Мало кто из родителей доволен осанкой своего ребенка. Сутулость, одно плечо выше другого — распространенные беды школьников. Оказывается, на те или иные проблемы с позвоночником человек буквально обречен строением своего тела. Возможно ли какое-то лечение позвоночника — и в каком возрасте?
Проблемы с позвоночником — с рождения
Наш человеческий способ появления на свет — не подарок. По данным специальной литературы, 80–90 % детей при рождении получают травматическое воздействие на позвоночник. Прохождение по родовым путям, сильное сжатие, возможные ошибки акушерки — все это «откладывается» костной системе и спустя некоторое время проявляется. Лишь 10 % новорожденных после всех этих испытаний остаются нормальными в области спины!
Во время прохождения по родовым путям при головном предлежании страдает сочленение черепа с I позвонком, которое как раз и определяет статику всей последующей жизни. А при ягодичном предлежании страдает сочленение крестца с тазовой костью, которое тоже определяет статику человеческого организма, когда ребенок начинает ходить. В этом сочленении образуется функциональное ограничение подвижности.
До 40–45 % детей рождаются с небольшой анатомической разницей в длине ног (3–7 мм), а до 40 % ее получают в результате несимметричного развития мускулатуры правой и левой половины туловища. По статистике 90–95 % наших детей имеют разную длину ног. Глазу это не заметно, но для скелета беда большая!
Таз, с точки зрения прямохождения в условиях притяжения Земли, должен располагаться строго симметрично. При разной длине ног в пояснице вначале образуется искривление в сторону. А если разница большая, то и в грудном отделе образуется искривление в противоположную сторону — S-образный грудопоясничный сколиоз. А сколиоз — это боковое искривление позвоночника, ведущее к раннему появлению тяжелых осложнений: к 20–25 годам очень вероятно возникновение грыж межпозвонковых дисков, которым «положено» появляться никак не раньше пятидесяти, смещаются внутренние органы, и начинаются их заболевания — астматические бронхиты, гастриты, панкреатиты, колиты и др.
Если ребенок попадает к нам с разной длиной ног, мы ставим стельку под короткую ногу с целью выравнивания таза. Толщину и размер стельки определяет специалист. А родители должны проследить за тем, чтобы стелька попала в каждую пару обуви, в которой ребенок ходит, иначе все это не имеет смысла. При постоянном ношении стелек до 19 лет и применении лечебных методов выравнивания дуг сколиоза можно исправить перекос таза, вызванный разной длиной ног. Если ребенок поставлен на стельки в 13, он должен проносить их 6–7 лет, то есть до 19–20 лет, когда окончательно окостеневает скелет, и лечение сколиоза становится бессмысленным.
Лечение позвоночника — до 19 лет
Когда приносите ребенка из роддома, помните — в ваших руках его жизнь и здоровье! Постель, в которой малыш проводит все свое время, должна быть достаточно жесткой, не прогибаться и не провисать. Когда ребеночек пойдет, матрац следует поменять на более мягкий.
Часто молодые родители неловко поднимают малыша, еще не держащего головку. Любые незапрограммированные природой нагрузки на скелет и на голову ребенка негативно повлияют на шейный отдел позвоночника. Так что, пожалуйста, поддерживайте крошку под головку очень бережно!
Родители должны помнить, что любая травма головы и сотрясение мозга вызывают функциональные ограничения пассивной подвижности позвоночника. Особенно опасны падения ребенка навзничь, головой вниз. Но любые травмы, даже переломы руки, наложение лангетки, гипса увеличивают нагрузку на скелет во много раз и, соответственно, «переутомляют» позвоночник, нередко приводя к образованию трещин дисков и болезням позвоночника.
Когда ребенок начинает ходить, у него формируются физиологические изгибы в позвоночнике. В норме их два: вперед в шейном и поясничном отделах и назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах. Эти изгибы формируют уникальную спиралевидную форму позвоночника, благодаря которой он выдерживает в 18 раз больше веса, чем бетонный столб такой же толщины. Представляете, как мудро все устроено!
К сожалению, эти прекрасные исходные данные, заложенные природой, работают так не всегда. Мы имеем весьма печальную статистику — в результате многократных исследований было установлено, что сегодня человечество дефектно в этом вопросе. Расплачиваясь за прямохождение, наша популяция пришла к тому, что 90–96 % людей имеют сглаженные физиологические изгибы, а 6–10 %, наоборот, чрезмерно увеличенные изгибы, а это уже первая стадия болезни позвоночника. Если бы мы продолжали бегать на четвереньках, этого бы не произошло. А так, встали на ноги — и не запрограммированные на продольные нагрузки хрящи и позвонки стали сдавать, выходить из строя.
Недавно мы провели врачебный осмотр в одной языковой спецшколе. У 98 % учеников с первого по десятый класс обнаружились сколиозы, требующие незамедлительной коррекции. Для всех этих школьников необходимы индивидуальные комплексы физкультуры и лечебной гимнастики. До 19 лет многое можно у ребенка поправить, и он войдет во взрослую жизнь без осложнений.
Позвоночник школьника: польза и вред
Сегодня в школе существует немало негативного. Причины многих болезней — в школьном расписании, бессмысленных нагрузках, психологически неприятном фоне, бестолковой организации и многом другом. Уже имеющиеся неполадки позвоночника в школе «крепнут», приводя к серьезным проблемам. Безобразная школьная мебель, несомненно, приводит к нарушениям осанки. Возмутительно заставлять сидеть детей за партой 40–45 минут неподвижно, особенно в первых классах! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких, и там легко возникают воспалительные процессы.
Неприятностей можно избежать, если чаще делать перерывы, давая детям возможность встать, размяться, подвигаться. Вместо этого школьников, уже отсидевших свой урок за партой, на переменах ставят вдоль стен, запрещая бегать и прыгать. Скажете: дисциплина, а я скажу — преступление! И хорошо, что многие «оболтусы», словно повинуясь могучему инстинкту, все-таки вертятся на уроках и, получая замечания, находят любой повод, чтобы спасти себя от неподвижности. И правильно делают!
Учителя должны понимать, что детям необходимо двигаться — тем самым они интуитивно проводят профилактику многих болезней. Ребенок должен набирать свою физическую активность любыми путями, а если ему мешать, то активность эта как раз и выльется в хулиганство и шалости. Поэтому уроки, с точки зрения здоровья, должны быть по 20–30 минут в зависимости от возраста, а на переменах необходимо давать ученикам возможность «побеситься».
Мамы часто доводят своих детей до бешенства, постоянно призывая их «не сутулиться, выпрямить спину». Обычно такая забота ни к чему, кроме невроза, не приводит. Постоянный стресс, вынужденные неудобные положения, дискомфорт в позвоночнике заставляют ребенка искать удобную позу, вертеться и даже горбиться, чтобы «разгрузить» позвоночник.
Дети интуитивно ищут правильное положение, при котором им удобно, комфортно, и находят его порой в весьма экстравагантных позах. Надо оставить ребенка в покое, не одергивать его постоянно, тем более публично, дать свободу движений и не ругать за непоседливость.
Представьте, ребенок сидит и делает уроки. Тут подходит мама со своим обычным: «не горбись», хлопает по спине. Послушный ребенок застывает в неудобной, нефизиологичной для него позе. Через некоторое время появляются боли, мышцы деревенеют, голова начинает плохо работать. Ребенку хочется прилечь, и наплевать ему на завтрашнюю контрольную по математике.
Может, у этого ребенка сглажен позвоночник в грудном отделе, и он вынужден искать приемлемую в этом случае позу. А если есть дуга сколиоза, он и ее выпрямляет заодно. Природа всегда сама правильно подсказывает нужную разгружающую позу, учит снимать дискомфорт.