Uteens, платформа по профориентации подростков в креативных индустриях, организовала открытый лекторий, в рамках которого приглашенные спикеры говорят об образовании и воспитании. В октябре состоялась лекция Никиты Карпова, клинического психолога, специализирующегося на работе с детьми и подростками, преподавателя и автора научно-популярных статей и книг. Он выступал с темой "Как не прибить подростка", которая была и будет актуальна для подавляющего большинства родителей. Что рассказал Никита Карпов об особенностях подросткового возраста и о том, как со всем этим справляться взрослым, – в нашей статье.
Основные особенности подросткового периода
Пубертат запускается половой системой – она активируется и влечет за собой кучу физиологических изменений. Помимо этого, происходят изменения и в психике. Появляются задачи возраста, которые важно решить: обретение статуса среди сверстников, выстраивание отношений с окружающими, сексуальная идентификация, сепарация от родителей. Последняя, кстати, проявляется демотивацией ко всему, что мы считаем важным, и увлечением деструктивными вещами – это особенно пугает родителей. Через процесс решения этих задач из ребенка в конечном итоге и получается взрослый.
Подросток должен наступать на грабли
Очень часто родительский запрос выглядит так: "Я хочу, чтобы мой ребенок понял, что надо учиться, что с людьми надо общаться так-то и так-то, а для этого надо делать то-то и то-то". Это работает плохо. Подросток – отдельный человек и имеет право со своей жизнью делать все, что хочет. Это ужасно тяжело принять. Взрослые хотят, чтобы он был счастлив, успешен, умен, красив и здоров. Для родителей подобное желание является святой целью, ради которой они могут ограничивать подросткам свободу и принимать за них решения. На самом же деле, в своей тревоге, в желании сделать "хорошо", они не дают подростками столкнуться с последствиями их решений и выводов. Дело в том, что подросткам нужно наступать на грабли. Задача же родителей – просто следить за тем, чтобы эти грабли их не убили.
Самостоятельность и ответственность
Самая парадоксальная штука в подростковом возрасте заключается в следующем: они очень хотят самостоятельности и свободы, но категорически не хотят ответственности. Сначала нужно дать им эту самостоятельность, а потом уже переходить к спросу.
Чем плох контроль?
Контроль – это не про желание привести ребенка к лучшей жизни, это про потребность снизить уровень собственной тревоги. Попытки контроля вызывают массу напряжения и массу конфликтов. Лучше попробовать как-нибудь сесть вечером и честно ответить себе на вопрос, на что можно повлиять, что действительно можно проконтролировать.
Спокойствие, только спокойствие!
Следующий важный момент: спокойный и уверенный родитель лучше, чем образованный. Если большая часть взаимодействия с подростком имеет воспитательную задачу, то есть смысл совершать его только в спокойном состоянии. Здесь все очень просто работает, чистая биология: повышаете голос на подростка – все, подскочили гормоны, у него появляется страх, агрессия, больше он вас не слышит.
Подростку необходима эмоциональная поддержка
Подростка нужно больше слушать. Задача родителя – выстроить с ним такие отношения, при которых он, если понадобится, сам придет и спросит. Важно помнить, что воспитание в этом возрасте – иллюзия. Единственный инструмент влияния, который остается у взрослых – это хорошие отношения со своим чадом. Речь не о дружбе, а об умении оказывать эмоциональную поддержку. По большому счету, если бы нужно было оставить только одну родительскую функцию, то следовало бы оставить именно эту.