Когда подходит время учить таблицу умножения, многие родители задаются вопросом: как это сделать быстро, легко и желательно в игре? Хочу поделиться с вами последовательностью шагов, которые помогут ребенку выучить таблицу умножения, а также примерами игр — они облегчат обучение.
Как легко выучить таблицу умножения?
В первую очередь хорошо бы объяснить ребенку (или повторить, если он уже изучал это в школе), что же такое умножение и зачем оно нужно. Тогда ребенок будет не механически запоминать таблицу, а понимая, что стоит за этими примерами и ответами. Предлагаю вашему вниманию несколько игр, объясняющих природу умножения.
Игра 1. Считаем двойками
Возьмите коробку, наполненную мячиками (или апельсинами, или яблоками). Сядьте вместе с ребенком около этой коробки. Достаньте два мячика, положите их рядом с ребенком. Достаньте еще два мячика и положите их рядом. Потом еще два мячика, и еще. Вот что у нас получилось:
Предложите ребенку пересчитать мячики, считая двойками. Обсудите с ребенком, что задачу "взять два мячика четыре раза" можно записать как через сложение, так и через умножение:
Игра 2. Кормим кукол
Рассадите в круг кукол или мягкие игрушки. Предложите ребенку накормить их. Например, дать каждой кукле по два кусочка хлеба (можно играть деталями строительного набора или Лего), по три яйца и по четыре сосиски, а также по одному стакану сока. Теперь нужно посчитать, сколько и какой еды мы дали, а для этого надо составить примеры.
Игра 3. Умножение в природе
Когда ребенок понял идею умножения, можно предложить ему поискать, где встречается умножение в природе. Например, у нас 2 ладошки, и на каждой можно нарисовать по 3 пятнышка. Это будет пример умножения на 2 — 3 пятнышка взять 2 раза. У трилистника 3 лепестка, и на каждый можно посадить по 4 букашки, что соответствует примеру 3×4. У морской звезды 5 кончиков, и на каждый можно положить по 2 ракушки: 5×2. И так далее. Эта игра вплотную подводит нас к идее следующей игры.
Игра 4. Робот-умножитель
Можно взять коробку или стул, накрыть платком, назвать "роботом-умножителем" и обозначить стрелочками, где у этого "робота" вход, а где выходы. Например, "робот" умножает на два: тогда у него два выходных отверстия. В этом случае ребенок завозит в робот три мячика, а "робот" с помощью родителей удваивает количество мячиков, и вместо трех мячиков выходят шесть.
Игра 5. Ровными рядами
Заключительная игра из этого цикла обучает находить количество предметов, расположенных равными рядами, а также вычислять площадь фигур. Раскладывая рядами машинки, или рисуя одинаковые фигурки на клетчатой бумаге, или закрашивая квадраты, потренируйте ребенка вычислять количество фигур с помощью умножения:
Учим таблицу умножения
Когда ребенок понял, что такое умножение и зачем оно нужно, самое время начать учить таблицу умножения. Предлагаю сделать это тоже с помощью игр.
Игра 1. Плакат и домик
- В комнате ребенка прикрепите к стене плакат с таблицей умножения. Его можно распечатать из Интернета, сделать самим и даже изготовить вместе с ребенком: взрослый напишет на плакате таблицу умножения, а ответы впишет ребенок.
- Рассмотрите с ребенком таблицу. Заметьте, что:
- при умножении на 1 число остается неизменным,
- при умножении на 10 у числа в ответе добавляется нолик,
- при умножении на 5 число оканчивается на 0 или на 5,
- при умножении на 9 число десятков каждый раз на единицу увеличивается, а число единиц каждый раз на единицу уменьшается.
- В другой комнате повесьте на стену изображение домика, сделанного, например, из цветного ватмана. На домике должны быть прорези для вставления карточек с примерами, знаки равенства, а также прорези для ответов. Отдельно из плотной бумаги изготовьте карточки:
- большие прямоугольные: с примерами всей таблицы умножения;
- овальные: с изображением числа, на которое умножаем;
- маленькие прямоугольные: с цифрами от 0 до 9 по приведенной ниже схеме.
- Вот как должен выглядеть домик. В данном случае рассмотрена часть таблицы умножения на 3.
- Когда все готово, можно приступить к игре, направленной на запоминание таблицы умножения.
- Начинать учить таблицу лучше с умножения на 1. Прикрепите верхнюю овальную карточку с изображением "х 1" к "крыше" домика. Вставьте в прорези карточки с примерами таблицы умножения на 1. Напомните ребенку, что значит умножить на один (т.е. взять какой-то предмет один раз), и предложите ему составить из карточек с цифрами ответы.
- Следующая часть таблицы умножения — умножение на 10 (считаем десятками). Расставьте соответствующие карточки и предложите ребенку заполнить карточками места для ответов.
- Затем учим таблицу умножения на 2. После этого — на 3 и так далее до 9.
Замечания к игре:
- После первого раунда изучения таблицы на соответствующее число, когда все примеры были расположены по порядку, в следующие разы лучше давать примеры вразнобой.
- Прежде чем переходить от умножения на одно число к умножению на следующее число, советую провести по крайней мере три раунда игры, чтобы ребенок лучше запомнил примеры.
- При правильном ответе ребенка на карточке с примером можно нарисовать цветной кружочек. Если ребенок три раза правильно решил пример, и на соответствующей карточке примера появилось три цветных кружочка, то этот пример можно считать выученным. В этом случае на таблице в комнате ребенка этот пример можно обвести в кружок. Так ребенок будет видеть свой прогресс: чем больше обведенных примеров, тем большую часть таблицы он знает.
- Карточки примеров с тремя цветными кружками предлагаю откладывать в сторону — как выученные. Оставшиеся карточки можно сортировать не по числу, на которое умножаем, а по количеству цветных кружочков на них. Например, вставлять карточки с двумя кружочками — чтобы у ребенка был шанс закрепить эти примеры. В другой раз — вставить карточки только с одним кружочком.
Игра 2. Почтальон
Эта игра поможет ребенку запомнить блоки таблицы умножения. Всего в таблице 10 блоков. Первый блок — это 10 карточек умножения на один. Второй блок —10 карточек умножения на два. И так далее. В эту игру можно играть тогда же, когда вы проходите соответствующий блок таблицы умножения.
Изготовьте из бумаги десять плоских домиков. Для примера рассмотрим игру с блоком умножения на два. На крышу каждого из них прикрепите карточку с числом, соответствующим ответу на определенный пример, — это будет номер дома. В качестве "писем" будут использоваться десять карточек с примерами из данного блока. (Карточки можно взять из предыдущей игры.) Задача ребенка — разнести "письма" по домикам. Для того чтобы узнать, в какой дом идет письмо, нужно решить пример. Номер дома соответствует ответу примера.
Игра 3. Рыбак
Смешайте карточки с примерами — это будут рыбки. Возьмите 10 ведерок (мисок). К каждому ведерку прикрепите таблички:
Надписи на табличках означают, что "рыбки" с ответами в обозначенных пределах нужно складывать в соответствующие ведерки.
Задача ребенка — ловить "рыбку" (решать примеры) и складывать их в соответствующие ведерки. Например, "рыбка" с примером "5×2" кладется в ведерко с табличкой "0 ... 10".
Игра 4. Поезда
В этой игре ребенку будет предложено не находить ответы к примерам, а наоборот — к известным ответам подбирать примеры.
Изготовьте бумажные паровозики с такими числами: 4, 6, 8, 9, 10, 12, 16, 18, 20, 24, 30, 36, 40.
Предложите ребенку присоединить к этим паровозикам те карточки с примерами, ответ которых соответствует числу, написанному на паровозике. (Карточки с примерами можно взять из предыдущей игры.) Предложите ребенку определить, к какому паровозику (ответу) можно прикрепить наибольшее количество примеров. Можно исследовать, какие ответы чаще всего встречаются в таблице умножения (те, у которых поезда длиннее).
Игра 5. Игра-ходилка
В эту игру стоит начать играть, когда ребенок уже более-менее выучил таблицу умножения. Вам понадобится поле от любой настольной игры-"ходилки", для которой обычно используется шестигранный кубик и фишки. Правила игры ничем не отличаются от оригинальных, кроме того, что вместо кубика будут использоваться карточки с примерами. (Можно взять все те же карточки от предыдущих игр, а можно изготовить новые.) На этих карточках каждый пример нужно заключить в рамочку определенного цвета. Всего будет шесть цветов рамок.
Вот как должны выглядеть карточки:
Таблица умножения, на которой показано, как следует обводить примеры:
Зеленым цветом обводятся наиболее простые примеры, голубым — следующие по сложности, затем идут оранжевый, красный и фиолетовый цвета. Наиболее сложные примеры обводятся серым цветом. Получаются карточки, на одной стороне которых находится обведенный пример, с другой же стороны чистое поле, "рубашка".
Всего должно получиться 100 карточек. Из них:
- 17 зеленых,
- 16 голубых,
- 17 оранжевых,
- 16 красных,
- 17 фиолетовых,
- 17 серых.
Правила игры:
Карточки переворачиваются "рубашками" вверх, перемешиваются и складываются стопочкой. Каждый из игроков выбирает себе фишку и ставит ее на "старт".
Вместо того чтобы перед началом хода бросать кубик, ходящий берет из стопки верхнюю карточку, переворачивает примером вверх и решает пример. Если игрок правильно решает пример, то он передвигает свою фишку на соответствующее число шагов:
- зеленый цвет рамки соответствует грани кубика с одной точкой и позволяет сделать 1 шаг;
- голубой цвет позволяет игроку сделать 2 шага;
- оранжевый — 3 шага;
- красный — 4 шага;
- фиолетовый — 5 шагов;
- серый цвет — 6 шагов.
Если игрок неправильно решает пример, то он пропускает ход. Использованные карточки (правильно решенные или нет) складываются отдельной стопкой. Их можно использовать второй раз, если в основной стопке примеров уже ничего не осталось, а фишки игроков еще не дошли до "финиша".
Желаю вам и вашим детям радости от занятий и веселых игр!