Ребенок развивается так быстро, что мы, родители, часто не успеваем за ним. Вот он впервые сложил матрешку, вот научился говорить спасибо, вот он поет песенки и задает первые вопросы. Проходит совсем немного времени, в памяти стираются даты, возраст, подробности, а ребенок уже осваивает новые вершины... Способов фиксировать уходящие события не так уж и много. Фотографии, аудио- и видеозапись. И ещё записки, мемуары, дневники, блоги — как ни назови, но это самый трудоёмкий способ остановить время.
Год назад
Прошлый Новый год (Алине было 2 года 4 месяца) прошел на фоне простуды, которая вяло текла с середины декабря и лишь в конце января завершилась бронхитом, антибиотиками и успешным выздоровлением. В середине декабря мы нарядили маленькую искусственную елочку, я сшила панно с ёлкой и украсила его пуговицами, собранными со всех родных и близких. Как всегда, наклеивались на окна снежинки, вырезать которые я большой мастер. На бело-розовое платье, которое никак не получалось носить летом (лазание по горкам более привлекательно), пришила пайетки-снежинки.
Утренник в саду прошел хорошо, но без родителей — воспитатели объяснили, что такие маленькие детки всенепременно усядутся на колени, и тогда их не вытащишь к ёлке плясать. Общая фотография удалась на славу — пришли все, даже несильно болеющие, как мы, а таких оказалось очень много.
Все праздники мы сидели дома и ничего не видели: ни гостей, ни по снегу побегать, ни главной ёлки города. Только бабушка приходила.
Карнавальный костюм
В этом году разговоры о празднике начались в ноябре. С прошлогоднего ёлочного панно я отпорола пуговицы и стала пришивать гирлянды — рядами пуговицы одного цвета, но разной формы и оттенков. Внизу черные пуговицы — земля, поверх которых — белые, изображающие снег. В течение года пару раз покупала остаточные пуговицы по цене один рубль за штуку — собрался почти литр совершенно разных, всех цветов, форм и рисунков. Изредка перебираем их до сих пор.
Как-то раз я при дочке залезла в чемодан со старыми лоскутами. Вытащилось недошитое платье из синего с белым горохом шёлка. "А ведь из этого можно сделать платье для костюма Ночи", — подумалось мне. Тут же примерили, подпоясав слишком широкое платье. Пришила прошву по вороту, тесьму с серебристыми снежинками — по подолу. Алинка поначалу каждый день просила надеть платье. "Ночь! Ночь!" Что такое примерка, она теперь знает...
Потом взялась за корону. Сначала сделала модель для куклы — выкроенную из ватмана основу обклеила синим в горох шелком, потом на руках пришила месяц из флиса. Получилось прочно и аккуратно. Теперь любая корона для меня — раз плюнуть! Среди обрезков нашелся темно-синий шелк с россыпью мелких белых горошин, с пайетками-звездочками большая корона получилась нарядной. Для вуали взяла голубоватую полупрозрачную ткань, пришила сзади обруча. Купила прелестные серебряные туфельки (серые с мелкими стразами), как у Элли из "Волшебника Изумрудного города".
В последнюю неделю уходящего года активный интерес к карнавальному костюму у Алины был исчерпан, и я уже себя корила, что так рано взялась за шитьё. Она уже знала, что подруга Таня будет лисичкой, Кристина — принцессой, а сама она — "Ночь". Перед утренником спокойно оделась, корону с себя не стягивала, только вуаль норовила потеребить и пожевать. Среди девочек было много принцесс в белом, лисичка, белочка. Мальчишки нарядились мушкетерами (трое и все в разных костюмах), Зорро, снеговиком, клоуном, звездочетом, зайцем, псом, даже конь был. Все разные. Интересно фотографии разглядывать.
Утренник в садике
А в садике весь декабрь шли репетиции. Дочь дома пела множество песенок, среди которых главная, конечно же, "В лесу родилась елочка". Впервые попробовала с ней целенаправленно заучить стишок — она за 5 повторений выучила. Из-за того, что в стихе было очень много букв Р, которые не выговариваются, получалось невнятно, пришлось взять другой: "Наша ёлка велика, наша ёлка высока, выше папы, выше мамы, достает до потолка". Мы его толком и не повторяли. Когда на утреннике дошла очередь читать стих Деду Морозу, ей воспитательница подсказывает: "Наша...". Она подхватывает: "Наша Таня громко...". Воспитатели сориентировались быстро: "Наша елка...", — и Алька отчитала стишок.
На утреннике очень хорошо видно, что за полгода дети разительно изменились. Если в яслях лишь некоторые активно участвовали в действе, то здесь все и пели, и танцевали, и стихи рассказывали Деду Морозу. Кулек конфет, который каждому вручил Дед Мороз, был очень большой радостью. Перед праздником спрашиваю: "Что бы ты хотела получить в подарок?" — "Шоколадку". Ела с тех пор по две-три конфеты в день. Как выяснилось через месяц, зря: диатез её настиг. Наверное, дозы большие, никогда столько сластей мы ей не давали. Зато наелась, больше не просит.
Папа тоже ходил на утренник. Его впечатлило, что Деда Мороза играла женщина — музыкальный руководитель. "Надо будет в следующем году предложить свои услуги". В смысле, побыть Дедом Морозом. Папа у нас демонстративно не любит Новый год, но, видимо, лед тронулся.
Ёлка и елочные игрушки
За две недели до Нового года наряжали ёлку. В один день мы разглядывали новые стеклянные игрушки. Я заранее заказала и вовремя получила клинские стеклянные игрушки-фигурки, одна даже на прищепке была: кот-дворник, кот в сапогах, кот с подарком, медведь с гармонью, львенок, сердечко и два шарика — с Дедом Морозом и Снегурочкой. Как я позже выяснила, это современное повторение фигурок советского времени. На другой день мы достали пластмассовые ёлочные игрушки. Помимо шариков, которые я в предыдущие годы украшала тесьмой и пайетками, оказалось неожиданно много фигурок китайского производства — домики, варежка, сапожок, шишки, звездочки. Маленькому ребенку, конечно, нужны фигурки. И ничуть пластмассовые не хуже стеклянных, если сделаны хорошо.
Ёлку покупали вместе с папой. После садика все втроём пришли на ёлочный базар около универмага. Алина, как увидела маленькие колюченькие сосенки, неожиданно закапризничала. Сквозь всхлипы мы услышали: "Хочу пушистую!". Расплатились, продавцы насадили ёлку на крестовину, папу отправили с покупкой домой, а мы с Алькой прогулялись по универмагу, чтобы успокоиться. А дома ёлка уже стояла в зале. Весь вечер наряжали — стеклянные игрушки в середку, пластмассовые — по краям. А советские стеклянные даже не стали доставать. На верхушку посадили ту самую пику, которая — сколько себя помню - всегда венчала нашу детскую ёлку.
С канителью и дождиком ёлка заблестела. Оказывается, я никогда сама не надевала пику на верхушку! И ёлку не покупала ни разу в жизни (после школы пришла пора экологических воззрений). Вечером Алина важно так произносит: "Мне нравится ёлка!". День-два играли, отыскивая загаданную игрушку, потом я прятала среди веток сердечки из ткани, которые ежегодно мною шьются к Валентинову дню.
В выходной попробовала предложить Алинке склеить цепь из бумажных колечек, нарезанных из цветной двусторонней бумаги. Мы колечки до высыхания клея скрепляли прищепками. Соединяла колечки и доклеивала я сама. Но цепь получилась яркая и очень украсила ёлку, я совсем не ожидала такого эффекта от простейшего украшения.
Коллекция игрушек
А вот для меня новогодние игрушки в этом году повернулись неожиданной стороной. Октябрь-ноябрь я рылась в каталогах и заказывала игрушки и книжки Алинке, а также новогодние игрушки. Тщательно изучала ассортимент Клинского завода стеклянных игрушек. Почитала кое-что про других производителей. Побывала на сайтах, где цена на современные игрушки измеряется тысячами рублей.
В декабре мне коллега на работе отдала две коробки со старыми новогодними украшениями. Мол, у неё ремонт, а игрушки уже не нужны. Как она сказала, игрушки ещё от бабушки, которая жила под Иркутском. Их я разбирала сама уже после новогодних праздников. Там были даже довоенные игрушки из ваты, которых мне не довелось видеть раньше, т.к. в нашей семье они не сохранились. Маленькие ватные неказистые фигурки с очень живыми движениями, неяркой раскраской и блёстками от слюды, которой покрывали вату.
Как раз этим летом я купила и прочла книжку Аллы Сальниковой "История елочной игрушки", там кое-что написано про них... Цены на подобные ватные игрушки на Интернет-аукционе измеряются тысячами рублей. Оказывается, в наше время технология производства ватных игрушек возрождается. Безусловно, это исключительно ручная работа, и автор должен быть художником.
Были там еще коробочки с маленькими игрушками и несколько гирлянд с лампочками. В детстве в нашем доме не было маленьких искусственных ёлок, поэтому и настоящих малюток-игрушек тоже не было. Баклажанчики и помидорчики, домики из пластмассы, мишки, шарики из стекла, пенопластовые Дед Мороз и Снегурка, изумительные тонюсенькие стеклянные сосульки длиной в 10 сантиметров...
У меня даже появилась мысль, а не заняться ли коллекционированием новогодних игрушек. Но после перебирания своих запасов я поняла, что не буду этого делать. Уж больно обшарпанными выглядят сохранившиеся советские фигурки. Геометрические абстрактные фигуры и шарики не очень интересны, фигурки 1970-1980-х — прямо-таки со страшноватыми лицами — поточное производство... А из моего детства, оказывается, вообще мало что осталось, разбивали ежегодно по несколько игрушек обязательно.
Прогулки и снежные забавы
Весь декабрь лечили насморк по выходным, но в садик ходили. Перед Новым годом Алина совершенно здорова, и в выходной мы пошли к главной ёлке города на стадион в парке. Там смастерили деревянные горки (в этот год снега мало), одна из которых довольно пологая и подходит для малышей.
В выходные много ребятишек примерно нашего возраста: катаются и на попе, и на ледянке, и даже на санках — кто как может. На каникулах приходим в парк часов в 11-12 — множество народу, малышня катается на горках. Моя взошла на горку, поглядела и отказалась кататься. Дома спрашиваю: почему не захотела? Она: "Мне ребятишки мешали". Ладно, повела в следующий раз в 9.30, катались в одиночестве. Прекрасно у девчонки получается на ледянке, с поворотами, на льду стоит, ползает, кувыркается. Ушли в 11 часов, а навстречу везли проснувшихся и желающих кататься малышей.
Рядом ледяное поле для катания на коньках. Я беру Алину за руку и веду туда: посмотри, как легко скользить. Она — бух с первого же шага. Говорит: "Мне коньки нужны!". Я соображаю, как бы объяснить, что дело не в коньках, а в умении. Через пару дней подвернулся прекрасный случай. Девочку, уже школьницу, мама и папа привели, чтобы поучить на коньках стоять. А мы смотрели, как она неуверенно движется, падает, боится скользить. И рядом промчалась другая девочка на коньках — вжик! Я говорю назидательно: "На коньках кататься надо учиться".
А после праздников выпал снег. И температура такая, что только снеговиков лепить! После садика темнеет быстро — еле успевали слепить очередного. Только у нас почему-то все снеговики были похожи скорее на коров.
Новогодняя ночь
Заранее объясняли дочке, что в новогоднюю ночь придет Дед Мороз и оставит ей подарки под елкой. Что Дед Мороз потом уйдет, чтобы поздравить других ребятишек, что мы не знаем, что он подарит... Ещё предупредили, что будут бабахать, и в небе будут появляться красивые огоньки — салют, что грохота не надо бояться.
В новогодний вечер пошли гулять, когда уже начинало темнеть. Смеркается быстро. Я объясняю: сейчас мы поедем к большой елке, которую, может, ещё не зажгли, потому что пока ещё не стемнело. Она говорит: "А мы скажем „Ёлочка, гори!“ — она и зажжется". Покатались в соседнем дворе на горке-трубе (она пластмассовая), увидели пару запусков салюта над соседними домами. Потом весь вечер бегали к окнам, ловили редкие салюты. Жаль, что всё многоцветье огней было после полуночи...
В новогоднюю ночь смотрели в пять заходов мой любимый фильм "Варвара-краса — длинная коса". Я сказала: сегодня особый день, можешь не ложиться спать. Или ляжешь, когда захочешь. А так как самой хотелось отдохнуть (после 9 вечера), вот и включила фильм-сказку. Но под конец фильма (10.30) девчонка уже клевала носом. После того как дочка уснула, мы с мужем посидели за столом, вспомнили самое лучшее в этом году — а вспомнить было что, дождались двенадцати и вскоре легли спать.
Подарки от Деда Мороза
Утром Алина забыла про подарки, побежала навстречу мне, а я разворачиваю её в сторону зала и елки. Она тихо так подходит к елке, сразу: "Домик!". Несколько вечеров я собирала и клеила домик из фанеры, с двумя двускатными крышами, чердачными окнами, верандой (куплен ещё осенью). С зажженной лампочкой выглядит действительно красиво (китайцы всё-таки мастера). Прочный. Думаю, будет новогодней фигуркой под ёлку. Когда-нибудь возьмемся разрисовать. Я развязываю бантики. Достаем юбку и сразу же примеряем: её надобно ушить — такого пуза дочь ещё не наела.
Потом стали рассматривать игры. Игры-пазлы несколько сложнее, чем те, что у неё были, поэтому поначалу собирала только с объяснениями и показами-подсказками, не всегда получается, все каникулы собирала по одному разу в день, утром. Многоразовая водная раскраска понравилась.
На каникулах сходили в театр, покатались на горках в парке, посмотрели фильм "Морозко" — аж дважды! Бабушка приходила, принесла много маленьких сувениров и календарь с чудесными детскими картинками. Жаль, гости с ребятишками не приходили — все болели или не могли.
В этом году любое наше действие — закладывание традиции. В прошлом году Алина всё-таки мало что понимала — именно сейчас идет осознание и осмысление. Жаль, что с гостями в этом году полная неудача. Даже нашу елку никто, кроме нас и бабушки, не видел! Надо заводить новых друзей с детьми...