Велосипед изобретают уже не одно столетие. Причем почти каждый раз инженерам это отлично удается. К концу прошлого века разновидностей машин, приводимых в движение мускульной силой, стало так много, что их классификация займет несколько страниц мелким шрифтом. Соответственно вырос и "велосипедный" ассортимент магазинов. Выбрать хороший велосипед — задачка не из легких, но все существенно упростится, если знать несколько правил.
Правило первое: покупай, где следует
Велосипед на полке гипермаркета — в большинстве случаев двухколесная подделка. Муляж, полноразмерная копия велосипеда. Передвигаться на этом чуде можно, но вряд ли с улыбкой на лице: качество "байка с полки" обычно крайне низкое, причем проблема даже не в его конструкции, а в отвратительной сборке и регулировке (как правило, велосипеды собирают непосредственно на точках продаж). Крупный гипермаркет реализует десятки велосипедов в день, и нанимать квалифицированных сборщиков магазину не выгодно.
Время, когда в гипермаркетах появятся качественные, хорошо собранные велосипеды, еще не пришло. И уж тем более оно не пришло для велосипедных "развалов" на обочинах дорог: там продают только самые дешевые модели, а понятие "гарантия" или "техобслуживание" в таких торговых точках зачастую просто отсутствует. Поэтому если велосипед для вас чуть больше чем дополнение к любимым брюкам и двум пакетам кефира, приобретайте его только в специализированных магазинах — велосипедных или мультиспортивных вроде "Спортмастера".
Правило второе: реши, зачем тебе велосипед
Основная проблема новичков, решившихся на покупку велосипеда: они слабо представляют себе, где и как собираются ездить. Поэтому на вопрос продавца, какой нужен велик, смущенно улыбаются и говорят: "Мне чтобы кататься…" Можно подумать, велосипед покупают для стирки белья или прополки грядок.
Процесс выбора типа велосипеда можно представить в виде игры в "да—нет". Если вы ответите на приведенный ниже ряд вопросов, выбор станет практически очевиден.
- Планируете ли вы кататься по бездорожью или пересеченной местности? Если да, то шоссейные велосипеды не для вас, и приступайте к ответу на второй и далее по списку вопросы. Если нет, тогда смело смотрите на дорожные и шоссейные модели. Шоссейники отличаются прежде всего узкой резиной без протектора ("лысой"), низкой спортивной посадкой (корпус сильно наклонен вперед), отсутствием каких-либо аксессуаров и крайне малым весом: от 7 до 9 кг в зависимости от модели и цены. Удел таких аппаратов — идеально гладкий асфальт парковых дорожек, а еще лучше — дорожка велотрека. В городе его нежные колеса ждут серьезные испытания.
Дорожный велосипед более универсален: резина у него приспособлена к плохому асфальту (но все-таки асфальту!), есть крылья, багажники, а так же часто динамо-машинка и фонарь. Это идеальный выбор для путешествий по твердому покрытию. Стоимость приличного дорожного велика — от 5000 рублей, а шоссейный болид стоит брать только если его цена перевалила за 12 000-13 000. Это уже спортивная машина. - Планируете ли вы поездки на природу, подальше от асфальта и бетона? Да? Тогда ваш выбор — гибридные велосипеды. Они ближе к дорожным моделям, чем к внедорожному или горному велосипеду (маунтинбайку) — большие колеса с не очень "злыми" покрышками (то есть не слишком широкими и шипастыми), передняя вилка либо вообще без амортизации, либо с очень небольшим ходом, способная проглатывать лишь мелкие дефекты дорожного покрытия. Цена на гибриды в целом сопоставима с ценой на маунтинбайки, стоимость нормального велика начинается от 9000-10 000 рублей. По сути, гибриды — практически идеальные велосипеды для наших проселков. Отправляться на пикник или дачу лучше именно на таком аппарате.
В отличие от гибридов, классический маунтинбайк — это внедорожный зверь. Однако при этом пользуется хорошим спросом именно среди городских покупателей. Отчасти потому, что наши "трассы" с высокими бордюрами и рытвинами часто напоминают велополигон, а отчасти потому, что эта техника для сложных дорог, гор и соревнований легко осваивается даже новичком. Имидж — тоже не последнее дело: для тех, кто раньше катался на "Аисте" или "Десне", маунтинбайк — новое измерение велосипедной вселенной. - Что для вас важнее — комфорт и техническая изощренность или простота конструкции и динамика? Если последнее, то поздравляю, вы открываете для себя классику маунтинбайка — велосипед-хардтейл (hardtail). То есть модель с амортизационной передней вилкой и жестким "хвостом" (задней частью). Хардтейлы сочетают в себе достаточный уровень комфорта (переднее колесо не бьет по рукам), простоту конструкции рамы и наилучшую передачу усилия с педалей на заднее колесо. Именно такие модели доминируют на рынке маунтинбайков.
Все большую конкуренцию им составляют "двухподвесы", то есть велосипеды с амортизирующими подвесками как переднего, так и заднего колеса. Такие модели особенно хороши на тяжелой, каменистой и неровной дороге, так как позволяют, не вставая с седла, эффективно крутить педали, не обращая внимания на кочки да ямы. Увы, полноценный "двухподвес" менее чем за 15 000-18 000 рублей купить очень сложно. Ну и, сами понимаете, двухподвесы — это уже горы, скорость и адреналин. Не для дефилирования по парковым дорожкам.
Правило третье: размеры велосипеда
Велосипеды выпускают разных размеров. Эти размеры принято называть "ростовками" (если вы просто упомянете это слово в разговоре с консультантом магазина, он тут же заговорит с вами совершенно другим тоном). Велосипед большой ростовки предназначен для рослых людей, а маленькой — для невысоких. Отдельная категория велосипедов — детские. Их размер обычно привязан к диаметру колеса, например, 12-дюймовые колеса — это для малышей 2-3 лет от роду, 14-дюймовые — для 3-5 лет. Велосипедистам постарше - 8-12 лет — нужен байк побольше: с 16 или 20-дюймовыми колесами.
Взрослые модели также следует покупать осмотрительно, чтобы не попасть "не в свой размер". Обязательно требуйте, чтобы консультант подобрал велосипедную раму именно под вашу фигуру. Когда вы сидите в седле, ничто не должно доставлять неудобства. Если сейчас вам чуть-чуть некомфортно, значит, после часовой велопрогулки вы будете похожи на больного ревматизмом.
Правило четвертое: имидж
Среди производителей принято выделять "марочных" и "новоиспеченных". К первым относятся либо большие корпорации с многомиллионными прибылями (например, Trek или Specialized), либо "исторические" компании, ведущие свой велосипедный бизнес с давних времен (например, Schwinn). Часто последние гармонично входят в состав первых.
Покупать "марочные" велосипеды модно и стильно, пусть даже легендарная американская, например, марка давно перенесла свое производство в Тайвань и Китай. Но помните: чем громче имя, тем дороже обходится покупателю наклейка с логотипом на раме велосипеда.
Легендарным именам противостоят современные "новоделы", то есть фирмы с недолгой историей. Многие из них действуют только в пределах локального, "родного" рынка. Например, отечественные марки Stels, Forward, Stark, Atom получили широчайшее распространение в России, для которой они и создавались. Как правило, "новые наклейки" на рамах стоят в несколько раз дешевле "исторических" при том же качестве.
С другой стороны, принято считать, что чем более дорогое оборудование стоит на велосипеде, тем оно качественнее, надежнее и долговечнее. Отчасти это так, но необходимо понимать, что две трети всех разделений на ценовые классы и качественные группы — маркетинговая приманка. Не поддавайтесь на уговоры продавца, который пытается сбыть вам дорогой продукт, мотивируя это лучшей работой механизмов более высокого класса. Поверьте, работа узлов нового велосипеда зависит от их настройки и исправности, а не стоимости. Так что главным все равно остается веломеханик, а не продавец.
Звезды и болиды
Спорт — это всегда повышенные нагрузки как на спортсмена, так и на экипировку. Велосипеды для спорта не исключение: они прочные, легкие, эффективно преобразуют усилия гонщика в движение. Но они дороги. Чем более "профессионален" велосипед, тем выше в космос улетает его цена. Так, один из лучших двухподвесов для гонок по пересеченной местности — Specialized Epic Carbon — обойдется его владельцу почти в 200 000 рублей. И это не предел: шоссейный суперснаряд от Cannondale стоит — держитесь крепче — более 230 000 рублей.
Но не все так страшно, ведь гонять можно и на велосипеде за 12 000-15 000. Начиная с этого уровня цен надежность достаточна для того, чтобы гоночный болид с восходящей звездой в седле не развалился перед финишной чертой.
"Материальный" вопрос
Два самых популярных материала для изготовления велосипедных рам — сталь и алюминий. Преимущества есть и у того, и у другого, но де-факто сегодня правильный велосипед — это велосипед из алюминиевого сплава. Обычно на его раме пишут Alloy, в то время как стальные конструкции обозначаются Steel. Если вы новичок, выбирайте более "прогрессивный" алюминий, и не ошибетесь. К тому же обычно самые дешевые и низкокачественные велосипеды делают из более дешевой стали, а не из "крылатого металла".
Пройдите техосмотр
Народная мудрость гласит: "любой механизм, состоящий более чем из одной детали, когда-нибудь сломается. Состоящий из одной детали тоже сломается, но позже". В каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. Поэтому примите как данность, что сколь бы дорог (во всех смыслах) ни был ваш велосипед, он остается достаточно сложным механизмом, а стало быть, требует регулярного технического обслуживания. Обслуживание это может предоставить лишь грамотный веломеханик, который всегда есть в специализированных магазинах. Примите за правило минимум раз в сезон производить профилактические работы в мастерской — механик сам определит, что требует его внимания, а что можно оставить до следующего посещения.
"Неломающихся" и необслуживаемых велосипедов нет. Если вы так думаете, значит, недостаточно интенсивно их ломаете.
серебряный призер 24-часового марафона "РБ-24"