Ребенок бросает один кружок и через месяц просится в следующий? Скорее всего, он ищет свое призвание. Что делать взрослому?
Школа — это такое место, которое постоянно ввергает родителей и детей в трудное состояние. Поэтому когда ребенок идет в школу, главная задача родителя — сохранить психику своего чада. Великий педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци называл школы антипсихологическими. С той поры они сильно изменились по контенту и совсем не изменились по сути.
Когда в классе сидят тридцать человек с совершенно разными знаниями и интересами, их невозможно ничему научить. Наш мозг устроен таким образом, что он НЕ не хочет, а НЕ может воспринимать ту информацию, которая ему неинтересна и не нужна. В средней школе по большей части информация именно такая, и потому ребенок просто не в состоянии ее усвоить.
Конечно, есть хорошие школы, хорошие учителя, и задача родителей — постараться таких найти. Но в целом дело со школой обстоит печально. Представьте, какие огромные изменения произошли во всех сферах жизни за два века, как изменились еда, здоровье, средства передвижения, экономика, политика… Да все! Неизменными остались, по сути, две сферы: церковная жизнь и школьная жизнь.
Нам кажется, что мы отдаем ребенка в школу учиться? Это не так. Если мы согласимся с великим Эйнштейном в том, что знания — это то, что остается в наших головах после того, как нас кончили учить, то придется признать, что в подавляющем большинстве российских школ дети не учатся ничему.
Чем призвание отличается от профориентации
Родители, которые считают, что главная задача ребенка в школе — стать отличником, сильно ошибаются. Главная задача детско-юношеских лет — осознать свое призвание.
Увы, школа на это не заточена вообще. Там даже слова такого нет, там используют иное: профориентация. Есть разница между призванием и профориентацией? Принципиальная. Профориентация — это рассказ о том, какие профессии нужны государству. Призвание — это то, ради чего тебя призвали на Землю. Почувствуйте разницу.
Призвание — это желание делать что-либо. Как помочь ребенку его ощутить? В каком возрасте не рано и не поздно обретать призвание?
Не поздно — никогда. А что касается "не рано"… Песталоцци считал, что в 5-7 лет ребенок в состоянии понять, чем ему хочется дальше заниматься. Напомню, это был XIX век. Сейчас информации стало гораздо больше, да и дети другие. Чудесный возраст — 10-12 лет. А позже нельзя? Можно. Можно даже во взрослом возрасте искать свое призвание. Но мы говорим о том, когда вовремя и не рано.
Поиски призвания — это дело, которое мы вершим вместе с ребенком, оставляя право решения за ним.
Счастлив человек, который живет с любимым человеком и занимается любимым делом. Из чего следует, что поиски того дела, которым человеку хочется заниматься, — это поиски половины счастья. Понимаете? Призвание — это поиски не хорошей зарплаты или престижной работы, но половина счастья. Все это надо ребенку объяснить.
Как искать свое призвание школьнику
Далее дело родителей предоставить меню возможностей, то есть познакомить свое чадо с разными видами деятельности, чтобы оно поняло, что ему нравится больше.
Важно: призвание — это не то, что получается лучше всего, а то, чем более всего нравится заниматься. Например, родители, которые начинают "творить" из маленького человека художника только потому, что у того хорошо получается рисовать, совершают ошибку в том случае, если ребенок умеет рисовать, но особо этим не увлекается.
А если ребенку нравится сразу несколько занятий? Отлично! Работаем со всеми. По ходу дела ненужные отпадут.
Выбрав какое-то дело или несколько дел, мы должны дать своему чаду возможность всерьез ими заняться, ставя перед ним более сложные творческие задачи. Ребенок мечтает стать футболистом? Прекрасно. Мы отдаем его в спортшколу, чтобы он занимался всерьез. Нравится математика? Очень хорошо. Надо найти такое место, где он сможет этим заниматься серьезно.
Ко мне на консультацию приходил с мамой человек двенадцати лет, который мечтает быть врачом-хирургом. Я посоветовал маме привести ребенка на операцию, чтобы он посмотрел, как режут людей. Мама так и сделала. Маме во время операции стало нехорошо, ребенок смотрел во все глаза и утвердился в своем желании.
Если ребенку действительно нравится то дело, которое он выбрал, более сложные задачи только разовьют интерес. Если не его — он бросит это дело и начнет искать другое. И ребенка ни в коем случае нельзя за это ругать. Мы ищем вместе, вместе ошибаемся, это нормально.
Нельзя говорить такие слова:
— Мне надоело! Ты сегодня хочешь одно, а завтра другое! Что ж это такое? Никаких денег не напасешься!
Ваш ребенок вместе с вами ищет дело жизни. А это нелегкий труд.
В жизни ребенка много разных смыслов: и познавать мир, и учиться радоваться этому миру, и учиться учиться по-настоящему, то есть получать знания. Один из главных смыслов — найти свое призвание.
Дети, которые понимают, чем они будут заниматься дальше, принципиально отличаются от тех, кто этого не понимает. Они в школе учатся осознанней, зная, какие предметы им пригодятся, а какие — нет. Они совсем иначе организуют свой досуг. Они с гораздо большим уважением относятся сами к себе, видя перспективу своей жизни.
Единственный способ оторвать ребенка от компьютера
Кроме того, призвание — это единственный способ оторвать ребенка от компьютера. Курт Воннегут заметил: "Компьютер может научить ребенка только тому, как самому стать компьютером. Образованный человек может научить ребенка, как стать человеком".
Красиво сказано, правда? Чисто теоретически — да. Как лозунг — работает. Но ничего не объясняет: как ребенка все-таки от гаджета оторвать?
Когда мне задают такой вопрос, я часто задаю встречный:
— А куда, собственно говоря, вы хотите оторвать свое чадо? К чему? Что вы можете предложить взамен? Прогулки во дворе? Делание уроков? Это же все не работает…
С одной стороны, мы должны принять тот факт, что виртуальная жизнь отнимает у наших детей много времени, и с этим ничего не поделаешь. Они живут в интернете, и это вполне полноценная для них жизнь.
С другой стороны, единственный способ сделать так, чтобы ребенок хотя бы иногда выключал компьютер, — найти для него что-то более интересное. Точнее, чтобы он сам для себя это нашел.
И такое интересное существует. Оно называется призвание. Увлеченный чем-то человек отложит гаджет, чтобы заняться тем, чем он увлечен. Это же очевидно, правда?
И последний вопрос:
— А вы что, действительно верите, что человек в десять лет может найти призвание на всю жизнь?
Ответ. Во-первых, верю. И знаю немало таких случаев. Во-вторых, это неважно. Нет ничего страшного в том, что человек будет менять свои увлечения. Главное, чтобы на каждом этапе своей жизни он был чем-то увлечен. В любом возрасте. Человек, увлеченный чем-то, позитивней видит себя и мир, нежели тот, у кого увлечения нет.