Продолжаем учиться конструктивному разрешению конфликтов с детьми. В прошлый раз с помощью экспресс-курса экспертов по воспитанию мы выяснили, каким может быть обсуждение проблемы, существующей у ребенка. Сегодня потренируемся в активном слушании и проговаривании чувств ребенка и выполним задания теста.
Что значит активно слушать ребенка?
Дети еще сильнее раздражаются, когда их негативные чувства отрицают или считают незначительными.
Ребенок: Я сделал в школе кролика, а он сломался!
Взрослый: Пустяки! У него сломалось только ухо...
В таких ситуациях даже простое, логичное родительское решение не помогает.
Взрослый: Ты можешь сделать нового кролика...
Ребенок: Не хочу нового! Хочу своего старого кролика!
Дети хотят, чтобы вы знали, что они чувствуют. Иногда достаточно их просто выслушать.
Ребенок: Учительница дала нам глину, я сделал кролика, но он упал, и у него откололось ухо...
Иногда вы можете показать, что понимаете чувства ребенка, с помощью простых междометий: "О!", "М-м-м"...
Ребенок: И теперь у моего кролика только одно ухо...
Взрослый: О...
Иногда полезно назвать испытываемое ребенком чувство.
Ребенок: Я пытался приклеить ухо, но оно все время отваливается.
Взрослый: Да, это действительно очень неприятно...
Большинству детей нравится, когда вы даете им в фантазиях то, чего они не могут получить в реальности.
Взрослый: Уверен, тебе хотелось бы сказать: "Абракадабра!" — и у твоего кролика выросло бы новое ухо!
Вы можете признать чувства ребенка, даже если решите ограничить их действия.
Взрослый: Вижу, тебе нравится пить сок прямо из бутылки...
Взрослый: Но так в бутылку могут попасть бактерии. Возьми этот стакан или налей сок в чашку.
Тренировка в подтверждении чувств: тест для родителей
Этап слушания и подтверждения чувств ребенка — очень важный для налаживания контакта. Наша автоматическая реакция на выражение негативных чувств чаще всего бывает неправильной. Предлагаем потренироваться в том, как реагировать правильно. В каждом из приведенных ниже примеров выберите ответ, который показывает, что вы понимаете чувства ребенка.
1. Ребенок: Папа чуть не убил меня, когда вытаскивал занозу из моего пальца...
Взрослый:
А) Тебе не могло быть настолько больно.
Б) Похоже, тебе действительно было очень больно.
В) Он сделал это во имя твоего блага.
2. Ребенок: Из-за этого легкого снегопада тренер отменил нашу игру!
Взрослый:
А) Ты, наверное, очень разочарован. Ты так готовился к игре, а теперь придется ждать.
Б) Не расстраивайся. У тебя будет еще много возможностей поиграть.
В) Ваш тренер принял правильное решение. Иногда легкий снегопад переходит в настоящую пургу.
3. Ребенок играет с вашими новыми бусами.
Взрослый:
А) Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не трогала мои украшения?! Ты плохая девочка!
Б) Пожалуйста, не играй с мамиными бусами. Ты их порвешь.
В) Тебе нравятся мои новые бусы. Но их очень легко порвать. Поиграй с деревянными или с этим шарфом.
4. Ребенок: Я не люблю пауков.
Взрослый:
А) Не любишь? Почему?
Б) Не говори так. Они — часть природы.
В) Я тоже их не люблю.
5. Ребенок (встревоженно): Завтра у меня контрольная по математике.
Взрослый:
А) Расслабься. Я уверен, ты все решишь правильно.
Б) Если бы ты больше занимался, то сейчас не о чем было бы волноваться.
В) Ты волнуешься. Уверен, что тебе хотелось бы, чтобы все уже было позади.
6. Ваш ребенок ест спагетти руками.
Взрослый:
А) Ты ведешь себя за столом отвратительно.
Б) Я знаю, что руками есть спагетти проще. Но когда мы едим все вместе, то нам бы хотелось, чтобы ты пользовался вилкой.
В) Не могу поверить, что в таком возрасте ты все еще ешь руками.
7. Ребенок: Дэвид пригласил меня на танцы. Он мне нравится, но я не знаю, идти или нет...
Взрослый:
А) Конечно, иди. Вот увидишь, там будет весело.
Б) Разбирайся сама. Или тебе хочется пойти, или нет.
В) Значит, тебе хочется пойти, но ты не совсем уверена?
8. Ребенок: Я убегу из дома!
Взрослый:
А) Отлично! Я помогу тебе собраться.
Б) Не говори глупостей! Не желаю слышать подобных разговоров!
В) Ты несчастлив. Уверен, что тебе хотелось бы, чтобы все было по-другому.
Правильные ответы: 1Б, 2А, 3В, 4А, 5В, 6Б, 7В, 8В
Узнаем и выражаем чувства: правильно и неправильно
Вот несколько ситуаций, в которых дети часто испытывают негативные чувства, а также возможные реакции взрослых. Обратите внимание: единственно правильного и неправильного ответа в каждой ситуации не существует. Если мы пренебрегаем чувствами ребенка или даем ему советы, мы не правы. Если мы уважительно подтверждаем чувства ребенка, то поступаем правильно.
1. "Я никогда больше не буду играть со Сьюзи!"
Неправильная реакция: Ты же так не думаешь! Сьюзи — твоя лучшая подруга!
Правильная реакция: Иногда она тебя по-настоящему злит.
2. "Почему это сестре подарили на день рождения столько подарков?!"
Неправильная реакция: А в твой день рождения подарки получала ты, а твоей сестре ничего не досталось.
Правильная реакция: Неприятно, когда все подарки достаются твоей сестре. Уверен, ты хотела бы, чтобы сегодня был твой день рождения.
3. "Моя картинка некрасивая".
Неправильная реакция: Нет, что ты! Она красивая!
Правильная реакция: Вижу, что ты не очень доволен своей работой...
4. "Учительница мне слишком много задает".
Неправильная реакция: Ты на все жалуешься. Так нельзя!
Правильная реакция: Если бы учителем был ты, то задавал бы детям гораздо меньше.
5. Ребенок выглядит несчастным.
Неправильная реакция: Что случилось? Если ты мне не скажешь, я не смогу тебе помочь.
Правильная реакция: Что-то случилось. Тебя что-то тревожит?