеточках (!), прикрывающих крышки хорошеньких баночек (!) с собственноручно сваренным вареньем.
Моя мама в те годы руководила отделом большого строительного треста, приходила домой затемно и падала без сил, часто работала по субботам и ездила в командировки. И хотя варенье летом она иногда варила (в СССР работа топ-менеджера вовсе не предполагала высокой оплаты, да и варенья в магазинах не было), но вышивать салфеточки для баночек...
Эта идея в мои 15 вызывала странную смесь недоумения, восхищения и презрения. Кстати, как выяснилось спустя много лет, после выхода мамы на пенсию, крестиком она вышивала прекрасно и очень это дело любила.

Так или иначе, ренессанс «Домоводства» длился недолго, уже к концу 60-х женщины окончательно вышли на работу и в западных странах, и в странах соцлагеря. В последние полвека экзотикой является скорее неработающая женщина, в том числе имеющая семью и детей.

Когда женщины окончательно вышли на работу

Волны сохраняются: в периоды кризисов женщинам настойчивее напоминают про «материнский долг», одновременно закрывая сады и ясли и удлиняя малооплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В периоды экономических подъемов чаще призывают идти работать, соответственно, открывая ясли и взвинчивая стандарты потребления.

Но амплитуда этих колебаний уже не так велика, все равно в любой момент времени, и на пике, и на спаде экономического роста, большая часть женщин работает и зарабатывает.

А если учесть, что в те же годы появилась и быстро стала доступной контрацепция и женщины стали планировать, когда и сколько детей рожать, и рожать ли вообще, — вот тут и появился тот самый выбор, который, конечно, благо, но делать его бывает непросто.

Освобождение женщин от детей и домашнего хозяйства — у них и у нас

Все это случилось за очень короткий по историческим меркам срок, на памяти буквально пары поколений. То, о чем в самых смелых мечтах и лозунгах говорили феминистки, стало не просто возможностью — нормой. Но в процессе произошло то, что всегда происходит, когда мечты сбываются. У них обнаруживается оборотная сторона.

В процессе привлечения женщин к производству, стремясь освободить их от детей и ведения хозяйства, кроме памперсов, стиральных машинок-автоматов и готового детского питания придумали много не столь прекрасного. Роддома с отделением ребенка от матери после рождения, ясли с двух-трех месяцев, моду на искусственное вскармливание по часам и по граммам, детские больницы, куда не пускали родителей, санатории, куда малышей отправляли одних «окрепнуть», и много других способов обеспечить «детохранение», дав родителям возможность работать так много, как требует производство.

Освобождение женщин от детей и домашнего хозяйства

Индустриализация с ее логикой конвейера и алгоритмов, со стремлением все стандартизировать, унифицировать и поставить на поток, с презрением к чувствам и уязвимости, ко всему теплому и личному, грубо вторглась в сферу материнства и детства. Сметая патриархальный уклад, маятник улетел в другую сторону, порушив при этом очень многое для очень многих людей.

В тех странах, где ломка уклада происходила сверху, насильственно и быстро, как в СССР, все было еще жестче. Памперсов и стиральных машин советским женщинам не досталось. Пеленки они стирали, нагрев воды на пятиметровой кухне и настрогав в таз хозяйственного мыла, удачно купленного после всего двух часов в очереди. Кашу надо было сварить, перед этим ухитрившись купить молока — с бидоном с раннего утра по морозу пробежаться два квартала до гастронома, потому что к вечеру молока или не будет, или будет скисшее.

Но все это — до и после полного рабочего дня. Время ухода за ребенком не входило в трудовой стаж, на мам, сидящих дома, смотрели косо, ребенок, не прошедший ясли и детский сад, объявлялся «несоциализированным», «избалованным».

Ясли, пятидневка, пионерские лагеря: без семьи при живых родителях

Вырастали целые поколения людей, которые оказывались фактически разлучены со своими матерями в очень раннем возрасте и почти все детство проводили в учреждениях. Это не были дети-сироты, это были обычные любимые дети своих родителей, которых они почти не видели.

В крупных индустриальных городах считалось правильным отдавать ребенка в садик на пятидневку, на все лето отправлять на дачу с детским садом, позднее — на две-три смены в пионерлагерь. Хорошо, ребенок на свежем воздухе, под присмотром опытных педагогов.

Регулярно у меня в кабинете 40—50-летние люди плачут, вспоминая эту «полезную» дачу, вспоминая, как они держались за забор и обливались слезами, потому что мама приехала один раз за неделю и вот уже опять уходит, и кажется, что это навсегда, и никогда ее уже не дождешься.

Даже когда родители доставались наконец детям, вечером или в выходные, обычно они бывали настолько измотаны работой и тяжелым бытом, что радости общение никому не доставляло. Какие-то дети капризничали, требуя внимания и получая в ответ раздражение и наказания, какие-то, жалея родителей, старались «не отсвечивать», не предъявлять ни потребностей, ни чувств.

Для тоталитарных режимов воспитание детей вне семьи имело и дополнительное значение — они должны были чувствовать себя не детьми своих родителей, а детьми Родины, должны быть готовы с радостью и энтузиазмом принести себя в жертву ради больших задач построения нового мира. Дети-полусироты — это такой удобный материал для формирования армии и для наполнения работниками огромных фабрик. Они с детства привыкают не требовать и терпеть, а неутоленная потребность в любви родителя легко становится почвой для обожания Вождя.

Продолжение следует.

Звуковой отрывок предоставлен издательством "Аудиокнига".

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Работа или дети? Что было, когда у женщин не было выбора"

Вы не авторизованы.

Мне тоже показалось, что это она какие-то личные псиxологические проблемы "перерабатывает" и обобщает, аналогично "Плинтусу".
В "Домоводстве" 50-x годов не было ничего про "как встречать мужа с работы, детей умыть, передник снять", зато было про то, как коз разводить :-) - в моем детстве была эта книга, да и сейчас она в родительской квартире живет.
Про "неприличие" замужниx учительниц - вообще бред какой-то, пардон май френч :-) У меня бабушка - учительница, и до войны, и после войны учительницей работала, дважды замужем была, от первого мужа еще в 32-м сбежала "роняя тапки" и беременная моей мамой, второй муж маму мою удочерил, когда ей было полгода. Жена папиного младшего брата - учительница, от звонка до звонка в школе проработала. В школе у нас вообще почти все учительницы замужние и детные были. И даже матери-одиночки встречались. Какое "неприличие", с какой луны мадам псиxолог свалилась???
Насчет "детей войны" - у меня и мама, и папа, иx братья-сестры, родные, двоюродные, троюродные, и все иx друзья, и свекры мои - ВСЕ "из того поколения". Или даже старше, из поколения моиx бабушек-дедушек. Среди ниx и семейные были, и одинокие. Абсолютное большинство - удивительные, теплые, душевные люди! Те, кто еще живы, для нас с сестрой по сей день как родные. Детство у нас было, конечно, не роскошно-шоколадным, но очень счастливым, несмотря на дефициты и прочие прЭлести бытия.
И детский сад был xороший, и школа - далеко не тюрьма, в пионерлагере, правда, только один раз побывала - но там мне тоже вполне понравилось... после того, как в первую неделю с несколькими наглыми девицами разобралась по-свойски ;-)
2017-04-10, Хомяк Абрикосовый
К Петрановской я хорошо отношусь, у нее бывают интересные и дельные статьи, блог ее я читала, пока он не заглох. Но от ее отношения к предыдущим поколениям - нашим мамам и бабушкам - меня иногда коробит. Как будто все они жили только для того, чтобы, чтобы стать материалом для психологических исследований, вся жизнь их сплошное мучение и в этих мучениях кроется причина неурядиц в жизни их дочерей и внучек (то есть нас). То ли собственное детство наложило на нее такой отпечаток, то ли - как большинство деятелей либеральной направленности - она просто не может выдавить из себя ни слова похвалы в адрес советского времени... Детский сад - концлагерь, школа - тюрьма... Ясли у меня "не пошли", до сада мама со мной сидела, а потом всегда работала и не представляла себя дома. Я с удовольствием ходила в сад, любила школу... пионерский лагерь раз на раз не приходился, но не рыдала и не убегала. Муж вместо сада и лагеря был у бабушки. И сейчас отношения с родителями у меня прекрасные, а у кого-то - ужасные, и это никак не зависит от того, работали родители или нет. А иногда прочитаешь какую-нибудь статью вроде этой и думаешь "наверное, надо стыдиться, что меня все устраивало"
... Интересно, обычно редакционные статьи такого обсуждения не вызывают :-)
2017-04-10, WhiteFly
Я с 11 месяцев до 4,5 лет жила у бабушки с дедушкой, родители забирали к себе на выходные. У мамы и деда моего ужасные впечатления от маминого плача и болезней в яслях были, бабушка тоже это хорошо помнила, поэтому меня в ясли не отдали. Им до нас было ехать полтора часа тогда на транспорте, поэтому каждый день, как изначально планировалось, бабушке было просто нереально до нас добираться, так что переехала к ним.
Вот что вспоминаю из серии "за что ж так детей", так это летние дачи детского сада. В пионерском лагере ощущения своей ненужности не было, при хорошей компании там было вполне себе хорошо, а вот в детсаду на даче было не то.
Поэтому карьер у меня особых и нет в том числе: с моими тремя мелкими лет до 5 их никто не выказывал желания хотя бы пару недель подряд летом побыть. Так что нужно было что-нибудь придумывать с работой. Иногда жалко, что оно всё так. Мозги были, трудолюбие было. Я не фанат детей, не люблю играть с ними, даже с подрощенными, не выношу нытье и пр. Но их удобство и душевный комфорт всегда были для меня на первом месте. Если это условие приходилось нарушать, то всё это время я ощущала, что ребенку моему не комфортно. Годами))).
2017-04-10, Василиса из сказки
В первом классе мне бабушка могла дверь открыть или сестра, которая училась во вторую смену, во втором таки приxодилось у подруги пережидать или во дворе болтаться (в xрущевке не больно-то поперелезаешь с балкона на балкон на 4м этаже, между балконами еще 2 окна ;-), в третьем мы с мамой вместе еxали домой после продленки... ну а начиная с 4-го в те периоды времани, когда бабушка не у нас жила и позже, когда она уже лежачей была, у меня был еще богатый выбор вариантов - дождаться сестру (когда-нибудь придет же!), пересидеть у подружек/друзей, отправиться на работу к папе (минут 20 пешком, заодно можно и с чудом вычислительной теxники (70-е годы ;-) электронным калькулятором Искра позабавиться или там почертить-порисовать чего-нить), забросить портфель на балкон (поскольку перееxали в квартиру на первом этаже) и болтаться во дворе или по городу до посинения, т.е., до приxода xоть кого-нибудь, самой залезть на балкон и сидеть там, xрустя квашеной капустой из большого бачка... ну и еще были дни (3 дня в неделю "в среднем"), когда я сразу из школы бежала в музыкалку или там во Дворец Пионеров или попозже в xудожку :-)
2017-04-11, Хомяк Абрикосовый
похоже чем-то и у меня, я с 7 месяцев до 4 лет тоже у бабушки с дедушкой жила. У бабушки из-за этого не хватило несколько лет стажа до пенсии, она решила со мной сидеть, чтобы мама могла работать. Тоже расстояние было приличное, поэтому решили, что так будет всем удобнее.
С 4 лет в саду. Не любила тихий час в саду, хотелось всегда домой. Однажды сбежала из сада с другими ребятами, поймали нас, но не сразу.:-) Когда пошла в 1 класс, родители решили обменять квартиру на ближайшую к бабушке, даже не обменять, там был тройной обмен, и в последней четверти я уже перешла в другую школу. В пионерлагере я была дважды, на три смены сразу, правда, там у меня мама устроилась работать на все лето, чтобы путевку мне дали, типа "на воздухе и под присмотром". А дач у нас никогда не было и у бабушек тоже.
Действительно, тогда особого выбора не было, путевки на 2 недели не спасали, да и их непросто было достать. Не хотела бы я вернуться в то время будучи во взрослом состоянии, хотя детство вспоминаю с радостью.
2017-04-10, Шаффи
Помню, я удивилась, узнав ближе к старшим классам от одноклассников, что в школе когда-то для младших классов где-то стояли кровати. Я в началку ходила в другую школу и не знала, что так бывает. Многое забылось, но старые друзья родителей, вспоминая былые годы, до сих пор говорят обо мне как о дите нотариата и юриспруденции))) Просто мама работала адвокатом и первое время у неё и нотариуса был общий кабинет, а меня деть было некуда. Когда стала чуть старше (это я уже помню лучше), однажды приехал дедушка и ему разрешили меня увезти ближе к лету к ним с бабушкой на юг. Бабушка работала в аэропорту через день, допоздна и далеко от дома, помню, как мы её ждали с дедом по вечерам. И теперь понимаю, что мне повезло, т.к. хоть так, но со мной были любимые люди, а не, пусть и самые хорошие, чужие тёти.
2017-04-10, Мне повезло
Сестра была с няней, потом на пятидневке. Я с няней, которая жила у нас, занимая одну из двух комнат. Потом обычный садик. Болели мы зверски. И напичканы антибиотиками с малолетства.

Только при чем тут вождь? Зачем притягивать за уши какие-то мифы? В садике и школе нас доставали ленинизмом, это правда, но дети далеко не идиоты, ленинский суп мне нравился (рассольник:), но сочинения о Ленине (на английском) и все остальное меня изрядно доставало. Я не любила обществоведение страшно, и историю тоже, увы. Вообще дети чувствуют фальшь на подкорке, и я не была исключением, хотя детским умом толком ничего не понимала. Дома о вождях я ничего не помню.
2017-04-10, Питерская
Поделитесь:

09.04.2017
Обновлено 19.05.2017
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Что у вас под платьем? Как одевались женщины в Викторианскую эпоху
Что у вас под платьем? Как одевались женщины в Викторианскую эпоху
Затянутая в корсет и с голым задом под километрами ткани: женская одежда в XIX веке
Как найти работу, если декрет растянулся на 13 лет? История успеха
Как найти работу, если декрет растянулся на 13 лет? История успеха
Хорошее образование, но долго сидела дома с детьми. Как составить резюме?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!