Проверка готовности ''номер один''

Если ваш малыш не ходил ни в детский сад, ни в какие группы развития, проверить его "умение говорить" надо обязательно. В школе - свои требования.

Проверка речевой готовности к школе

Через несколько месяцев ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: "Умеет ли он говорить?" - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься...

Залог успеха

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной - ему еще только предстоит овладеть. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

У детей довольно часто наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например психолога и логопеда, а иногда нескольких занятий с родителями малышу достаточно, чтобы он приобрел необходимые речевые навыки.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, проверить его речевую готовность к обучению надо обязательно. В детском саду по строго утвержденной программе дошкольникам дают определенные знания, формируют у них необходимые навыки и умения. Хотя и считается, что хороший педагог не спросит с ребенка того, чему сам не научил его, иногда случается, что учитель ориентируется на уровень подготовки большинства детей в классе. А вы, конечно же, не хотите, чтобы ваш малыш оказался в числе отстающих!

Что и как проверяем

Правильность произношения. До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Наличие фонематического слуха. Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.

Умение различать звуки. Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).

Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в "словаре" ребенка определенных слов (см. ниже).

Сформированность грамматических систем. Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.



Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке), поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ - описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост..."

В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации), и завершение "происшествия", или развязка; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью: пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю; расскажет, как прошел сегодняшний день; сочинит небольшую сказку или рассказ; опишет картину с изображением природы; опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря; охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца; расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.

Задания для проверки состояния "словаря":

  • Называние предметов, относящихся к различным логическим группам
    Например, ребенок должен назвать все известные ему виды деревьев, цветов, животных.
  • Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов
    Белка, заяц, волк - это кто? Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что? Блузка, брюки, футболка - а это что?
  • Подбор признаков к определенному предмету
    Куртка - новая, красная, теплая; снег - белый, рыхлый, сверкающий.
  • Подбор возможных действий к предмету
    Книгу покупают, читают, рассматривают; дерево сажают, удобряют и т. Д.
  • Подбор предметов к заданному действию
    Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.
  • Подбор синонимов - слов, близких по значению (добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).
  • Подбор антонимов - слов с противоположным значением (горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).
  • Родительские университеты

    Убедитесь, что ребенок хорошо слышит и правильно произносит все звуки, различает их на слух. Следует проверить словарный запас малыша, его умение строить слова и изменять их (в речи).

    Самое главное - удостовериться, что дошкольник умеет строить связные фразы, четко и последовательно излагать мысли.

    Проверка речевой готовности ребенка - дело не одного часа и даже дня. Необходимо время, чтобы вы сами хорошо подготовились к этому своеобразному тестированию: следует подобрать необходимый материал (книги, рисунки, карточки). Вечерами или в выходные дни, когда малыш здоров и бодр, в игровой и занимательной форме займитесь проверкой его речевых способностей.

    Бывает, что мама не замечает каких-то недостатков в речевом развитии ребенка: она понимает его по глазам, жестам и с полуслова, часто говорит за него сама, не давая ему возможности полноценно высказаться.

    Если ребенок не посещал детский сад, то на каких-то этапах проверки желательно привлечь к этому делу кого-то из малознакомых ему взрослых, например, мамину подругу. Вы убедитесь, что малыш способен побороть смущение, когда он при постороннем человеке будет читать стихи или повторять скороговорки, пересказывать сказку или сочинять забавную историю. Если вы этому человеку доверяете, а он всегда говорит вам правду, проверка окажется всесторонней и объективной.

    Татьяна Мягкова,
    психолог
    Статья предоставлена журналом
    Мой кроха и я
    Авторская статья
    Оцените статью
    Полезность:
    Интересность:
    Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
    Читайте также
    Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
    Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
    Оставить комментарий к статье "Проверка готовности ''номер один''"

    Вы не авторизованы.

    Поделитесь:

    20.05.2006
    Обновлено 31.07.2018
    Статья дня
    Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
    Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
    Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
    Близкие по теме статьи
    Как проверить развитие ребенка перед школой? Тест
    Как проверить развитие ребенка перед школой? Тест
    Готов ли ребенок к школе? Нарисуйте собаку
    Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости
    Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости
    Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школе
    Что должен знать ребенок перед школой?
    Что должен знать ребенок перед школой?
    Диагностика готовности к школе. Тест "Готов ли ребенок к школе"
    Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
    Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



    Рейтинг@Mail.ru
    7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
    18+

    Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!