Сегодня на улице дождь, мы с Андрюшоной скучаем дома. Звонок в дверь. Приятный молодой человек предлагает мне поучаствовать в социологическом опросе о качестве водопроводной воды, проводимом в нашем районе.
Задает мне вопросы: довольна ли я водопроводной водой, стоит ли у меня система очистки, если да, то какая... Потом радостно сообщает, что мне повезло и что некая фирма дарит мне фильтр для воды и еще кучу призов в рамках акции "Счастливая семья". На мой закономерный вопрос "За что же мне такая честь?" отвечает, что его фирма отказалась от телевизионной рекламы, считая ее дорогой и неэффективной и занимается рекламированием своего товара так называемым способом "хождения в народ". Спорить об эффективности телевизионной рекламы молодой человек отказался. И перевел тему на подарки, которые фирма якобы просто мечтает мне подарить.
Подарков оказалось много. Даря мне каждую из вещей, молодой человек называл мне ее стоимость (от 1 тыс. до 3 тыс. за штуку) и говорил, что несмотря на такую высокую цену фирма дарит мне утюг, чайник, машинку для стрижки волос, какую-то хитрую штучку для резки овощей, посуду для микроволновой печки и фильтр для воды (с чего, собственно, и начался наш разговор). Рекламирует каждый товар в отдельности и говорит, что несмотря на неизвестную марку фирма давно зарекомендовала себя на рынке и его-то подарки намного лучше моего "Тефаля", в чем, собственно, мне и предстоит убедиться, как только мы оформим все прилагающиеся к подаркам документы.
В конце нашей беседы, окончательно "убедив" меня в необходимости совершенно не нужных мне вещей, он называет стоимость всего перечисленного выше, которая составляет 9500 руб. Произносит в десятый раз фразу о том, что фирма мне все это дарит, но (естественно, существует "но", которое я ждала с самого начала разговора) я должна оплатить транспортные расходы, всего каких-то 2700 руб., и мне даже выпишут гарантийный талон на год на "подаренную" мне бытовую технику. Искренне удивляется на мое предложение завершить столь приятную беседу, собрать свой товар и сказать мне "пока". Говорит, что я очень пожалею о том, что отказалась от столь выгодного подарка, а он пойдет и "осчастливит" другую семью, а я буду кусать локти и считать потерянные денежки, приобретая новый тефалевский утюг и сменные фильтры к моему "Аквафору". Расстались мы на грустной ноте, я пожелала ему удачной продажи своего товара, а он мне - собственно, он ничего мне не пожелал, только обиженно хлопнул дверью.
21-й век – век рекламы и PR-технологий. Прогресс не стоит на месте. Ушли в прошлое наперсточники и лохотронщики на привокзальных площадях. Теперь мошенники изобретают все более ухищренные способы, используя психологические приемы, чтобы заставить людей купить ненужную вещь или просто добровольно отдать деньги за несуществующий товар.
Моей подруге Лене позвонили на сотовый телефон. Радостный голос сообщил, что радиостанция "Европа плюс" (которой, кстати, уже год как нет в нашем городе) дарит ей замечательный сотовый телефон известной марки. Ее попросили купить две телефонные карты стоимостью 10 баксов каждая и, позвонив по определившемуся у нее номеру, сказать PIN-коды, мотивируя эту необходимость оформлением телефона на ее имя. И потом она сможет подъехать в офис и забрать подарок в любое удобное для нее время. Надо ли говорить, что на следующий день телефонный номер оказался заблокированным, а по указанному адресу офиса такой радиостанции никогда не существовало. Это мелкое мошенничество, 600 рублей не такие уж большие деньги, но гораздо хуже ощущение быть обманутой. Кроме взбучки от мужа, Лена, у которой слабое сердце, попала в больницу.
Мишка купил новый дорогой сотовый телефон неделю назад. Хвастался друзьям, расхваливая функциональность данной модели. Возле магазина к нему подошла заплаканная девушка и попросила дать сотовый позвонить маме. Рассказала попутно душераздирающую историю об украденной сумке с казенными деньгами. Мишка телефон дал. Девушка начала лихорадочно набирать номер, потихоньку отходя в сторону. И тут какой то парень спросил сигарету и отвлек внимание. Обернувшись, Мишка не увидел ни девушки, ни своего новенького телефона. Через пару дней Мишка купил себе новый телефон, но украденное доверие к людскому горю уже не вернешь.
В ближайшем супермаркете, где я ежедневно покупаю продукты, ко мне подошли две девушки и предложили поучаствовать в анкетировании. Некая туристическая фирма проводит маркетинговые исследования и дает возможность выиграть замечательные призы, среди которых поездка в Турцию на трех человек. Я охотно общаюсь на улице, во-первых, потому что люблю общение, а во-вторых, девочки, проводящие опрос, получают за это деньги. Моя знакомая, студентка дневного отделения, часто работает в подобных конторах, и это единственный источник ее дохода. Через неделю мне позвонили и сообщили, что я выиграла замечательный приз, но это пока секрет, а узнать об этом я смогу, приехав по указанному адресу.
Если продолжение этой истории рассказывать кратко, то могу сказать, что мне предложили приобрести путевку по льготной цене. Использовать я ее могла в течение года, но полную стоимость должна была оплатить сегодня или завтра. Естественно, никакого приза я не выиграла: за то, что я пришла, мне вручили пластмассовый чайник (такой точно купила моя свекровь две недели назад за 20 руб. на вьетнамском рынке).
Таких, как я, было много. Молоденькая женщина уговаривала мужа: "Ну давай поедем, мы же все равно планировали отдых за границей! А тут такие скидки!" Но дело еще было в том, что скидок-то не было. Просто нужно было узнать, что входит в стоимость путевки, и тогда все становилось ясно. Фирма продавала проживание в каких-то бунгало в Турции и Египте и ничего больше. Питание, дорогу и все остальные удовольствия покупатель данной путевки оплачивал сам. Перед уходом я заметила, что муж женщины стал подписывать необходимые документы. Уговорила!
Через пару месяцев, проезжая мимо этой туристической фирмы, я заметила, что вывеску сняли и несколько рабочих в веселеньких оранжевых костюмах меняли облицовку здания. Вернули ли деньги тем, кто заплатил за отдых и планировал провести его, скажем, через полгода и существовали ли продаваемые отели и бунгало – история умалчивает. Я ради интереса позвонила в справочную и поинтересовалась новым адресом фирмы, но мне ответили, что данной компании не существует.
Много лет назад, в студенческие годы, мы с мужем приехали в Москву купить кое-какие вещи, погулять по столице и просто отдохнуть. Одна наша знакомая попросила нас купить ей товар оптом для продажи на рынке, обещая заплатить нам за оказанные услуги. Дала, естественно, деньги на покупку. Прямо с вокзала я поехала к своей тете, а муж – в Лужники, чтобы сразу выполнить просьбу знакомой, а потом уже отдыхать.
В тот день он потерял практически все деньги, и свои, и чужие. В метро к нему подошел мужчина и попросил показать ему дорогу в Лужники. По пути мужчина нагнулся и поднял кошелек. Там оказалась большая сумма денег. Он предложил разделить деньги, так как вроде бы нашли они их вместе. Пока суть да дело, их догнал "хозяин кошелька". Разгорелся спор, и "хозяин" предложил показать им свои деньги. Деньги мой муж отдал пересчитывать "хозяину кошелька", тут появился "милиционер". Все разбежались, а мой муж, придя на рынок, обнаружил, что у него всего тысяча рублей на обратную дорогу из Москвы. Когда я спросила его, зачем ему нужны были чужие деньги, он ответил: "Я сам не знаю, как все произошло".
Мы часто становимся заложниками невнимания, незнания и растерянности перед ситуацией, в которую попадаем. Манипулируя нашим сознанием, мошенники без труда лишают нас если не последних, то, по крайней мере, честно заработанных подчас тяжелым трудом денег.
Этот рассказ – маленькая капля в огромном море мошенничества и авантюризма. Мне захотелось написать об этом просто потому, что, прочитав эти истории, произошедшие с реальными людьми, вы лишний раз внимательно прочитаете предлагаемые вам бумаги, отнесетесь с недоверием к легким выигрышам, переспросите условия покупки или дарения или просто с порога скажете "до свидания" навязчивым торговцам. Будьте бдительны и помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Милая мама, podsnegnik@yandex.ru.