Пытка едой

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (244 оценки)

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть.

Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку..." до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом...

- Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки... Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом".



Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра...

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?

Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип "сытость, упитанность - это здоровье". Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо.

Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.

Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка.

Взрослые, которые считают важным поступать "как положено", "как должно", находятся под гнетом стереотипа "ребенок должен питаться". Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.

Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.

Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию.

Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.

У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать.

- А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны.

- Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку.

В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.

И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией.

После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.

- Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?

- Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.

Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные.

А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать.

- Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое... И они не выдерживают, снова заставляют его есть.

- Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.

Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется.

Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться.

Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего "руководства", поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему.

Марина Мосина

Статья из сентябрьского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Пытка едой"

Вы не авторизованы.

Переубедить взрослых людей очень трудно, практически невозможно. Очень хочется помочь бедным детям.
Как я благодарна моей маме, что она не заставляла меня есть через силу. Помню, как все окружающие говорили, что я ничего не ем: знакомые, родственники, в садике, в школе. Хорошо помню себя с двух лет, так вот что то не припоминаю чтобы мама заставляла меня есть или говорила, что я плохо поела. Если вы подумаете, что может и не было проблемы? В школу ее даже вызывали, после ежегодного медицинского осмотра. Сказали, что у ребенка истощение организма. Мама плакала, но заставлять есть меня не стала. Правда в школе меня принудительно стали заставлять пить кефир (тогда это называлось - бесплатные завтраки). Как мне было плохо!. Меня тошнило. Как я понимаю ту девочку, которая начинала стучать зубами, как от холода. Я кефир все равно не пила, приходила в столовую, стояла тихонечко у стеночки, делала вид что пью и старалась незаметно выскользнуть или отдавала свой стакан одному упитанному мальчику из нашего класса. Ну не любила я молочные продукты. Зато сейчас пью молоко с удовольствием, правда очень редко, но пью же. А вот от какао и сейчас подступает тошнота – в садике сердобольная нянечка заставила выпить, а меня вырвало.
Однажды лежала в больнице в три года ( ну что поделать , если я помню J) Это я потом узнала, что мне было три года (карточку медицинскую почитала) Так вот опять же сердобольные соседки по палате пожаловались врачу , что я ничего не ем. И мне назначили уколы – витамины, разве такое забудешь. И так бедная малышка лежала одна. А мне то опять же казалось, что я хорошо кушаю.
И что интересно, когда все вокруг говорили, что я ничего не поела, я была сыта и мне казалось, что покушала я хорошо. Я не понимала взрослых. Кушать я любила! И ела с аппетитом. Так мне казалось. А ведь могло быть иначе. Спасибо, мама!
Сейчас мне уже тридцать семь, но при знакомстве мне дают от силы 28. Наверно, благодаря стройной фигуре. J У меня два сына: старшему 15, младшему 11. Вот перед старшим я очень виновата, жили мы с родителями мужа. И классическая история: «ребенок плохо кушает, надо заставлять, кормить силой». И я стала силой. Сначала сказки за столом рассказывала, песни пела. Были случаи, что его тошнило. Начались истерики: я говорю – пошли обедать, а он в слезы. К тому времени мы стали жить отдельно. И я словно очнулась, вспомнила себя маленькую, решила - все, начинаем новую жизнь. И знаете, потребовались годы чтобы у ребенка появился аппетит. Сейчас он подросток, говорит, почему я такой худой, наверно мало ем. И все ему надо мясо-мясо. А были годы, когда мясо не ел совсем, значит и не требовал организм. Конечно было трудно, чтобы исправить свои ошибки, чтобы не видеть страх в глазах ребенка, когда предлагаешь покушать. Жуть, что может наделать наша безграничная любовь.
Когда родился второй ребенок, я уже свои ошибки не повторила. А у него действительно были проблемы, аппетита совсем не было. (Наверно в маму). Когда зубки резались – ну буквально ничего не ел. Я не настаивала.
У детей обычно проблема – как их с улицы увести, а я скажу: пойдем обедать, у меня бегом бежит. И не важно, сколько ложечек съест. Тарелку отодвинул, значит наелся, больше не заставляю. У меня еще совет есть. Хотя взрослые чужие советы слушать не любят J . Тут многие спрашивают, можно ли перекусывать, а что если не пообедал, а через час просит бутерброд. Тут конечно я твердость проявляла. Дети быстро поймут, потом уже не будет проблемы. В садиках же они не перекусывают. Я так делала, покушал - даю к чаю что хочет. Сладости только после еды. Если у вашего ребенка плохой аппетит и он плохо кушает, то подумайте, если он за обедом всего три - четыре ложечки съедает, а вы ему за час до еды бутерброд дадите, то конечно – он просто не проголодается к обеду! Лучше отвлекайте чем нибудь до обеда: поиграйте во что то интересное. Можно яблочко дать покушат или сок выпить. От этого аппетит только разыграется. И исключите те блюда которые ребенок ну совсем не хочет есть. А сами мы разве все любим есть? Представьте блюдо которое вы терпеть не можете. Вы будете его есть? А почему ребенок должен есть, то что ему не нравиться. Подумайте, что любит ваш ребенок. Ну и пусть он это ест семь раз в неделю. Если хочет. Я не имею в виду конечно чипсы и кириешки. Мои дети несколько лет ели на завтрак творожные сырки, а кашу есть не хотели. Что лучше, если с удовольствием покушают или их будет тошнить за завтраком? Простите за грубость. Если кто то дочитал до конца, спасибо, так затронуло за живое. Очень жалко детишек.
И еще, не надо в чашечку накладывать очень много, если ребенок мало кушает ( это опять с точки зрения взрослых, ему то так не кажется) ему будет казаться что еда в чашке никогда не кончится. Пусть он видит, что он все съел! Лучше потом положите добавки – пусть даже одну ложку. А если малыша еще и похвалить! И никогда не говорите, что у вашего ребенка плохой аппетит, если он вас слышит, лучше чаше говорите, как он хорошо кушает даже если это не правда J
2004-04-12, Sveta
Так как еда - один из самых основных процессов жизни человека, а банальность - хорошее начало разговора, сразу все с тобой согласны :-)... Да, так вот поэтому все области, где возможен выбор в еде ("степени свободы"), для людей потенциально сверхважны. Эти области: когда, что, как. Отними возможность выбора в одной из областей, и НЕКОТОРОМУ проценту людей, детей будет важнее, до какой-то степени (может, и до голодного обморока, может, до скандала с родителями) эту возможность выбора себе вернуть. Отними выбор в нескольких областях, не только проценты сложатся, но еще и умножатся :-) на некий коэффициент, ведь общее впечатление невыбора сильно увеличится.

КОГДА - зависит от тончайших элементов физиологии, может, сразу после сна или через час, может, во время физической работы или умственной понемножку, может, сразу много после долгого напряжения в игре, может, ночью.

ЧТО - опять же, регулируется физиологией, иногда мне очень важно быстро-быстро съесть именно конфету (энергия на нуле, нужны углеводы), иногда лучше стэйк, иногда хочется нечто белковое вроде молока, иногда просто кусок жира вроде сала. Что есть - запах, текстура (кусочки или целиком или пюре, жесткая клетчатка или податливая соленая рыба, устрица или чипс), температура, консистенция (густое-жидкое), все это важно ребенку, все это - вопрос выбора.

КАК - быстро или медленно есть, в каком порядке (сначала сладкое, как я, или жирное, как муж), где - за столом или на бегу, дома или в кафе, в своем детском домике под столом, накрытом одеялом, или за кукольным столиком, с книгой или перед телевизором или с музыкой (вспоминаются джазовые кафе). Подбегать к тарелке за каждым кусочком, или взять с собой бутерброд и жевать его за рулем, или сесть основательно за красиво сервированный стол, или играть в птенца в гнезде из одеяла, которой мама прямо в рот кладет червячков. Есть руками, или вилкой, или ложкой, или китайскими палочками, или игрушечным единорогом, насаживая кусочки на рог? Все эти вопросы могут быть сверхважны для ребенка, возможность выбора в этом может быть сверхценностью, за которую ребенок и пострадать готов (голодать, расстраиваться и т.п.).

Родители сами себе иногда на ровном месте создают проблемы, отнимая у ребенка возможности выбора в одной из этих областей, иногда по непониманию, не обращая внимания. Моя знакомая (анорексик) сказала, что ее мама всегда всем на тарелку клала ложку майонеза для красоты, а дочка не переносила запах майонеза и вообще не могла есть, но не осознавала этого сама, настолько еда не подлежала в этой семье обсуждению (врач посоветовал убрать на время из дома еду, которую этот ребенок не любит - до этого врача никто такого у ребенка и не спрашивал), и девочку спасли. Иногда для взрослых их собственные сверхценности, связанные с едой, перерастают в насилие. Мама хочет, чтоб вся семья села и поела - а ребенку надо бы бегать и есть - ребенок вообще тогда отказывается есть - его приходится заставлять. Папа считает, что мясо нужно для организма, ребенок не может есть "то, что с глазами и смотрит", папа пытается заставить, ребенок вообще отказывается есть.

Если расслабиться и проследить за собой и дать ребенку выбрать - что, где, как кушать - во многих, многих случаях проблемы и не возникнут никогда. Но стоит начать ограничивать (вилкой, а не руками, за столом, а не в кресле, мясо, а не молоко, фрукты, а не мясо, сейчас, а не через час) - коготок увяз, птичке пропасть, саморегуляция летит, и просходит переход к "командному стилю" который в еде работает так же плохо, как и в экономике :-))))))))
2001-11-08, _
Дорогие и уважаемые Мамы. А вы не догадываетесь, что в отсутствии аппетита вашего ребенка есть и доля вашей вины? Я поясню: у меня большая проблема с кормлением, когда у дочи резались зубки и она ела йогурты, грызла огурцы и яблоки, а супы и овощные пюре регулярно выливались в унитаз. Я теряла самообладание, пока не поняла, что прохладные йогурты и твердые фрукты снимают болевые ощущения и зуд с припухлых десен.
Потом последовал переезд в другой город, и, естественно, мне было не до эстетики - еда потеряла свою превлекательность. Возникли проблемы, и на мое приглашение к столу голодный ребенок отвечал плачем. Она хныкала: мама, ням-ням, но стоило сесть за стол как аппетит пропадал. Моему недогованию не было предела, угрозы и крики только обостряли ситуацию. Причем ребенок охотно ел вне дома, где мама спокойна и не кричит, а обстановка интереснее. В общем, до меня дошло: еда должна вызывать интерес у ребенка, а также положительные эмоции.
О том, чтобы развлекать ребенка во время кормлений не могло быть и речи (моей целью было ее желание есть).
Есть противную овсянку гораздо интереснее, если на ней вареньем намазан какой-нибудь "смайлик" или кошка, конечно, при самом активном участии вашего ребенка.
А рыбные котлеты в форме маленьких рыбок в водорослях из какой-нибудь полезности вроде брокколи или шпината стали настоящим хитом и у всех наших знакомых.
Моя палочка-выручалочка - формочки для печенья: благодаря им моя дочь ест любые виды овощей, будь то солнышко из морови или облачка из кабачка, а с бутербродами на завтрак вообще легко: хлеб в форме цветочка с лепестками из помидора и серединкой из колбасы ( все кладется на хлеб ) слегка поджаривается или тушится в духовке; листья цветка - дольки огурца. Как результат - сытый ребенок, довольная мама и мир в семье.
Конечно, время возиться есть не всегда, но могут помочь и детские тарелки и ложки-вилки с рисунком. Разумеется, порции тоже должны быть детскими - если ребенку покажется мало, пусть он САМ попросит добавки ( и вы не будите мучиться желанием докормить его).
Попробуйте приобщить ребенка к приготовлению обедов; как показывает опыт, дети любят помогать держать миксер или насыпать ложкой муку.
Дорогие Мамы! Еда - это самое первое удовольствие в жизни ребенка. Проявите лишь немного фантазии и чуть больше терпения - и у вас ВСЕ получится!
И еще: если будут нужны рецепты - буду очень рада помочь всем желающим.
2004-10-14, Natalia
OFF. Про племена, варящие супчик. Хочу привести цитату из "Тайн хорошей кухни" Похлебкина:

"Hесколько миллионов лет назад человек не знал, что такое суп. Он питался в то время в основном фруктами, ягодами, овощами, орехами. Позднее в жизнь вторглись мясо и рыба, появился огонь. Hесколько тысячелетий прошли без супа, но с запеченной твердой пищей в дополнение к сырой растительной. И в конце концов человек не выдержал, стал искать возможности варить. Изобретение гончарной посуды означало столь же великий переворот в кулинарии, как и открытие огня.

Там, где гончарной посуды не было, человек создавал каменную. Эта древнейшая, посуда и по сей день считается лучшей для приготовления супов и вряд ли сможет быть превзойдена. Hо она была известна малому числу народов и сравнительно короткое время.

Hастоящий расцвет супов начался лишь за 100 лет до нашей эры на Востоке, в Китае и смежных с ним странах Азии, а в Европе и того позднее: в Южной Европе с XV-XVI веков, после изобретения фаянса и знакомства с китайским и японским фарфором и после создания обливной, эмалированной посуды. Hо и эта датировка дает лишь приблизительное представление о том, когда появились настоящие супы. Их же более широкое распространение в народе относится к еще более позднему времени - к XVII-XVIII векам.

Конечно, и в глубокой древности, до изобретения гончарной посуды, человек умел варить и кипятить воду и вместе с ней другие пищевые продукты в полых деревянных, бамбуковых и других сосудах, опуская туда раскаленные на костре камни. Hо что это был за суп? Даже древний, первобытный человек не ел его, а вылавливал и съедал ценную вареную гущу - мясо, рыбу, целые овощи. Hастоящий же суп мог возникнуть только после того, как появилась неокисляемая, крепкая и химически чистая посуда, а человек научился разделывать пищевые продукты, выбирать из них наиболее пригодные части, нарезать, постигать природу разделки и ее влияния на вкус. К этому подошли лишь 400-500 лет тому назад. Значит, суп как блюдо молод.

Кроме того, суп - блюдо оседлого человека. И он остается таким до наших дней. Только в прочной, постоянной семье едят суп регулярно. В неустроенной семье отсутствие супа - один из первых показателей и признаков семейного неблагополучия."
2001-11-06, Ярослава М.
Все-таки, такие дети скорее исключение. У меня в школе была подруга, у которой многое было именно так, как здесь описывают - ела только избранные продукты (дикий набор), редко, мало и легко забывала, ела она или нет. Но я этому и не удивлялась, так как у нее была "неполная семья" (мама разошлась с буйным отцом, когда дочке было 7 лет) и вдобавок очень сложные и скрытные плохие отношения с мамой. Даже в 13-15 лет мне казалось, что проблемы с едой - естественное следствие. При этом дома мама, бабушка и дедушка надрывались, чтобы заставить ее есть, и им в голову не приходило, что у мамы и дочки сложные отношения. Им казалось, что с психологической стороны все в ажуре.

Жестокие проблемы, связанные с едой, обычно имеют глубокие и разветвленные корни. Ведь и у взрослого в подавленном настроении кусок в горло не полезет, а ребенок может и не осознавать, что на него что-то давит.

И еще отдельное наблюдение - помимо многих других причин, желание родителей привести процесс еды в соответствие с "нормами" обычно слишком сложно для маленького ребенка. Не только банальные "манеры" (еда вилкой, ложкой, ножом, аккуратно и без чавкания), но и то, что ребенок ест. Когда я вижу, что и как мой ребенок сам себе стряпает за столом (он сам выбирает и накладывает пищу), то понимаю, что моя свекровь этого не перенесет. Он выкладывает печенье в суп, добавляет творогу и хлеба, и ест за мое поживаешь. Пока что, как мне кажется, не время учить его учитывать рвотные инстинкты окружающих:-) С другой стороны, дети имеют разные аппетиты и психическую устойчивость, поэтому от некоторых детей можно требовать больше (или раньше), а от других - надо терпеть. Задача родителей как раз проявлять тактичность и не сравнивать с возрастными достижениями других детей. Да, у кого-то в два года ребенок ест "примерно" и это не ухудшает ребенкина аппетита. Но у нас такого подарка может и не быть - лучше идти в сторону "плохих манер и странной еды", чем в насилие.
2001-11-09, Кондратея
Возможно, для родителей спокойных и вполне внушаемых деток это и полезные советы, и я солидарна с автором статьи.
Но у меня ребенок, который с полутора лет почуствовал, что пищу, которую дает мама можно игнорировать, и если уж есть захочется - можно лезть в холодильник и доставать то, что нравится по вкусу (за колбасой, пельменями, томатной пастой, растишкой, квашенной капустой и т.п.), или же в шкафы (шоколадом, орехами и т.п. - для гостей сами-то мы это не едим). В тот момент когда я это извела дома - мальчик быстро сообразил, что можно пойти в близлежащий магазин и набрать то, что нравится (если мы находимся у бабушки), либо в ближайшее кафе - и съесть сосиски вместе с шоколадом, запив это соком (если мы находимся дома - у нас районе очень много кафешек), поскольку все явно не диетические продукты находятся на уровне глаз малыша и вполне доступен для его ручек, а все остальное лежит на полке. Если не кормить ребенка и игнорировать его вопли на прогулке о его требованиях зайти в кафе - это не сильно помогает накормить, тем, что менее вредно для ребенка - он просто напросто голодает сутками. Правда, более полутора суток я не решалась его вообще не кормить. В результате - атопический дерматит.
Правда, он пока еще кормится грудью, это-то и спасает не зарастать прыщами, но я же не вечно его буду кормить его (ему уже около трех). Кстати, самой аллергенной для нас является для нас томатная паста.
2005-03-26, vic
Чудесная статья. А вот рацион многих читательских деток меня просто убил. Чипсы, пельмени, колбаса, конфеты... "А что делать, если ничего больше не ест?" Да не покупать это просто, вот и все. Ребенок смотрит, в первую очередь на то, что едят родители. У моего ребенка, слава богу, аппетит отличный, и я вижу в этом свою заслугу, в том числе. Не спрашиваю обычно, будет ли она кушать, т.к. этот вопрос предполагает два ответа - да или нет. А предлагаю ей самой сделать выбор, например: ты на завтрак что будешь, яблочко с морковкой тертые, творог или фруктовый салат. Салат - говорит, и чувствует, что с ней считаются, что сделала выбор она САМА. Это работает в любых ситуациях - с одеванием (какие колготки сегодня оденешь - эти или эти? вместо "одевайся немедленно!"). А еще делаю ей "шведский стол" - овощи, фрукты разнообразные кладу в доступности и она всегда может взять то, что ей хочется в данный момент. Режим разумеется есть, но овощи-фрукты в любое время в любом количестве. А уж на обед жирное жареное давать ребенку, как некоторые читатели писали - так это просто преступление. Ведь, по большому счету, ребенок может выбирать, да, но только из того, что его родители ему предложат. А ведь с самого детства закладываются привычки питания. Вобщем, спасибо за статью надеюсь, что она хотя бы кого-нибудь заставит если не изменить отношение к питанию ребенка, то хотя бы задуматься о его правильности.
2008-06-08, Арина
Поделитесь:

05.11.2001
Обновлено 24.10.2019
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Устала от ребенка. Молодая мама и ''день сурка'' длиною в год
Устала от ребенка. Молодая мама и ''день сурка'' длиною в год
Что делать с однообразием жизни и недостатком общения?
Куда приводят мечты
Куда приводят мечты
Новые педагогические концепции появляются, как грибы после дождя.
Наслаждайтесь объятьями
Наслаждайтесь объятьями
Всю беременность я предвкушала момент встречи со своим Сокровищем. Как ни старалась, но к моменту "икс" всё равно были...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!