Немногие знают, что кроме медицинской «скорой» в Москве существует неотложная психологическая помощь по телефону. Позвонив на номер 051, можно быть уверенным, что тебя выслушают и помогут решить проблему. Как и детский телефон доверия 8—800-2000-122, эта психологическая служба работает круглосуточно, бесплатно и анонимно.
Для оказания психологической помощи и поддержки жителям города Москвы, Московской области, а также тем, кто имеет возможность позвонить по московскому номеру телефона, в 2006 году был создан «Телефон неотложной психологической помощи 051» (ТНПП). ТНПП — подразделение Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты. Единый трехзначный московский номер, современное техническое оборудование позволяет любому жителю столицы, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, быстро связаться со специалистом и получить круглосуточную, бесплатную, анонимную психологическую помощь.
С 2015 года абоненты операторов мобильной связи «Билайн», «Мегафон», «МТС», а с 2016 года — абоненты «TELE2», набрав номер 8-495-051, также могут получить бесплатную консультацию психолога — оплачиваются только услуги мобильной связи по существующим тарифам.
Жизнь в условиях мегаполиса провоцирует проблемы эмоционально—психологического характера. Постоянный шумовой фон, действующий как нервный раздражитель (тяжело услышать собеседника и требуются огромные усилия для того, чтобы быть услышанным). Ускоренный ритм жизни, в котором не хватает времени не только на себя, но и для своих близких. Предельная дистанцированность людей друг от друга при большой плотности населения. Неуверенность в собственной безопасности и безопасности близких (возможность терактов и просто аварий крупного масштаба). Плохая экологическая обстановка, которая «подтачивает» силы нашего организма, — а они во многом являются ресурсом в личной работе с психологическими трудностями. Можно сказать словами клиентки телефона психологической помощи: «Как я могу быть творческой и спокойной мамой, если у меня просто нет сил».
Все перечисленное — факторы повышенной стрессогенности жизни в мегаполисе. Поэтому так важно, чтобы у людей всегда была возможность позвонить профессиональному психологу в любое время, так быстро, как необходимо, и в удобной и привычной для себя обстановке обсудить то, что с ними происходит.
За 10 лет работы службы «051» на телефон доверия обратилось более 400 тысяч москвичей. Вот несколько примеров обращений на ТНПП.
«Девушка, вы психолог, да? Мне трудно об этом говорить... В общем, я сегодня узнала, что мой муж мне изменяет...»
«Помогите мне, мой сын... он совсем не слушается... учителя на него жалуются, в школе не успевает, с отчимом ругается. У меня уже сил нет...»
«Я не могу уже! Все у меня плохо, не так, не знаю, как другие могут жить, чтобы у них все получалось. Что делать?»
«Я даже не знаю, что делать. Сорвалась вчера на дочку, орала, а она после этого всю ночь спать нормально не могла, бормотала что-то, просыпалась постоянно...»
«У моего 20-тилетнего сына СПИД. За что? Этого не может быть. Он так молод!»
И эти тревожные, взволнованные, агрессивные, раздраженные голоса звучат и звучат, и их много, и всем необходима помощь. Кому-то просто присутствие, кому-то сопереживание, кому-то спокойный анализ.
Больше всего волнуют москвичей, обращающихся на телефон «051», пять тем:
- проблемы психического здоровья, в том числе переживание актуальной психотравмирующей ситуации;
- дефицит общения;
- семейные и супружеские отношения;
- проблемы в любовных отношениях;
- взаимоотношения детей и родителей.
В силу такого широкого спектра проблем консультанты на телефоне должны быть готовы практически ко всему. И к погружению в переживание острого горя, и к личной сохранности при столкновении с патологией (вместе с корректной переадресацией такого абонента психиатру), и к информированию об особенностях подросткового возраста, и к проработке разрыва любовных отношений.
Важным направлением в работе телефона «051» является кризисное консультирование — это суицидальные звонки, острое горе, насилие. Звонков от абонентов, находящихся в остром, кризисном состоянии, поступает около 8% от общего количества психологических консультаций на ТНПП.
Основная возрастная категория абонентов — от 26 до 60 лет (81% позвонивших). Наиболее активны абоненты в возрасте 36–50 лет (38%). С момента открытия линии детского телефона доверия в июне 2011 года от детей и подростков поступило более 60 000 обращений (часть звонков с детского телефона доверия переадресовываются на «051»). Обычно звонки от детей длятся 10-15 минут. Звонят и мальчики, и девочки, примерно поровну. Возраст обратившихся — от 7 до 14 лет, в меньшей степени звонят дети до 7 лет и юноши и девушки (15-18 лет).
Такой широкий спектр обращений задает высокие требования к профессионализму сотрудников, работающих на телефоне. Все поступающие сюда на работу имеют высшее психологическое образование и, как правило, дополнительное в различных областях психологической практики, а также опыт психологического консультирования.
В последние годы москвичи все меньше пользуются городскими телефонами, ведь мобильная связь стала менее дорогой и более качественной. Теперь у москвичей есть возможность позвонить на ТНПП «051» с сотового телефона. Для этого достаточно набрать 8-495-051. С городских телефонов по-прежнему — 051.