Психология детского творчества (часть 2)

Естественная потребность каждого малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела и руки ребенка.

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (52 оценки)

Часть 1 можно прочитать здесь.

Таким образом, естественная потребность каждого малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование) ребенка. В пластическом рисунке танца и живописного произведения малыша отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

Детское творчество

По мере взросления с удовольствием от общей эмоциональной активности, свободы инициативы и развития воображения и речи в сознании ребенка начинает ассоциироваться игра. Использование взрослыми игрового момента в совместном выполнении творческих заданий проявляется в том, что художественная деятельность малыша освобождается от понятных только взрослому целевых установок, норм и запретов, ограничивающих свободное творческое развитие ребенка. А выполнение творческих заданий (например, выбрать краски для изображения Доброй Волшебницы Стеллы и Злой Волшебницы Гингемы) помогает снять противоречие между "игрой без обучения" и "обучением без игры".

Развивающееся воображение ребенка в период младшего детства способствует тому, что ребенок может принять любую роль в игре, выразить (движением, рисунком, словом) свое отношение к другим персонажам, может планировать сюжет сказки-игры, придумывать различные варианты завершения сказки. В то же время развитие речи ребенка способствует тому, что малыш начинает экпериментировать со словами, звуками, ритмами, сочиняя коротенькие стишки.



Однако многие взрослые проявляют обидную невнимательность к первым литературным опытам малышей. Не так часто можно наблюдать, чтобы воспитатель или родитель ходил с записной книжкой за сочиняющим ребенком и записывал за ним сказки, стихи, рассказы, которые дети сочиняют на ходу, бегая, прыгая, лазая или манипулируя различными материалами для творчества. Очень долго в этой области ребенок остается предоставленным самому себе, а иногда может слышать и такое: "Перестань сочинять всякие глупости".

Неуважение, проявляемое взрослыми, к детским "каракулям" (истоки графики), цветовым "пятнам" и "розовым слонам" (истоки живописи), "бессмысленному" подпрыгиванию (развитие психомоторики), словотворчеству (истоки литературного творчества), наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Однако хотелось бы провести грань между воображением как психической функцией, проявляющейся на самых ранних стадиях онтогенеза, и фантазией как формой проявления способности человека "видеть" другую реальность и верить в ее существование.

Фантазия - это художественный вымысел, основанный на способности ребенка, взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном. Тогда как воображение - это мыслительный, познавательный процесс. Чем причудливее и дальше от реальности становятся фантазии ребенка, тем меньше они связаны с сознательным стремлением к осуществлению творческого замысла и больше подчинены бессознательному желанию осуществления ощущаемой, но не ведомой и не управляемой сознанием цели.

Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать.

Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения.

Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Психология детского творчества (часть 2)"

Вы не авторизованы.

Спасибо вам за подсказку. Я учусь на психолога, у меня огромное количество информации. И мне очень трудно что-то выбрать. Моему ребенку 2.5 года и я интуитивно выбрала хореографию и рисование красками. Теперь я понимаю как была права.
2005-10-28, Бажена
Поделитесь:

05.03.2001
Обновлено 05.09.2019
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Цвет детского рисунка
Цвет детского рисунка
О чем расскажут рисунки - психология детского рисунка. Значение цвета в детском рисунке.
Депрессивный ребенок . Часть 1
Депрессивный ребенок . Часть 1
Да, да, да, Вы не ошиблись — депрессивный... ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия — лишь удел взрослых.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!