Когда надо готовить, вечно эти беспокойные существа путаются под ногами! "Поиграй пока в комнате, не мешай", - бросает раздраженная мама. Ее легко понять: горячие сковородки, кипящий чайник и прочие огнедышащие чудовища - не кухня, а какая-то пещера Змея Горыныча.
К сожалению, это реальный факт: один из пяти несчастных случаев с детьми происходит на кухне. Между тем при соблюдении элементарных правил техники безопасности это место, столь притягательное для малыша, может превратиться в отличную игротеку. Здесь полно подручного материала, даже не нужно тратиться на игрушки. В самом деле, чем доска с магнитным алфавитом хуже сухих макарон, из которых можно складывать буквы и цифры? Или яблок, которые можно рассматривать как живые картинки, с их оттенками от зеленого до алого. Вы не только займете ребенка, но и разовьете у него кой-какие полезные навыки. Семимесячные ползунки, которым надо все потрогать и всем погреметь, с удовольствием будут вкладывать в большую кастрюлю среднюю, в нее - маленькую и так много раз. Чем не матрешка? Не забудьте только вставить себе в уши вату. Через пару дней крохотуля уже дополз до заветных предметов и завладел ими? Это нормально, нужно только подумать о безопасности его "крутого" маршрута.
Проверьте, нет ли в кухонных ящиках, доступных малышу, каких-нибудь ядовитых веществ или острых предметов, а также спичек, зажигалок и прочих небезопасных вещей. Переложили повыше? Теперь переставим электрический чайник, проследив, чтобы провод от него не свисал. Другие электроприборы тоже лучше убрать подальше. Хорошо бы снять со стола и скатерть.
Вот еще поводы для беспокойства: прочно ли вставлено стекло в кухонной двери? Для всех ли кастрюль и сковородок есть подходящие крышки? Потушены ли ближние конфорки (понятно, что по возможности надо пользоваться дальними, а также ставить горячие блюда и напитки подальше от края стола). Сейчас существует множество полезных приспособлений, обеспечивающих безопасность нашего жилища. Среди них - защитная решетка для плиты, уголки для краев стола, защелка для тех ящичков, куда малышу лучше не совать свой очаровательный носик. И самое-то, может быть, полезное - заглушки на электророзетки. Если вы не хотите, чтобы малыш проник на кухню в ваше отсутствие, установите в дверном проеме высокую загородку из бортика старой детской кровати (подобные заграждения можно сделать и на окнах. Когда вы проветриваете, они просто необходимы). Мусорное ведро тоже "вещь в себе": нужно, чтобы у него была глухая, плотная крышка.
Забавляемся и учимся
Где там у нас крупы? Их-то как раз не
надо запихивать
подальше: они нам понадобятся, поскольку любимейшее занятие
полуторагодовалых исследователей - пересыпание и переливание
из пустого в
порожнее. Лучшего места, чем кухня, для таких игр не придумаешь. Дайте
малышу полстакана крупы и другой стакан, пустой (только из небьющегося
стекла или пластмассы). Пусть попробует пересыпать крупу из
одного стакана в
другой. Издержки неизбежны: на полу должна быть расстелена газета.
Трехлетние Золушки могут сортировать крупу - отделять, к
примеру, рис от
гречки. Им уже надоело? Ничего, на подходе следующее задание. Вот вам,
дорогие, картонки и по две палочки пластилина на брата. Для
начала намажьте
слой пластилина на картонку - это будет основа для будущей мозаики.
Приготовление такой основы - процесс, требующий усердия и
сосредоточенности,
так что готовьтесь прийти на помощь. Теперь вместе намечайте
палочкой (или
спичкой) контур рисунка, и пусть малыши выкладывают из круп и
сухих макарон
(белых или цветных) и яичных скорлупок мозаику. Еще одну кухонную игру
придумала журналист и педагог Марина Аромштам. Для нее
потребуются формочки
для замораживания льда, которые малыш должен наполнить. Для усложнения
задачи можно дать ему пипетку (чуть больше обычной аптекарской, какими
снабжают детские лекарства). Пусть он набирает этой пипеткой
воду из стакана
и аккуратно переливает в формочки для льда. Когда с этим
будет покончено,
дайте ребенку гуашь, чтобы он добавил в каждую формочку по
капельке краски.
Цвета пусть выбирает сам. Осталось убрать формочки в морозилку и ждать
таинственных превращений. Можете вместе со своим дружочком произнести
заклинание:
Не гневись, Мороз!
Торопись, Мороз!
Воду замораживай,
Краски завораживай.
На следующий день торжественно доставайте формочки из холодильника. Там образовались дивные цветные ледышки. Если они не вынимаются сразу, подержите (недолго) лед в теплом помещении. А потом сложите ледышки в ведерко и идите с ними во двор, если на улице зима. Пусть ребенок разложит их на снегу: можно в форме узора, а можно построить из них целый заколдованный замок. Или найти маленькую елочку и украсить ее разноцветными ледышками (только для этого надо опустить в воду ниточки, чтобы они вмерзли хорошенько и было, за что вешать игрушки на елку).
Игрушки из теста
Соседка в панике: ее Антошка в два года почти не говорит, врач советует купить ему "развивающие игры", а за каждую из них надо выложить не меньше сотни. "Спокойствие, только спокойствие", - цитирую я Карлсона. Какие там у тебя игры в списке? На развитие пальчиков? А лепить из теста не пробовали? Отличное упражнение, между прочим. Тесто готовится так: на стакан соли берем два стакана муки и немного воды. Тесто должно получиться твердым и не прилипать к рукам. Пусть малыш помесит его всласть, чтобы все пальчики работали. Но не это главное. Главное - из теста можно вылепить и испечь забавные фигурки. Нам понадобятся неострый нож с коротким лезвием, гуашь, средняя и тоненькая кисти, лак для волос и противень. И мамина помощь, конечно. Прежде чем лепить из теста, надо опустить детские ладошки в миску с мукой. Лучше всего делать плоские фигурки сразу на противне, присыпанном мукой. Толщина таких фигурок - не более сантиметра: более тонкие пригорают, а толстые плохо пропекаются. Ставим противень в жаркую духовку (140 градусов) на 15-20 минут. Доведенная до кондиции фигурка звенит, а у сыроватой звук глухой. Готовую фигурку, остудив, расписывайте красками. Когда краски высохнут - брызните на фигурки лак для волос, чтоб не пачкались. Для развития мелкой моторики, а значит, и речи итальянский врач и педагог Мария Монтессори предлагала сыпать на стол манку и, держа детский пальчик в своей ладони, писать им на этом фоне. Потом малыш наверняка захочет попробовать сам.
Для развития той же моторики, а также для постижения на практике элементарных законов физики хорошо (к тому же ужасно забавно) упражнение с губками. Берем поролоновые губки разных форм и размеров. Наливаем в емкость воду и погружаем туда губки. Интересно, какая из них впитала воды больше? Если наши губки напоминают малышу загадочных существ, можно задать ему такой вопрос: "Интересно, какая губка прожорливей?" Затем в заранее приготовленные баночки отжимаем содержимое губок. Где воды больше, та губка и есть самая жадная. А теперь пусть малыш попробует набрать в губку столько воды, чтобы, когда отожмешь ее, она дошла точно до черты, заранее отмеченной вами на баночке.
Помогаем маме
Малыши так рвутся помогать нам, а мы им все: "Играй, не мешай". А пускай в самом деле помогут! Простейшие кухонные дела можно доверить даже двухгодовалым подмастерьям. Пусть моют овощи, чистят яйца (скорлупки отдайте малолетнему помощнику для будущей мозаики), размешивают сахар, потрут яблоко на детской терке. Вальдорфские детские садики давно уже привлекают детей к работам на кухне. Воспитательницы варят варенье, режут салаты прямо на глазах малышей и никогда не отказываются от их помощи. Можно даже попробовать готовить вместе. Сейчас продаются специальные детские кухонные принадлежности - безопасные терки, скалки, ложки-поварешки. Недаром так популярны книжные серии "Моя первая поваренная книга", где каждая операция проиллюстрирована. Рецепты в них простые, а блюда получаются по-настоящему вкусные. Приготовив "роскошный" совместный обед, можно вместе сервировать стол. Малыши обожают расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы. Не забудьте объяснить только, с какой стороны должны лежать нож и вилка (заодно и повторите, где право, где лево). А еще можно устроить веселую игру, положив лист ватмана на обеденный стол и расставив на нем тарелки (не забудьте еще про столовые приборы). Следующий этап - контуры тарелок, вилок, ложек, ножей и т.д. обводятся карандашом. Затем вы снимаете ватман со стола и поручаете малышу раскрасить контуры. Если он уже научился писать, можно обозначить на "плане обеда" названия "частей и соединений". Вряд ли из маленьких рисовальщиц вырастут нерадивые хозяйки, да и ваши подросшие мальчики не будут стыдиться работы по дому.