Зимой, когда рано темнеет, а на улице мороз и холодный ветер, изостудия выглядит еще уютнее. Не хватает только камина, чтобы сесть вокруг него и рассказывать сказки. У нас вместо него диапроектор, волшебный луч которого освещает в темноте лица и фигуры столь давних времен, что кажутся они сказочными. Но вместо сказок - истории подлинные и, к сожалению, не всегда добрые. Знаменитые полотна мастеров девятнадцатого века почти документально представляют петровскую эпоху. Начинаю рассказ о Петре Первом с суриковского "Утра стрелецкой казни". Картина эта сразу опускает с небес на землю несколько идеализированный историей образ великого преобразователя России. Узнав о столь жестоком массовом убийстве, совершенном молодым царем, дети перестают излишне героизировать его в своем воображении. А картина Ге "Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе" лишь дополнит характеристику этого персонажа.
Впрочем, рассказываю я и о петровских преобразованиях - о новых заводах, школах, о реформе армии и флота, театрах и ассамблеях, календаре и газете. Нам есть, с чем сравнивать - только что пройден "древнерусский" курс, и ребятам легко заметить, как изменился образ жизни русской знати в восемнадцатом веке.
Для девочек, конечно, самое интересное - костюмы. Роскошнейшие платья с кринолинами и фижмами, высокие прически с кораблями и павлинами, веера и мушки - неотъемлемые атрибуты галантного стиля - можно их рисовать, и, конечно, лепить. Девчонки с удовольствием лепят из глины гигантские кринолины, приделывают к ним крошечные туловища, ручки и головки, а затем не жалеют золотой и серебряной краски и разноцветных гелей с блестками, чтобы получилось нечто эфемерное и сверкающее. От этих куколок в пышных платьях ученицы мои пришли в такой восторг, что когда в конце года я предложила лепку на свободную тему, многие снова хотели повторить именно эти фигурки. Мальчикам я предложила вылепить петровских гвардейцев - и после изучения мундиров и оружия у нас получилось целое небольшое войско самодельных солдатиков - преображенцев и семеновцев, бомбардиров и канониров, офицеров и рядовых.
Попов Игорь, 7 лет "Петербург времен Петра Первого", тушьСледующий урок посвящен основанию Петербурга. Рассказ о Северной войне получается коротким, а о закладке Петропавловской крепости и Адмиралтейства - куда более содержательным: ведь это новые архитектурные постройки (кстати, несложные для рисования), и, конечно, корабли. Их мы рисуем тушью - получается стильная черно-белая графика, немного напоминающая гравюры Зубова или рисунки Махаева с видами Петербурга. Многомачтовые фрегаты, галеоны и бригантины с андреевским флагом на корме, рассекая черные волны, устремляются к прозрачным бухтам, над которыми возвышается шпиль Адмиралтейства или Петропавловского собора.
Моим мальчишкам нравится рисовать парусники, и мы делаем с ними коллективную работу на тему "Морской бой". Каждый придумывает свой собственный корабль, рисует и вырезает его, а единственная в группе девочка пишет гуашью на огромном листе вечернее море на фоне закатного неба. Затем туда же наклеиваем все корабли - и морское сражение начинается!
Карамнова Вика, 8 лет, Зайцев Андрей, 7 лет, Кириллин Паша, 7 лет, Дегтярев Саша, 7 лет, Шаповал Алеша, 7 лет, Кривов Саша, 6 лет, "Морской бой", гуашь, аппликация
Восемнадцатый век - время строительства дворцовых ансамблей и усадеб. От весьма скромных - вроде Летнего дворца непритязательного Петра, до роскошнейших - Петергофа, Царского села, Павловска. На слайдах - не только богатые интерьеры гостиных и спален, но и парк с беседками, павильонами, фонтанами. Однако на дворе зима, и я предлагаю детям представить, как будут выглядеть помпезные пригороды Петербурга в морозные и снежные дни. Для рисования парка выбираем акварель, для снега - гуашь, и впервые рисуем в смешанной технике. Голые сучковатые лиственные деревья и мохнатые ели и сосны на наших рисунках присыпаны снегом, застывает покрытый льдом пруд с горбатым мостиком: чьи-то следы ведут мимо мостика - прямо по льду. Бассейн фонтана пуст, а мраморная статуя оделась в снежную шапку. Белый парковый павильон с колоннами выглядит сероватым на фоне белоснежных сугробов: он наполовину врос в снег. Каждый из детей придумывает свой зимний пейзаж: у кого-то за елями виден кусочек усадьбы, кто-то оставляет незамерзшей маленькую речку, а кто-то расставляет вдоль протоптанной в снегу дорожки горящие оранжевые фонари...
Горячкина Настя, 7 лет
"Петербург. Дворцовая площадь", гуашь
Искусство эпохи правления Елизаветы и Екатерины Второй знаменито прежде всего своими портретистами. Рассказывая о русском искусстве восемнадцатого века, мимо имен Антропова и Вишнякова, Левицкого и Рокотова, Боровиковского и Аргунова пройти, конечно, невозможно. Из огромной портретной галереи детям, естественно, запоминаются лишь самые яркие образы: маленький князь Голицын во взрослом мундире и со шпагой, величественная Екатерина художника Левицкого в горностаевой мантии и короне, миловидные смолянки, меланхолическая Мария Лопухина, артистичная Неизвестная крестьянка Аргунова. Почему-то особый восторг вызвали у моих девчонок кокетливые Лизанька и Дашинька с миниатюры Боровиковского. Потом, в Третьяковке, они-таки умудрились отыскать эту крошечную картину в одной из витрин и долго не отходили от нее.
Пришло время рисовать портрет. Это, конечно, будет не настоящий портрет, а костюмированная ретроспективная фигура в одежде той эпохи. Даю студийцам время на изучение костюмов и аксессуаров. Объясняю разницу между парадным и камерным портретом. Почти в каждой группе кто-нибудь хочет делать конную фигуру, и поскольку никогда ничего никому не запрещаю, приходится учиться еще и рисовать коня. Еще сложнее тем немногим, кто отважился на камерный вариант - приходится работать над лицом. Самое трудное, оказывается, нарисовать нос. Но справляемся и с ним.
Кузина Лиза, 6 лет "Портрет неизвестной", гуашь
И вот готова "портретная галерея 18 века". Пышные дамы в шляпках и прическах конца века, в бантах и лентах, изящные кавалеры с кружевными воротниками и манжетами, блестящие кавалергарды на неуклюжих лошадках и офицеры в морской форме - череда образов необыкновенно разнообразна, хотя, конечно, точность костюма мало кому удается, а екатерининские фрейлины несколько смахивают на кукол Барби. Но я уверена, что общее представление об искусстве восемнадцатого века у юных живописцев сложилось.
(Добавлю, что малыши из изостудии сейчас лучше знают искусство 18 века, чем более старшие ученики нашей художественной школы, которые только прослушали рассказы о нем и посмотрели картинки).
Приближаясь к рубежу 18 и 19 веков затеваю большое рисование на тему "Имперский Петербург". Нам предстоит виртуальная прогулка по городу - от Заячьего острова и Петропавловской крепости по мостам через Неву - на Васильевский остров, затем к Адмиралтейству, Дворцовой площади и Невскому проспекту. Мы смотрим панорамы города на Неве, я рассказываю и о тех зданиях, что построены в 18 веке, и о более поздних, которые тоже нравятся детям: Исаакиевском и Казанском соборах, стрелке Васильевского острова с ростральными колоннами, зданиях Главного штаба и Александринского театра, и, конечно, о мостах, которые разводят по ночам...
Кузина Лиза, 6 лет "Исаакиевский собор ночью", гуашь
Рисовать виды Петербурга по памяти довольно сложно, и тут снова, как и в случае с иконами, помогают компьютерные распечатки: после того, как каждый из детей выбирает тему рисунка, я делаю им на принтере небольшие картинки-виды, которые они могут использовать для создания своих ведут.
Здесь хочется уточнить, что практически никто из юных художников не скопировал в точности повешенную на мольберт картинку: они придумывали свое время года, время суток, погодные условия и т.п. В результате получилось нечто вроде циклов Клода Моне: Петропавловская крепость ночью, в летний солнечный день, осенью, на рассвете, в дождь и т.п.
Карамнова Вика, 8 лет "Петропавловская крепость", гуашь
Завершаю этот курс рассказом о том, как век девятнадцатый приходит на смену уходящему, и как один стиль в искусстве сменяет другой. Стиль ампир в тот переходный период процветает в архитектуре, скульптуре, живописи - и не только: еще и в интерьерах, мебели, одежде, прическах, аксессуарах.
И мы "отправляемся на бал" в старинный ампирный особняк. Это коллективная работа, в которой участвуют все тридцать учеников изостудии. Самого старшего, девятилетнего Костю, усаживаю с картинками в руках рисовать карандашом на большом формате интерьер бального зала в стиле ампир: ему отлично удаются и колонны, и балюстрады, и люстры.
Остальным предстоит другая задача: каждый должен придумать одного или двух гостей бала. Это может быть дама или кавалер, или танцующая пара, одеты они должны быть в костюмы той эпохи, а размера, т.е. высоты, могут быть любой. Карандашные фигурки раскрашиваем акварелью и вырезаем. Интерьер, уже выполненный в карандаше, поручаю расписать старшим девочкам, которые тщательно и планомерно вырисовывают каждый квадратик "шахматного" паркетного пола.
Осталось только расположить гостей по росту: самых высоких - на передний план, самых маленьких - назад, к входным арочным проемам. Тех, которые не танцуют, расположить живописными группками справа и слева от танцующих - и приклеить.
Бал в разгаре!
"Бал", акварель, гуашь, аппликация
Коллективная работа учащихся изостудии
Когда в конце года открылась экспозиция наших работ, "Бал" повесили достаточно высоко, и пришедшим на выставку родителям приходилось на руках поднимать своего ребенка, потому что каждый непременно хотел найти в пестрой бальной толпе свою фигурку!
А мы плавно перешагнули из века восемнадцатого в девятнадцатый, и дальше начались наши новые путешествия и открытия, но это тема уже совсем другого рассказа.
преподаватель изостудии, искусствовед