Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:
- лежа на спине,
- лежа на животе с опорой рук на предплечья,
- лежа на боку,
- на руках у взрослого.
Следит внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного).
Сосредоточивает взгляд, следит взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине.
Вслушивается в звуки погремушки.
Поворачивает голову в сторону источника звука.
Тянет руки к подвешенным игрушкам.
Наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы.
Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).
Эмоционально-социальное развитие
Отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает)
Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):
- при виде близкого человека,
- только слыша его голос,
- всматриваясь в игрушку,
- в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.
Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:
- улыбками,
- движениями,
- гулением,
- криком,
- хныканьем,
- беспокойными движениями.
Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:
- прекращении общения с мамой,
- внезапном исчезновении игрушки,
- резком изменении окружающей температуры,
- болевых ощущениях,
- ограничении движений.
Вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки.
Замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание.
Прислушивается (улыбается) к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента.
Внимательно смотрит на говорящих людей.
Гулит, бодрствуя самостоятельно.
Гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные).
Появляются индивидуальные интонации голоса.
Бытовые навыки
Входит в четкий ритм ночного и дневного сна.
Губами пьет с ложки воду.
Любит водные процедуры (купание).
Физическое развитие
Хорошо удерживает голову:
- лежа на животе,
- в вертикальном положении на руках у взрослого.
Двигает руками, ногами, выпрямляет их, хватает руками и удерживает игрушки, крутит головой в разные стороны.
Приближает руки к лицу, рассматривает. Лежа на спине, приподнимает голову и чуть изгибает туловище вперед.
Поддерживаемый взрослым под мышки:
- выпрямляет согнутые ноги,
- отталкивается от опоры,
- опирается на всю ступню.
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.