В России пока немногие меняют школу после 4-го класса, хотя тенденция «начальная школа рядом с домом, в 5-й класс — поступление в гимназию» становится все заметнее в крупных городах. А в Баварии и деваться некуда: после 4-го класса ребенок, в зависимости от успеваемости, должен продолжать обучение в школе одного из трех типов — и это лишает родителей покоя на целый год. Наших детей теперь тоже пугают оценками — за тесты, «срезы знаний» и контрольные в 4-м классе. Как не поддаться панике и выбрать лучшее для своего ребенка?
В январе у матери окончательно испортились нервы. Вечером она уложила детей — четвероклассника и его младшего брата, который в следующем году должен был пойти в школу, — и стала упаковывать чемодан. Как только муж вошел в дом, она со слезами на глазах кинулась к нему:
— Я больше не могу! Нам надо немедленно уехать к моему дяде в Нижнюю Саксонию. Немедленно! Собирай вещи. Возьми с собой только самое необходимое!
Отец ничего не понял:
— Как собирать вещи? К какому дяде, ты же его еле знаешь? Что с тобой такое...
Мать перебила его:
— Мой дядя живет в Нижней Саксонии, и это самое главное. Это же земля обетованная! Там родители решают, в какую школу пойдет их ребенок. Только родители! Не по результатам контрольных, не по тому, сколько он выучил стихов, не по его тетрадям с домашними заданиями, и злобные учителя не имеют к этому никакого отношения!
«О господи!» — подумал отец и сказал:
— Ах вот как!
Борьба за оценки в 4-м классе
С тех пор как их старший сын перешел в четвертый класс начальной школы, они почувствовали на своей шкуре все неприятные стороны баварской системы образования. Раньше тройка была просто оценкой (в Германии в среднем образовании используется шестибалльная система, где 6 — это худший результат, а 1 — лучший. — Прим. пер.), а теперь она превратилась для родителей в мрачного всадника Апокалипсиса по имени Основная Школа. Рядом с ним маячила тень чистилища — реальной школы. И, конечно же, предел всех мечтаний, райские кущи, — гимназия.
Отец всегда относился к этому вопросу спокойнее и считал, что его старший сын прекрасно будет себя чувствовать в реальной школе — может быть, даже спокойнее, чем в пресловутом гимназическом раю. Но в этом отношении он был одинок и старался скрывать свое мнение даже от жены («Ты что, не хочешь, чтобы наш ребенок получил самое лучшее образование?»). В начальной школе у всех учителей и родителей, а потом и у детей была только одна цель: гимназия. Школа не хотела испортить свое доброе имя, а родители — будущее своих детей.
В октябре была хорошая погода, но на улице гуляли в основном младшие дети. Так было и в ноябре, декабре, январе. Четвероклассники пропали без вести, замурованные за стеной из учебников. Родители пытались подзадорить своих детей и делали это более или менее правильно с педагогической точки зрения. Подбадривание происходило в диапазоне между «Я знаю, что ты можешь сделать это лучше!» и «Ты же хочешь быть астронавтом. С таким оценками можешь об этом забыть!».
Сначала мать в этом не участвовала, она хотела оградить своего ребенка от такого ужасного давления. Но ей это не удалось. Дети сами начали сравнивать свои оценки и делиться на победителей и проигравших. Если родители предлагали сыну сделать уроки, а потом пойти на улицу поиграть («немножко подышать свежим воздухом») перед сном, он вскоре печально возвращался домой. Его друзья все еще занимались, они добровольно делали дополнительные задания, которые для них нашли их родители.
К сожалению, ее сын явно не принадлежал к разряду добровольцев. Он только и знал, что вспоминал то время, когда можно было кататься на санках, играть в снежки, а каникулы были действительно каникулами. Но мать оставалась тверда и постоянно думала о его будущем. Она даже заключила с ним сделку: полчаса поиграть в снегу, потом полчаса занятий математикой. На следующем контроле успеваемости он должен получить двойку. Он получил тройку.
— Я тупой, я тупой, — плакал ее сын вечером, а она его успокаивала и при этом подсчитывала про себя, сможет ли он дотянуть до двойки на следующем срезе, чтобы увеличить средний балл. Но тут разревелся младший братик:
— Я никогда не пойду в школу, никогда, никогда! — кричал он. Вот в этот вечер мать и начала собирать чемодан.
Но отец не собирался поддерживать ее план бегства:
— Ну что же, значит, он пойдет в реальную школу. А если захочет, то экзамены для поступления в университет он сдаст позже.
— А если не захочет? Его будущее... — лепетала мать. Но она так устала после нескольких месяцев борьбы за оценки в четвертом классе, что покорно распаковала чемодан.
И вот, наконец, в мае наступил решительный день. Их сын все-таки получил ключ от райских врат. Везде в их квартале после обеда медленно открывались двери. Бледные десятилетние дети с темными кругами под глазами выползали на улицу и жмурились, глядя на солнце.
Поступление в новую школу: советы для родителей
В некоторых немецких землях, например в Баварии, переход из младшей в старшую школу зависит от среднего балла, определяющего, в какой школе будет учиться ребенок, окончивший 4-й класс: в гимназии, реальной школе или же в средней, то есть в основной. Страх перед плохим средним баллом оказывает на детей и родителей невероятное давление, почти никому не удается избежать постоянных сравнений с другими учениками.
Ситуация давления тяжела для всей семьи и дурно влияет на отношения между ребенком и родителями: ужасно, если все в семье крутится вокруг вопроса о том, что у ребенка не получается в школе, и при этом все забывают, что дети могут что-то делать хорошо, не важно — на уроках или за стенами школы.
Вот какие советы дают немецким родителям психологи. Многие из них применимы и для нашей реальности.
Боремся со страхом. Многие матери и отцы так сильно переживают за будущее своего ребенка, что оказывают на него огромное давление. Эти родители должны задать себе вопрос, откуда у них такой страх, который воздействует и на школьника. Всегда можно найти пример человека, окончившего основную школу и добившегося успеха. Нужно спросить себя: «Какие ожидания и надежды стоят за желанием, чтобы мой сын или моя дочь попали в гимназию? И чего я опасаюсь в том случае, если ребенок попадет в реальную или основную школу?». Очень часто за выбором определенной школы прячется опасение, что ребенок попадет в неправильное окружение, которое определит всю его последующую жизнь. Но это давно уже не так.
Выбираем школу. Родители должны спросить ребенка о том, как он себе представляет свое будущее: почему он хочет пойти в гимназию или в реальную школу? В большинстве случаев ответ будет таков: «Потому что туда поступают мои друзья». Для многих детей это самый главный критерий, так как он абсолютно конкретен. Родителям стоит рассказать ему о разных видах школ и обсудить с ним его способности и сильные стороны. Нелишним будет и совет учителя: обязательно спросите у него, в какой школе он лучше всего представляет себе вашего ребенка.
Повышаем успеваемость. Если уже в конце третьего класса оценки не так хороши, как хотелось бы, родители могут поговорить с учителем и решить, как лучше поддержать ребенка. Если вы этим займетесь только в январе, то будет уже поздно: мало кому из детей удастся за такое короткое время резко улучшить свои результаты. Лучше всего, если родители постоянно интересуются тем, как учится их ребенок, и обсуждают этот вопрос не только с ним, но и с учителем: тогда они достаточно рано поймут, где что-то застопорилось.
Оставляем ребенка в покое. Всегда есть дети, которым к концу четвертого класса все еще очень тяжело дается учеба. Но это еще не значит, что в будущем ничего не изменится. Через некоторое время вполне возможен переход из основной школы в реальную или в гимназию.
И не надо забывать следующее: требования к ученикам гимназии очень высоки, иногда даже завышены. Может быть, другая форма обучения больше подходит детям, которые смогут в результате почувствовать себя компетентными, так как к их способностям и сильным сторонам отнесутся серьезно — и не будут считать себя неудачниками, не способными освоить программу. Ни гимназия, ни оценки не могут быть самоцелью.