Игра – это самое увлекательное для детей любого возраста занятие. Но исследования показали, что это не просто развлечение – но инструмент, который помогает детям с аутизмом справляться со своими дефицитами. Как это происходит? Что может изменить игра в поведении ребенка с аутизмом?
Игра у детей с аутизмом
Исследователи давно заметили, что игра занимает важную роль в развитии, поскольку она — предиктор речевого и социального развития у типично развивающихся детей.
В период 9–12 месяцев типично развивающийся ребенок начинает изучать, для чего нужны различные объекты, и его игра становится более преднамеренной. Он может начать с простых действий, например катать мячик или рушить башню из кубиков. На втором году жизни ребенок начинает играть более целенаправленно, комбинируя объекты. Вскоре после этого игра начинает становиться все более интерактивной и включать в себя объекты, при этом роль воображения в игре усиливается. Ребенок может изображать, что он что-то ест, или строить из кубиков домик. К примеру, ребенок ставит чашку на блюдце, подносит чашку к губам.
К возрасту 48 месяцев ребенок обычно умеет сочинять и разыгрывать сложные игровые сценарии (например, изображает, что пираты отправляются искать сокровища). Ребенок сам распределяет роли и действия ("я буду пиратом, а ты спрячешь сокровища") и творческим образом использует объекты из своего окружения как замещающие объекты: например, окатанные камешки играют роль сокровищ.
Дети с аутизмом, как правило, играют на менее сложном уровне, чем их типично развивающиеся сверстники. К примеру, четырехлетний ребенок с аутизмом только учится строить башню из кубиков, в то время как типично развивающиеся дети этого возраста уже играют в домик.
Программа JASPER: как это выглядит
На основе этих исследований профессор Калифорнийскогоо университета Конни Казари разработала программу JASPER (JASPER — это аббревиатура из терминов "совместное внимание", "символическая игра", "вовлеченность" и "регуляция"). Давайте рассмотрим небольшой пример того, что представляет собой сессия вмешательства JASPER.
Обучение в программе JASPER происходит в естественной среде — во время игры. До начала вмешательства специалист оценивает развитие игровых и коммуникативных навыков ребенка, определяет цели вмешательства, соответствующие уровню развития ребенка, и выбирает мотивирующие игрушки, основываясь на уровне развития навыков в данный момент.
Представьте, что вы заглянули в комнату, где проходит сессия вмешательства JASPER. Что вы там увидите? Небольшое пространство для игры организовано таким образом, чтобы способствовать вовлеченности и регуляции ребенка. В углу комнаты находится стол, где разложены материалы: часть кубиков сложена в виде домика, а рядом лежат несколько дополнительных кубиков. Кроме того, на столе находится игровой набор: игрушечные кусочки фруктов, нож и миска. на полу лежат несколько картонных кубиков, часть из них сложена в виде башни, а рядом расставлено несколько маленьких фигурок животных.
Окружение организовано таким образом, чтобы обеспечить мотивацию ребенка и тем самым создать условия для плавного перехода к обучающей сессии. Игрушки соответствуют уровню развития ребенка, они расставлены определенным образом и "ожидают" ребенка. Все это сделано для того, чтобы ребенок проявил интерес и начал играть.
Взрослый и ребенок входят в комнату, и взрослый восклицает: "Здесь так много пре- красных игрушек!" ребенок подходит к столу, берет кубик и добавляет к кубикам, сложенным в виде домика. взрослый поступает так же: добавляет еще один кубик к незаконченной постройке и убирает со стола игрушечные фрукты, чтобы они не отвлекали от строительства домика. Взрослый и ребенок начинают создавать игровую рутину.
После того как взрослый и ребенок вместе построили дом из кубиков, взрослый помещает на стол несколько игрушечных стульев и маленькие фигурки людей. ребенок берет фигурку мальчика, но не знает, что с ней делать. Тогда взрослый берет другую фигурку, помещает ее внутрь дома и с улыбкой комментирует свое действие: "Человек!" ребенок повторяет за взрослым и комментирует: "дом", после чего помещает фигурку внутрь строения. взрослый отвечает: "большой дом!", и они по очереди перемещают фигурки людей внутрь постройки. после нескольких повторений ребенок начинает вставать из-за стола. Заметив, что вовлеченность ребенка снижается, взрослый пододвигает в его сторону несколько кубиков, и ребенок начинает строить второй этаж дома. Взрослый сразу же присоединяется к строительству, сопровождая свои действия простыми комментариями.
На протяжении всего процесса взрослый отслеживает, чтобы в игровой рутине постоянно присутствовали явные возможности для проявления новых игровых и коммуникативных навыков. В окружении присутствуют дополнительные игровые материалы, чтобы ребенок мог добавлять новые шаги в игру, а взрослый использует мотивирующие моменты, чтобы помочь ребенку применять новые навыки.
Что меняет программа JASPER
Стратегии программы JASPER можно использовать на протяжении всего дня и в разных активностях (прием пищи, чтение книг с детьми). Программа успешно применяется родителями, другими ухаживающими за ребенком взрослыми и педагогами как в индивидуальной работе, так и в небольших группах.
Результаты применения программы JASPER были неоднократно подтверждены в ходе разных научных исследований. Они показывают, что улучшения в сфере ключевых коммуникативных трудностей, свойственных аутизму, происходят вне зависимости от того, кто именно (специалисты, родители или педагоги) реализует данную программу вмешательства.
Программа JASPER в России
Последние четыре года Фонд "Обнажённые сердца" работает над созданием устойчивого опыта применения программы JASPER в русскоязычном контексте. Сотрудники Kasari Lab проводят обучение и регулярные супервизии специалистов центров поддержки семьи Фонда "Обнажённые сердца" и партнерских дошкольных организаций. На сегодняшний день программа успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.