День как будто бы не предвещал ничего необычного. Ребята сели за парты, учительница довольно буднично сказала: "Ребята, сегодня у нас будет посвящение, мы проверим, что вы знаете и умеете, потом повесим табличку на класс, сейчас я ее вам покажу, она здесь, в ящике стола. Куда же она делась? Товарищи родители, вы табличку не видели? Ой, что это? Записка какая-то, а я очки забыла".
Ребята прочитали записку:
"Привет, ученички! Это пишет вам злой Кляксич. Учиться собрались? Не выйдет! И 1-А классом вы не станете. Потому что табличку я украл и не отдам. Секрет знают буквы, но выведать его смогут только очень дружные ребята. Посмотрим, получится ли у вас. Попробуйте, попробуйте. А я посмеюсь. Ха-ха".
Ребята выбегают на улицу, там их встречает буква А в шляпе из половинки арбуза.
- Арбуз! Апельсин! Ананас! Аппетитно!!! Акация колючая, осторожно. Аквариум с актиниями хочу. Обзаведусь обязательно. А еще арифметику обожаю. Астрономию и алхимию. Астролябией все апробирую.
- А вы кто такие? А-а-а... А что умеете? А-а-а...
Наговорившись на любимую букву, "А" приходит в себя и объясняет задание: все заходят внутрь веревки, связанной кольцом, встают лицом в круг, а веревку держат в руках за спиной. Задача - построить из веревки треугольник.
Вариант этого испытания для более старших детей - сделать это молча, не советуясь друг с другом.
Буква А отдает ребятам первую часть шифровки. Сделана она так: листочек, заполненный буквами, разрезан на 5 частей, на каждом этапе ребята получат по одной части. На последнем этапе они получат листок с окошками. Останется только собрать листок буквами и положить сверху листок с окошками. Надо им сказать, чтобы не ломали голову, пока все не соберут, а там легко догадаться.
Бежим дальше. Там буква Б с барабаном на шее, корзинкой с баранками и в болотных сапогах.
- Будете брать бублики, баранки? Берите больше, больше! Баранки - блеск! Объеденье. Берите, берите!
- Берегитесь: болото! Будете перебираться. Берите быстро бумагу, бережно! Болото - бяка! Будьте бдительны! Будете брыкаться - заБодаю! У, бармаглоты!
Задание буквы "Б" похоже на игру "Кочки на болоте", только коллективное. Все становятся на двух полосках обоев, нужно перебраться на некоторое расстояние. Скучковаться на одной полосе, переложить вторую, аккуратно перешагнуть и т.п.
Результат - вторая часть шифровки.
Буква "В" с ведром в руках. В ведре - кусок шифровки.
- Ведро возьмете. Волшебное! Вон какое вымахало! Внутрь все, что хочешь, влезет: хоть ворона, хоть выхухоль, хоть воробей! И влезет, и вылезет! Вам всем весело будет. Выручите! Вопию! Возьму дешево! Вообще даром!
- Вам надо выстроиться в порядке ваших домов по вашим улицам. Внимательней! Вот здесь самый маленький номер дома, дальше - по возрастанию. В одном доме - по номерам квартир.
Задание буквы "В" - построиться по номерам домов по указателям с названиями улиц.
Строиться можно по-всякому: по датам рождения, по этажам, по номерам квартир, по именам по алфавиту (для детей постарше). Мы выбрали именно такой способ, чтобы соседи познакомились, но если у вас нет уверенности, что все дети живут ровно на 4-х улицах, выбирайте другой. :-)
Буква "Г"
- Говорите громче, господа: глуховат я, и галки галдят! Ох, глупый я, горемыка. Ну ничего: пойду гулять - гирю найду. Год потренируюсь - грузчиком стану. Грузным... Горевать не буду!
- Глядите: грязь! На лавочку - гоп! Гуськом, гуськом, голубчики! А теперь вот так: все стоят, сначала последний перебирается, потом предпоследний... Я же говорю - глупый я, горемыка. Все наоборот делаю и других заставляю. Ох, горько мне...
Через "грязь" ведет лавочка, узенькая из спортзала. На другом конце спрятан конверт с кусочком записки. Задача: построиться на лавочке, затем последний должен пройти по лавочке и сойти первым, затем - предпоследний и т.д. После того, как конверт найдут, на усмотрение проводящего этап, можно пройти обратно в обратной последовательности (чтобы первыми прошли те, кто туда был последними).
Буква "Д" с дудкой.
- Добрый день, друзья! Давайте договоримся. Я - буква Д. Довольно добрая. Даже дружелюбная. Дюже люблю добрые песни. Только дружно. Дружно давайте договоримся петь, да? Все вместе. Если не дружно - дело дрянь. Добра не дам. Дохлый номер. Договаривайтесь, какую песню петь будете, я пока отдохну. День-деньской дурака валять - виданное ли дело! Договорились? Дудку дать? Дудеть будете: ду-ду...
Задание - спеть хором песню. Какую - дети выбирают сами.
Буква "Е"
- Едете? Дальше не проедете. Еще чего! Съезд ежей впереди. Ежи не пускают, елки-палки! Не пройти, не проехать нельзя. Беда! Ералаш! Медведи на велосипеде - и те не проехали. Повернули. Еще бы: ежей десятки. Съедят, если что! Не весело... (шепотом): есть один способ. Не простой... Для смелых...
Объясняет суть задания. Задание самое сложное. Между деревьями натягивается веревка, это переправа. Расстояние такое, что крайние дети могут держаться за ствол, а лучше за специально привязанную веревку с петлей на конце, а средний может держаться только за руки крайних. Первого переводят взрослые, а дальше дети перебираются, помогая друг другу, а взрослые только подстраховывают.
После всех шести этапов расшифровали записку, там указание, где спрятан клад - "Кабинет 15, 3 шкаф от окна". В коробке искомая табличка "1-а класс", подарки, и, конечно же, конфеты.
Все испытания были взяты из коллекции "игр на взаимодействие" из опыта оздоровительного лагеря. Но тут часто вмешивались родители с помощью. Только к последнему этапу они поняли, что цель мероприятия - научить детей помогать друг другу, и подстраховывали, но не помогали. Впрочем, мы сами виноваты - надо было собрать их перед началом и объяснить, что к чему.
Процесс прохождения этапов увлек ребят настолько, что про шифровку они совершенно забыли, кусочки собирала учительница.
В принципе, подобное мероприятие необязательно привязывать к поступлению в первый класс, можно проводить его когда угодно, приплетая любую удобную легенду или вовсе без нее. Кратко перечислю испытания, которые могли бы быть, но не вошли. Обычно их не больше 6-8, по этапам параллельно могут бегать несколько команд, тогда понадобятся маршрутные листы и четкое ограничение времени на каждом этапе.
- Вариант с веревками - натягивается треугольник, дети пролезают под веревками, а вылезти можно только сверху. Для меня всегда было загадкой, как вылезают последние двое.
- Каждому дается по спичке, нужно построить букву, да причем так, чтобы ни одной лишней спички не осталось. Вариант для очень дружных - сделать это молча.
- Коллективно решить данетку. Вопросы дети обсуждают, задают самые важные. Лимит вопросов - 20 штук.
- Вместо треугольника строить более сложные фигуры или буквы.
- Мимо строя проносится лист ватмана, каждый рисует несколько секунд, должен получиться общий рисунок на заданную тему.
Удачи!
Ольга Оводова, ovodova@avia.formoza.ru.