Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Рассматривает свое отражение в зеркале.
Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (облизывает).
Сжимает и разжимает, гремит, размахивает, стучит игрушкой:
- подражая взрослому,
- самостоятельно.
Вынимает (высыпает) мелкие предметы, вкладывает в емкость.
Открывает (снимает) крышечки. Действует одновременно двумя игрушками, держит по игрушке в каждой руке. Производит действия с игрушкой двумя руками.
Эмоционально-социальное развитие
Улыбается, спокоен, заинтересован, манипулируя игрушками.
Проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает предпочтение).
Улыбается в ответ на результат действия (открыл коробочку) по подражанию.
Проявляет интерес к детям, их игре.
Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям.
Улыбкой или хныканьем привлекает внимание, просится на руки.
Различает и адекватно эмоционально реагирует на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.
Плачет, обижается, отползает:
- в ответ на резкий тон голоса взрослого,
- при виде незнакомого человека,
- при неумении выполнить действие.
Недоволен, если не может самостоятельно поменять позу. Появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.
Речевое развитие
Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает.
На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого).
По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом.
Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то").
Понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие.
Знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа.
Длительно прислушивается к речи взрослого (не обращенной к нему).
Наблюдает за движениями губ взрослого.
Активное воспроизведение звуков речи:
Повторяет за взрослым слоги и звуки из своего лепета. Быстро подражает выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". Громко лепечет в периоды бодрствования.
Бытовые навыки
Тянет руки к подносимой чашке. Поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
Физическое развитие
Быстро ползает в разных направлениях.
Влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки.
Садится из положения лежа.
Сидит ровно самостоятельно.
Ложится из положения сидя.
Встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя).
Подпрыгивает, держась за барьер.
Стоит при поддержке за одну руку. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки. Передвигается приставным шагом, держась за опору. Повторяет движения за взрослым: поднимает, опускает руки, похлопывает.
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.