После трех уже поздно

Методики воспитания детей до 3-х лет от известных российских и зарубежных педагогов. Задача родителей – разумный выбор наиболее приемлемого варианта.

Модный термин "раннее развитие" вовсе не означает, что трехмесячный ребенок обязан ходить, полугодовалый - читать, а к году - цитировать Ницше. То, что скрывается под новым словом в воспитании, это не буйное помешательство, а всего лишь идеи, в изобилии которых вы можете выбрать свою.

"А вы по кому развиваетесь?" - спрашивают друг друга мамочки малышей, пришедшие на грудничковый день в детскую поликлинику. "Мы Домана не признаем, а кубиками Зайцева Ванечка вчера соседского Барбоску угостил!.." Молодые родители, в особенности родившие первого ребенка, еще до его появления обзаводятся огромной библиотекой по проблеме постнатального развития, грудничкового фитнеса и азам английского языка для детей от 0 до 3 месяцев. Беременные мамы были бы счастливы, если бы палаты в роддоме наконец оборудовали выходом в интернет, - ведь тогда не пришлось бы прерываться на самом интересном месте, общаясь в форумах раннего развития! А мамы и папы двух-трехлеток хвастаются на детской площадке, в какой Монтессори-клуб им удалось пристроить свое чадо... Повальное увлечение ранним развитием вполне объяснимо. Как только мир узнал о том, что с рождения и до трех лет мозг младенца развивается в самом стремительном темпе, который идеально подходит для обучения, каждому захотелось превратить свое дитя в уникальное и гениальное. Разумеется, никому не хочется воспитывать оболтуса, который к школе ни читать, ни писать не умеет. Но едва родители свыклись с мыслью: "После трех уже поздно!" - как возникает проблема: чью систему выбрать? Чем одна отличается от другой и по каким правилам заниматься со своим самым драгоценным сокровищем? Если вы не готовы перечитать всю мировую библиотеку по раннему развитию, воспользуйтесь нашим гидом по самым известным развивающим.

Мария Монтессори

Первая в истории Италии женщина - доктор медицины, талантливый педагог-дефектолог, свободолюбивая и темпераментная госпожа Монтессори работала с детьми с ограниченными возможностями. То есть попросту с умственно отсталыми! А когда ее воспитанники заговорили, научились читать и считать, опередив многих своих сверстников, методику признали и стали применять для всех детей.

Отличительные черты методики

  • Ребенок сам выбирает, чем, как и в каком объеме ему заниматься.
    За пропаганду полнейшей свободы школы Монтессори запрещали и в России во времена Сталина, и на ее родине в режим Муссолини. Долой парты, неудобные позы, ответы у доски и домашние задания! Ребенку нужно дать свободу и развернуть перед ним красочную картину мира. Сначала он растеряется, но вскоре освоится и сам найдет то, что ему интересно.
  • Ребенок учится обслуживать себя сам.
    Другими словами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, чистить ботинки гуталином, гладить одежду и чистить картошку. Отсюда берутся Монтессори-пособия, которые мир называет уникальными, но их можно создать из подручных средств: шнуровки, рамки и вкладыши, коробочки с крупой, бусинками и песком.

С какого возраста?



С 2-2,5 года.

Плюсы

  • Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
  • Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.

Минусы

  • Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка.
  • Дети почти не играют в классические игры - прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
  • Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов Монтесори-школы: "Не мешай другим!").
  • Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в Монтессори-клубе могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.
  • Система разделяет возраста, в которых у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет - коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
  • Заниматься лучше вместе с очень опытным Монтессори-педагогом, по-настоящему "бездеятельным" (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

Что почитать?

Мария Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики", Мария Монтессори. "Воображение в творчестве детей и великих художников", Мария Монтессори. "Помоги мне это сделать самому".

Глен Доман

Американский военный врач-нейрохирург в сороковых годах прошлого века занялся реабилитацией детишек с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Его методы были спорными: Доман показывал больным карточки с ярко-красными точками, буквами, словами, затем целыми картинками. Но факт остается фактом: больные заговорили, проявили интерес к жизни и к миру, научились читать и считать...

Отличительные черты методики

  • Мозг ребенка необходимо интенсивно нагружать. Отсюда бесконечные демонстрации карточек, плакатов, слайдов. По мнению Домана, пичкать ребенка энциклопедическими знаниями очень полезно - так вы тренируете память и развиваете высокий интеллект.
  • Ребенок должен двигаться с рождения и обязательно ползать.

О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием. На нем малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов. Доман напрямую связывает движение и развитие мозга: как только малыш освоил новый навык (например, научился переворачиваться или садиться), начинается развитие нового отдела мозга.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Better Baby Institute (Институт Глена Домана) уже успел разработать системы обучения не только чтению и счету, но и истории, географии, биологии, физике - словом, вся школьная и институтская программа за первые годы жизни.
  • Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75% детей.

Минусы

  • Методика сложно приживается у непоседливых детей, не склонных воспринимать информацию только визуально (они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять). А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.
  • Матери предстоит заниматься по системе целыми днями (на первых порах "урок" длится 10-30 секунд и повторяется 5-10 раз за день, но постепенно увеличивается и продолжительность, и само число занятий).
  • Система очень ограничивает мир ребенка: он видит только карточки, которые ему демонстрируют, и почти не играет со своими сверстниками, более того, у него не остается времени даже на игры в обычные куклы и машинки.

Что почитать?

Глен Доман. "Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным. Как увеличить умственный потенциал ребенка", Глен Доман. "Дошкольное обучение".

Сесиль Лупан

Эта предприимчивая француженка, в прошлом актриса и педагог по актерскому мастерству, провела много времени в Институте Глена Домана, а по возвращении написала собственную книгу, упростив методики своего учителя и адаптировав их для жителей Старого Света, которым, по ее мнению, традиционные американские подходы абсолютно не подходили.

Отличительные черты методики

  • Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений.
    Что бы вы ни делали, читали малышу про лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало, обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать.
  • Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес к учебе будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую вы оба играете с удовольствием.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Усовершенствованная методика Домана, исключающая практически все минусы его системы.

Минусы

  • Требует от матери огромной отдачи и много свободного времени.

Что почитать?

Сесиль Лупан. "Поверь в свое дитя".

Лена Данилова

Наша соотечественница и современница, мама четверых детей, увлеклась идеями раннего развития с рождением старшего сына, вместе с которым делала свои первые родительские открытия, изобретала авторские игрушки, придумывала обучающие игры. "Все, о чем я пишу, основано на родительском опыте. Всему, что я умею, научили меня мои дети", - заявляет Лена.

Отличительные черты методики

  • Дайте ребенку свободно двигаться!
    Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках.
  • Занимайтесь не столько ранним, сколько своевременным развитием.
    А значит, не форсируйте события и не заставляйте ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вовсе не обязательно с пеленок учиться читать - вы вместе освоите эту науку, как только малыш проявит к ней интерес.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Все элементы методики разбиты по месяцам жизни малыша и усложняются по мере взросления.
  • Новые "уроки" вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним.
  • Система совмещает как новые оригинальные подходы, так и их упрощенные варианты.
  • Используется масса самодельных игрушек для малыша (и приводятся советы по их изготовлению), а следовательно, методика не очень затратная.

Минусы

  • Родителям придется пересмотреть свой подход на обустройство детской (долой красивую кроватку в рюшечках, даешь кроватку с турничками, вертикальными поручнями).
  • Работа по методике требует полной отдачи от родителей и много времени.

Что почитать?

Лена Данилова, Михаил Федотов. "Раннее развитие. Первый год", Лена Данилова. "Энциклопедия развивающих игр", Лена Данилова, Михаил Федотов. "Как дать ребенку энциклопедические знания".

Масару Ибука

Ибука-сан прославился не только как основатель фирмы Sony, но и как глава национальной Ассоциации раннего развития детей в Японии. Это он заявил о том, что к 3 годам развитие клеток головного мозга на 70-80% завершено и все усилия по образованию детей нужно сосредоточить на тех, кто еще не отпраздновал третий день рождения.

Отличительные черты методики

  • Новорожденный - это чистый лист.
    И на нем можно писать все, что вздумается родителям. Ребенок видит мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких "хорошо" и "плохо". Ибука предупреждает родителей об ответственности и советует, как не поломать эту уникальную способность "видения".
  • Способности ребенка к переработке информации неисчерпаемы.
    Ему можно транслировать любые знания, чтобы дитя впитывало нужные сведения о мире. Способы подачи информации неограниченны.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него - однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера).
  • По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Минусы

  • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
  • Ибука-сан высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Что почитать?

Масару Ибука. "После трех уже поздно".

Семья Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на них же оттачивали свою уникальную методику НУ-ВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали: если до трех лет вы ничему не научили ребенка, значит, обрекли его на бездарную и скучную жизнь...

Отличительные черты методики

  • Ребенок занимается тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки.
    Не нужно заставлять его слезть со шведской стенки (которую он наверняка освоит к 10-12 месяцам, если будет заниматься по Никитиным) и заставлять читать по слогам. Набирайтесь терпения, и он сам увлечется чтением настолько, что вы будете просить его оставить книжку и вернуться к спортивному снаряду!
  • Все в доме должно способствовать движению.
    Одежда должна быть легкой (пока за окном достаточно тепло, даже младенцу хватит подгузников), а спорткомплекс - всегда под рукой.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Методика не только затрагивает развитие ребенка, но и дает дельные советы родителям по общению с малышом.
  • Игры Никитиных очень быстро развивают логику малыша, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект.

Минусы

  • Система делает упор на физическом и интеллектуальном аспекте развития и уделяет очень мало внимания эмоциональной составляющей.

Что почитать?

Б.П. Никитин. "Развивающие игры", Б.П. Никитин. "Детство без болезней", Б.П. Никитин. "Резервы здоровья наших детей".

Развиваем своего малыша

Советы от Лены Даниловой, автора развивающих игр, игрушек, пособий, книг для детей и родителей, создателя и ведущей интернет-портала о раннем развитии.

Коробка-погремушка

О пользе контрастных черно-белых рисунков наверняка знают большинство мам: новорожденному можно предлагать их для разглядывания, малышу постарше - для более детального изучения и пробы "на вкус". Можно, конечно, обойтись карточками, но их нужно как-то закреплять или подвешивать, а коробка в этом смысле самодостаточна.

  • Возьмите любую коробку (лучше картонную, средних размеров), вложите внутрь крышку от пластиковой бутылки. Игрушка уже зазвучала! Оклейте коробку белой бумагой. Черным маркером разрисуйте коробку в меру своих художественных способностей (можно ограничиться кружочками, полосками, треугольниками). Отличная идея - предложить сделать такую игрушку кому-то из ваших старших детей.
  • Такая игрушка развивает не только зрение, но и мышление малыша.

Игрушка-выключатель

Для этой игрушки понадобятся обычный кнопочный выключатель, короткий шнурок и две крупные цветные бусины. Детали выключателя развинтите, внутрь положите шнурок - так, чтобы его кончики выходили в отверстия для провода, и снова соберите выключатель. На шнурок наденьте бусины, закрепите их узелками. Малыш может тянуть за кончики шнурка и попеременно притягивать бусины к выключателю, нажимать кнопку и щелкать ею. Игрушка отлично развивает пальчики крохи.

Первая фотогалерея

Возьмите любую коробку среднего размера (из-под детской обуви или мобильного телефона), внутрь насыпьте любой "звучащий наполнитель" (пригоршню гороха, пробки от бутылок, колпачки от фломастеров, бубенчики), оклейте коробку цветной бумагой или самоклеящейся пленкой.

  • На каждую грань коробки наклейте фотографии членов вашей семьи. Не забудьте и о фото самого малыша! На белой бумаге крупными буквами напишите, кто есть кто, и приклейте фотографии и подписи на коробку. Сверху можно укрепить конструкцию прозрачной пленкой и скотчем.
  • Игрушка развивает зрение, ручки ребенка, знакомит его с миром, заменяет первые книжки или карточки.

Игрушки из перчаток

Век обычных перчаток короток, и мы часто забываем их, теряем или просто рвем. Одинокая перчатка перевоплотится в отличную тактильную игрушку, если каждый пальчик набить различными наполнителями - бусинками, кусочками шуршащего пакета, бубенчиками, фасолью и пр. Основание каждого пальчика и ладошку перчатки набейте синтепоном и стяните основание прочной ниткой.

  • Такие перчатки прекрасно развивают ручки малыша.
Совет напоследок
Заведите "Дневник наблюдений" за малышом. Пускай это будет обычная тетрадка в клеточку, куда вы будете записывать каждую мелочь: как он отреагировал на первое купание, сколько времени учился ползать и когда вылез первый зуб. Не полагайтесь только на свою память: вы не сможете досконально запомнить каждый день малыша. А сведения о его развитии очень пригодятся, чтобы анализировать, где у вас пробелы и каким занятиям нужно уделять особое внимание.

P.S. Теперь, совершив эту экскурсию по вселенной раннего развития, вам стало проще ответить на вопрос, какой системы придерживаться. А быть может, вы создадите для своего малыша свою собственную методику, почерпнув элементы у разных педагогов. Но один совет мы все-таки позволим себе дать: как бы вам ни хотелось, не стремитесь с пеленок создавать гениального ребенка! Ваш малыш уникален, а какую роль выбрать, ребенок решит сам!

Статья предоставлена журналом
Домашний очаг
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "После трех уже поздно"

Вы не авторизованы.

Ань, я прочитала только твой обзор, чем полностью удовлетворилась (сохранила на комп вместе со списком лит-ры). Просто бальзам на мою израненную душу :) Вообще раннее развитие - такая же область, как и народная медицина: вроде помогает, но никто это не доказал :) Поэтому очень приятно было прочитать фактический материал.

Микадзе? Цветкова? Знакомые фамилии?

Про мое отношение к методике Домана: я довольно спокойно отношусь к несуразным патофизиологическим обоснованиям, если метод работает :) (Также как спокойно отношусь к факту, что, воспитав кучу детей, Монтессори собственного сына сдала в интернат или Ледлофф написала чудесную книжку по воспитанию детей, не имея собственных). Про нейроны - он же не далек от истины. Не гибнут, конечно, более того, даже новые образуются :) (ты в курсе, что доказали: до 15 лет жизни могут образовываться новые нейроны, вопреки расхожему мнению, что нервные клетки не размножаются/не восстанавливаются?)

Так вот, Доман не далек от истины, переводя его на русский получится:

- активно работают только 4% нейронов (о процентах можно спорить, но сама знаешь о пластичности ЦНС)
- IQ зависит во многом от интенсивности межнейрональных связей
- а межнейрональные связи (как и мышцы, легкие и любой орган человека) развиваются активно только при нагрузке
- таким образом, чем более разнообразной будет деятельность ребенка, тем энергичнее будет формироваться ЦНС (но это обоснование не его методики, а в принципе необходимости раннего развития)
- далее, ребенку действительно нет большой разницы, запоминать слово, образ, звук или букву - все равно "один байт" информации. Он же не ассоциативно запоминает. Поэтому все равно чему учить: букве А или слову МАМА. Чтобы проверить это, я в год распечатала шесть карточек МАМА, ПАПА, БАБА... и играла с ребенком "это мама, она пошла к папе в гости". Через неделю все карточки были освоены, и... на этом мы прекратили занятия по Доману :))) (предварительно показав "фокус" всем друзьям-знакомым :) )

Попозже, уже когда говорить она стала, печатала ей МАПА и просила прочитать, разумеется, она читала МАМА. МОЛОКО можно было писать как угодно, главное, чтобы первая была М и потом три О.

Попробуй прочитать:
Знаешь эту шутку?)
__________
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисетаЮ не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бквуы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
--------------

В общем, тоже некое доказательство Домановской теории :))

Я не сторонник раннего чтения, считаю необходимым подстраиваться под естественный ритм развития ребенка. Абстрактное мышление для первых двух лет жизни неестественно, думаю и не нужно. На ранних этапах думаю надо учить не буквам, а моторике и развитию сенсорики, после года логике, ассоциативному мышлению, образному мышлению. Не согласна с Доманом, что "не надо учить буквы". В общем мы сочетали все сразу: буквы выучили, читать учились слогами (лично я уверена, что именно чтение по слогам самая выигрышная методика).

А какие-то слова учим глобально, почему бы и нет. Но мне в свое время попалось исследование, где говорилось как раз о том, что глобальное чтение учит не чтению, а в основном распознаванию, ребенок не может прочитать НОВОЕ слово. В целом и это качество полезное, если это не лидирующая методика в обучении. Так что Доман у нас - как дополнительная методика.

У тебя в обзоре есть про то, проговаривают ли люди про себя, когда читают. Методики скорочтения основаны именно на том, чтобы не проговаривать (ты, вероятно, в курсе). Помню, учась в медвузе, где надо перелопачивать тонны мукулатуры, мне требовалось скорочтение. Могу сказать свои впечатления: лично мне чтение без проговаривания не приносит удовольствия :) использую эту методику только, когда надо найти нужную информацию в большом объеме текста (тут незаменима) или понять приблизительный смысл статьи, а вот качество запоминания при чтении без проговаривания лично у меня страдает.

Вообще я не мучаю ребенка ранним развитием, это МОЕ увлечение :) мне нравится читать новые методики, анализировать. На чаде почти все проверяем, но без фанатизьму, с выборкой :)

В каждой из методик есть рациональное зерно и полный бред. Вот и стараюсь отделить зерна от плевел. Помню даже, что переписывалась с сыном Никитиных, расспрашивала, что же было на самом деле :)) (ведь были скандальные публикации, что из детей Никитиных ничего не получилось, это было явное перевирание фактов, как оказалось)

2006-12-22, АленА
"Микадзе? Цветкова?" - нет, не знакомые фамилии. Могу предложить свои :) , из людей, возглавляющих крупные и мелкие нейрофизиологические исследования - Е.Н. Соколов, П. Балабан, К. Анохин (МГУ, ВНД, кафедра в медвузе). Знакомы? :)

Про Домана - конечно, в каждой более-менее нормальной методике есть здравые зерна. Мне,например, более-менее нравится его подход к физическому развитию малышей. Целые слова - они действительно хороши в дополнение, просто при этом "приеме" не надо отрицать алфавит, как "некоторые" :) советуют.
Просто при использовании только методики "целых слов" - получаются неважные результаты..

Вот интересно: были исследования методик скорочтения, когда испытуемым прикрепляли на зрачек кусочек зеркала, и под текстом отслеживали движение глаз - оказалось, что человек все равно пробегает все буквы глазами, там, насколько я помню, сначала человек все слово охватывает (первую и несколько последних букв), а потом все равно пробегает его глазами, и из этого был сделан вывод, что все равно человек читает все слово по буквам, хотя прежде этого эксперимента люди думали, что человек может узнавать слово только по первым и последним буквам. Может, конечно, это и не совсем правильный эксперимент, не знаю. Или там еще были какие-то исследования, что при скорочтении информация загружается, как всегда, сначала в кратковременную память, но при таком потоке информации не успевает перейти в долговременную, химическую, память.

Про запланированную клеточную гибель - там действительно многие нейроны гибнут, но без этого было бы худо. :)
Ссылку про образование новых нейронов не можешь ли дать? Я читала подобную информацию, но как-то не нашла четких экспериментов на данный счет, и потом была информация, что за новые нейроны были приняты те, которые ранее находились в лобной доле в "зачаточном" неинициированном состоянии. Т.е. приняли просто "недоразвитые" нейроны за новые.
Буду рада новой информации на этот счет.

Про активных 4% - ну да, по томографии видно, что действительно активно порядка 4% нейронов в каждй конкретный момент. А при сменедеятельности будут тоже активны 4%, но уже другие. Доман же делает вывод, что одни и те же 4% активны. Может, конечно, я в этом к нему придираюсь. :)
И нельзя забывать тот факт, что 90% неактивных нейронов находятся в лобной доле - они ждут своей "инициации", ждут, когда их чему-то научат. Они - наш золотой запас для будущего развития. Не надо требовать, чтобы они сразу были активны! :)

Про IQ, нагрузку и "байты" - полностью согласна, только ведь это не Доман придумал. Меня еще возмущает тот факт, что он многие исследования, сделаные до него, публикует в своих книгах как собственные.

Про Никитиных - мир как-будто ждал, что там будут одни гении, и когда гениев, забравшихся высоко по карьерной лестнице, не получилось - стали говорить, что вся их система пошла крахом. Но на мой взгляд цель РР - вовсе не воспитание гения. Просто у Никитиных были свои цели, свои ценности, и, возможно, дети их достигли, чего им и хотелось. Мне они как раз очень нравятся.
2006-12-22, Anya Sh.
Спасибо за ссылки по Монтессори!
В основном все исследования по методике Домана велись в рамках кафедр образования. На кафедрах образования много народу занимается исследованием методик чтения. Я как раз в одном таком исследовании участвовала (в Канадском университете), тогда мы там и Домана обсуждали, и мне дали ссылки на интересную литературу по этому поводу, которую я потом перерабатывала, чтобы разобраться в этом вопросе. Список литературы в конце сообщения приведу. Я не знаю, если что-то в Интернете, наверняка должно быть, я в библиотеках сами статьи данных авторов брала.

Училась нейрофизиологии я в МГУ, на кафедре Психофизиологии, потом - в Канадском университете Queen's.

В книгах Домана меня в первую очередь"порадовало" то, что он говорит, что 300% н. клеток в самом начале жизни ребенка умирают (те, которые связи не образовали), и что хорошо бы остановить этот процесс.. 8-) А еще, что прямо сразу вспомнилось - что обучение так не работает: не может наш мозг с помощью выучивания цельных слов вычленять оттуда отдельные буквы (тем более, он не знает, что именно вычленять), не работает так механизм анализа. А ты что про это думаешь?

Вот обещанный список литературы, к сожалению, без ссылок в Интернете:

Marilyn Jager Adams “Beginning to read” (1990)

Speer and Lamb (1976);Tunmer, Herriman, and Nesdale (1988); Walsh, Price, and Gillingham (1988).

Biemiller (1977-1978); Blachman (1984a).

Blachman (1984a); Denckla and Rudel (1976).

Calfee (1977).

Wallach, Wallach, Dozier, and Kaplan (1977).

Blachman (1984b); Lewkowicz (1980); Stanovich, Cunningham, and Cramer (1984); Yopp (1988).

Liberman, Shankweiler, Fischer, and Carter (1974).

Bruce (1964).

Alegria, Pignot, and Morai (1982); Mann (1984).

Vellutino and Scanlon (1987).

Share, Jorm, Maclean, and Matthews (1984).

Fox and Routh (1975).

Perfetti, Beck, Bell and Hughes (1987); Yopp (1988).

Bradley and Bryant (1983); Stanovich, Cunningham, and Feeman (1984).

Bradley and Bryant (1983).

Maclean, Bryant, and Bradley (1987).

C. Chomsky (1972); Durkin (1966); Goldfield and Snow (1984); Johns (1984); Teale (1984).

C. Chomsky (1972).

Whitehurst et al. (1988).

Goldbum and Frost (1988).

Seidenberg and McClelland (1989).

Willows, Borwick, and Hayvren (1981).

Samuels (1967, 1970b).

Samuels (1967).

Willows, Borwick, and Hayvren (1981); Braun (1969); Hartley (1970-71).

Willows, Borwick, and Hayvren (1981).

Jeanne S. Chall “Learning to read” (1996, 1983, 1967)

Susan B. Neuman, David K. Dickinson “Handbook of Early Literacy Research” (2001)

Вот мой обзор методик чтения, основанный на переработке вышеприведенных исследований: http://www.pinewoodland.net/txt/rev_read_meth.htm#_Toc18685655
2006-12-22, Anya Sh.
Меня здесь, наверное никто уже не помнит, но я с сыном занималась активно по всем этим методикам. Сейчас сыну 4,5 года и по наблюдениям (чисто субъективным) я соглашусь, что после 3ех уже действительно поздно дать ребенку такой стартовый рывок в развитии интеллекта, который позволит далее сделать из ребенка вундеркинда. Развивать и заниматься с ребенком после трех не поздно а нужно, как и после 33 : ), добиться отличных успехов и сделать его самым лучшим в классе, в секции – не поздно, а сделать вундеркиндом…. думаю, что после 3ех начинать этим заниматься уже поздно. Другое дело, что большинство родителей хотят, чтобы ребенок был во-первых счастлив, и во-вторых успешен, и очень немногие готовы посвятить годы, чтобы сделать из ребенка человека, сильно отличающегося от других (вундеркинда).
И немного о методиках: только две методики (Домана и Монтессори) это полноценные методики, подтвержденные научными опытами и имеющие научно-медицинскую базу под ними. Их авторы медики-педагоги с широкой практикой, первой задачей которых была реанимация больных детей и побочным результатом – методика развития детей здоровых. Все остальное перечисленное (Никитины, Данилова, Лупан), плюс упущенные Федотов и Тюленев – это родители, которые посвятили себя воспитанию своих и чужих детей. Их методики – скорее их богатый опыт по выполнению более комплексной задачи – вырастить гармоничных, счастливых и талантливых людей и самим не умереть в процессе.
Поэтому, если ваш ребенок рожден с отклонениями/повреждением мозга не воспользоваться методикой Домана или Монтессори на мой взгляд глупость. Да, выполняя все полностью, вы положите своих пару тройку лет жизни, но результат гарантирован. Так же гарантирован результат вундеркиндства тем, кто неотступно методике следует и ребенок это хорошо воспринимает.
Если ваш ребенок здоров и вы чувствуете желание тратить много своих усилий на то, чтобы ребенок реализовал свой потенциал максимально, то имеет смысл эти подходы комбинировать – так и вам будет легче и ребенку лучше. Например методика Домана на 99% опирается на развитие визуального интеллекта, Монтессори – на сенсорное развитие – ребенок получает новую информацию экспериментируя и расширяя свой жизненный опыт. Никитины больше других предлагают свои наработки по развитию двигательного интеллекта и логики + здоровье. Лупан, Данилова и Тюленев богаты идеями развивающих игр в разнообразных отраслях – использовать их идеи по освоению языков, компьютера и естественных наук просто. Пробовать можно все, а ребенок сам подредактирует, какие методики ему больше подходят и покажет вам – доминирует у него визуальный, аудио или кинестетический метод восприятия информации. Дети, у которых доминирует аудио или кинестетический метод не будет смотреть Домановские карточки, те, у кого доминирует аудио интеллект не будут в восторге от Никитинских головоломок и т.д.
2006-12-15, Натал
Здорово, что Вы с ребенком много занимались по разным методикам, и хорошо, что вы проводите разбор их.
Но: Вы можете привести хоть одно исследование, в котором сказано, что методика Домана подтверждена научными опытами и имеет под собой научно-медицинскую базу? Потому что без этого нельзя говорить то, что Вы сказали.
Я в свое время провела исследование на этот счет, и, как раз, нашла кучу исследований, которые подтверждают, что методика Домана противоречит всем научным основаниям. И в 30-60-е годы прошлого столетия было проведено много опытов, подтверживших, что методика "Домана" (потому что он не сам ее придумал, а взял методику, которая использовалась за 50-100 лет до него) обучения чтению приводит к задержке развития навыков чтения! Было много опытов, показавших, что эта методика вредна!! Про математику - то же самое.
Меня, в свое время, это шокировало, но исследования были четкие и непредвзятые - классические научные исследования. Могу некоторые ссылки дать.
Буду рада, если Вы приведете мне ссылки на статьи, подтверждающие обратное. Хотя сильно сомневаюсь, что такое есть - вредность методики была доказана давно, и хорошо доказана.
Кстати, сам Доман, хоть и говорит в своих книгах, что его методика имеет научную базу, но саму базу не приводит, говорит только общие слова, которые применимы к любой методике, и никаких ссылок на исследования не дает. Я еще в студенчестве, когда занималась нейрофизиологией, развитием мозга - меня сильно смущали некоторые вещи, про которые он в своих книгах говорит. Потому что он неверно говорит, и складывалось впечателение, что он сам не разобрался в механизмах обучения на нейронном уровне, а пытается про это писать и даже какую-то базу на этом строить. Потом, когда уже смотрела на исследования его методики, все осветилось и с другой стороны - не только про нейронный уровень он ерунду писал, но и сама его методика противоречит навыкам развития чтения и речи.
Вы знаете, сколько детей загублено на его методике чтения? А ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить заново! Некоторые из этих детей так и не смогли полноценно освоить навыки чтения!! И это все давно известно, но он не хочет обращать на это внимание.

И еще буду благодарна, если Вы приведете ссылки на подобные статьи по методике Монтессори - я сама не встречала ни одного исследования по этой методике. Мне сдается, что ее, как и Домана, тоже исследователи всерьез не воспринимали. Потому что ничего особо нового и экстраординарного она не сделала.

И последний вопрос: а зачем из ребенка делать вундеркинда? :)
2006-12-16, Anya Sh.
Вот любопытное сообщение:

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=pubmed&cmd=Retrieve&dopt=AbstractPlus&list_uids=10191348&q­uery_hl=6&itool=pubmed_docsum

From birth to 3 months postnatal age, total cortical neuron number increases 23-30%, then falls to within 3.5% of the birth value at 24 months, supporting our previous work showing that the observed decrease in the number of neurons per column of cortex under a 1-mm2 cortical surface from birth to 15 months is almost entirely due to cortical surface expansion. The present study also shows a 60-78% increase in total cortical neuron number above the birth value from postnatal ages 24 to 72 months.

Их же работа, более старая
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=pubmed&cmd=Retrieve&dopt=AbstractPlus&list_uids=9631564&query_hl=6&ito­ol=pubmed_docsum

Есть одно но: если бы действительно их теория была общепризнанной, то это вызвало бы взрыв статей на эту тему, а статьи - единичные. Так что может и неправда :)

Вот здесь во всяком случае про то, что уж в зоне Брока (речь) удвоения количества нейронов не происходит:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=pubmed&cmd=Retrieve&dopt=AbstractPlus&list_uids=16344146&query_hl­=16&itool=pubmed_docsum

Есть работы, что апоптоз (запрограммированная смерть клеток) в нейронах происходит не только в старости, но и в юности. Но, как ты понимаешь, развивалками апоптоз не затормозить.

Про Никитиных: согласна, старший сын считает себя вполне реализовавшимся, занимается интересным для него делом (что-то разрабатывает для аудио-видео-техники), живет в Лондоне. Конечно, ожидалось, что станет как минимум нобелевским лауреатом, но, если результатом воспитания ставить не карьеру, а самореализацию собственных возможностей, то цель достигнута.

Про скорочтение мне понравилось :)
2006-12-27, АленА
Ань, нейрофизиолог? :) я тоже :) Только я мозгами не занимаюсь, периферическая нервная система. Ты где работала-то? Я НИИ общей патологии и патофиз РАМН.

Слушай, скинь ссылочки на Домана. В Медлайне вроде исследований нет.

По Монтессори как раз много работ. Увы, не на все есть абстракты.
Проводились исследования на больных с Альцгеймером, деменцией, вроде как есть результаты, но те исследования, которые я читала - статистически недостоверны, маленькие группы, цифры не предоставлены :)

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?cmd=Search&db=pubmed&term=montessori&tool=fuzzy&ot=Montessory

­(там есть статьи однофамильца Монтессори по ВИЧ, их пропускай)

Вот здесь: сравнение способностей к рисованию в Монтессори, Штайнере и традиционных школах.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=pubmed&cmd=Retrieve&dopt=AbstractPlus&list_uids=11191183&quer­y_hl=6&itool=pubmed_docsum

А вот хорошее исследование, только опять без цифр и на малом объеме, так что достоверность неизвестна. Сравнили Монтессори, традиционную предшкольную подготовку и домашнее обучение. Традиционная всех опередила :)

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=pubmed&cmd=Retrieve&dopt=AbstractPlus&list­_uids=2798666&query_hl=6&itool=pubmed_DocSum
Есть интересный абстракт, что Монтессори лучше дает результаты у мальчиков, а DARСEE у девочек (не знаю эту методику).

Кстати, насчет физиологической необоснованности методики Домана я с тобой не совсем согласна.

2006-12-22, АленА
Поделитесь:

14.12.2006
Обновлено 17.03.2014
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Как говорить с девочками о сексе: 3 совета психоаналитика и 4 просьбы детей
Как говорить с девочками о сексе: 3 совета психоаналитика и 4 просьбы детей
Тема сексуальности в разговоре с детьми: когда начать и какие слова говорить
Списки литературы для младшей и средней школы. Чтение на лето
Списки литературы для младшей и средней школы. Чтение на лето
Внеклассное чтение в школе и дома: для детей 6-10 лет и подростков 11-14 лет.
Как развивать критическое мышление у детей
Как развивать критическое мышление у детей
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!