В связи с постоянной миграцией население нашей страны испытывает сложности не только с жильем и регистрацией, но и с медицинским обслуживанием, даже имея на руках полис обязательного медицинского страхования. Насколько остро этот вопрос стоит в системе акушерства и гинекологии и, в частности, в таких медицинских структурах, как женская консультация и родильный дом?
Права беременной
По нашему законодательству, беременная женщина может наблюдаться в любой женской консультации, находящейся в любом городе или ином населенном пункте нашей страны, вне зависимости от ее постоянного места жительства, регистрации и гражданства. Поэтому, если беременных женщин отказываются ставить на учет (а такие случаи, к сожалению, бывают), — это незаконно. Женщины должны знать, что они могут быть зарегистрированы в родном районе в Москве, а наблюдаться в другом. Могут быть зарегистрированы в Подмосковье, а встать на учет в женской консультации по месту фактического проживания — в Москве. То же право распространяется на жителей других городов России и даже ближнего зарубежья. Наличие полиса медицинского страхования вне зависимости от места его выдачи позволяет пациентке предъявить его в любой женской консультации или роддоме, и он должен быть признан действительным — это обеспечивает единая система обязательного медицинского страхования. Естественно, что это положение распространяется на государственные медицинские структуры. Существуют нормативные акты, например приказ Министерства здравоохранения, который подтверждает право пациенток на государственное медицинское обслуживание независимо от места проживания. При отсутствии полиса вам окажут только экстренную медицинскую помощь. Так, если женщине пора ехать в роддом, а полиса и обменной карты у нее нет, она все равно будет госпитализирована, но в специальный (обсервационный) родильный дом — в Москве это роддом при ГКБ №6 так как в этой ситуации она считается условно инфицированной. Для постановки на учет в женской консультации и для последующего оформления обменной карты необходимо, кроме страхового полиса, предъявить паспорт.
Стоит развенчать весьма распространенное мнение иногородних пациенток о том, что москвичкам оказывается более широкий объем медицинских услуг, — например, что иногородних не госпитализируют. Это не так — объем предоставляемых услуг абсолютно одинаковый. И если во время беременности иногородней женщине необходима госпитализация (скажем, у нее гестоз), ее обязательно положат в больницу. Беременной женщине, независимо от места ее постоянном регистрации, в этом никто отказать не может, как никто не может отказать и в экстренной помощи. Если врач отказал ей в этом, он будет отвечать в суде, особенно если с женщиной что-нибудь случится. В любом случае женщина, которой отказали в медицинской помощи в женской консультации или родильном доме, может обратиться в вышестоящее учреждение, а отказавших ждет как минимум административный разбор. Правда, если у пациентки обнаруживается серьезная патология (например, заболевание крови), лечение которой требует серьезных терапевтических мероприятий и больших материальных затрат, московская клиника может запросить материальную поддержку с места ее жительства; это касается беженцев, перемещенных лиц из стран СНГ. Но даже если запрошенные средства не будут получены, женщине все равно окажут медицинскую помощь.
Чего боятся доктора?
Итак, с чем же связано нежелание врачей, несмотря на распоряжение Минздрава, ставить на учет в женской консультации иногородних пациенток? Прежде всего это объясняется тем, что наблюдение за беременной женщиной — будь она москвичкой или иногородней — всегда сопряжено с определенной ответственностью. И поэтому администраторы стараются уходить от этой ответственности и не увеличивать число своих пациентов, прежде всего иногородних, во-первых, потому что у них может не оказаться медицинской документации о каких-то серьезных заболеваниях, а во-вторых, потому что иногородние пациентки, приехавшие в Москву уже на каком-либо сроке беременности, могли не пройти положенных обследований по месту жительства. Таким образом информация о какой-либо серьезной патологии, выявляемой с помощью обследований или анализов, не будет получена вовремя, что может привести к определенным проблемам, отвечать за которые по закону будет московский врач.
Дело в том, что существует четкий план ведения беременности: на каждом этапе женщине необходимо пройти определенные обследования и сдать анализы, чтобы убедиться в отсутствии патологий. Например, в 16-17 недель нужно сделать биохимический скрининг на пороки развития плода, в 20 недель — УЗИ. Если иногородняя женщина встанет на учет в московской консультации до этого срока, ей сделают это обследование. Но если она, не наблюдаясь в женской консультации по месту жительства, приедет в Москву на сроке 22 недели и встанет на учет, то срок, на котором можно было определить порок развития плода, несовместимый с жизнью, и принять соответствующие меры, будет пропущен, т.к. прервать беременность по медицинским показаниям можно до 22 недель. После этого срока рожденный малыш считается жизнеспособным. Женщина, вставшая на учет после 22 недель, перекладывает груз ответственности на плечи врачей, у которых не было возможности своевременно провести обследование. Поэтому от "своих", территориально прикрепленных беременных, становящихся на учет слишком поздно, врачи не отказываются, но нередко стараются найти любой повод, чтобы отказать иногородним.
В Москву? В Москву! Ведение беременности в Москве
Почему же так много беременных женщин стремится вести беременность и обследоваться в Москве? Причина, скорее, социально-психологическая. Некоторым женщинам, живущим в других городах, кажется, что их городское или районное здравоохранение недостаточно квалифицированно, и они стремятся в столицу. Отказать таким пациенткам нельзя, но попытаться объяснить, что наблюдаться лучше по месту жительства, — можно.
Почему лучше не менять место жительства в поисках лучшей московской консультации пли роддома?
Во-первых, план обследования беременной женщины в любой женской консультации нашей страны един. Материальные возможности и обеспечение (если говорить о государственном здравоохранении, а мы именно о нем и говорим) примерно одинаковы. Поэтому нет смысла ехать в Москву, чтобы встать там на учет, да и преемственность медицинского наблюдения нарушается: если несколько лет женщина обследовалась в одном месте, там есть все данные о ней, диагноз и прочие медицинские подробности. На новом месте все это отсутствует. Это может привести к тому, что какие-то заболевания останутся незамеченными. Постановку на учет по беременности, сопряженную с поездкой в Москву, и роды иногородней женщины в московском роддоме можно признать в порядке исключения, а не правила.
Во-вторых, если вдруг, например, вся Московская область с ее восьмимиллионным населением, среди которого много беременных женщин, переместится в московские медицинские учреждении, они окажутся просто блокированными. Так что медики тоже оказываются в очень сложной ситуации.
В-третьих, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко женщина сосредотачивает внимание лишь на том, где и как лучше рожать. Но ведь роды — это только завершающая часть всей беременности. Обеспечение нормального течения беременности определяет нормальные роды. Во многом их течение зависит не только от сотрудников роддома, но и от врача женской консультации. Если врач может обеспечить квалифицированное ведение беременности, то велика вероятность, что и роды пройдут без проблем. А квалифицированные врачи есть не только в московских консультациях. Но как быть, если местная медицина не может справиться с постановкой диагноза или если требуется обследование и лечение, которое местное здравоохранение предоставить не может? Если врач женской консультации, где бы она ни находилась, обнаруживает существенные отклонения в течение беременности, он имеет возможность направить пациентку на консультацию в более крупный медицинский центр; например, если женская консультация находится в Московской области, то пациентку могут направить для обследования в Московский областной научно-исследовательский институт, а если это московская районная консультация, то в Центр акушерства и гинекологии.
Так что поводов для беспокойства относительно получения медицинской помощи у беременной женщины, где бы она ни жила, быть не должно, и она может целиком сосредоточиться на своем состоянии и на будущем ребенке.
заместитель директора Центра акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН,
академик РАМН, профессор, д.м.н.