Я счастливая состоявшаяся женщина. Какая разница, есть у меня кто-то или нет? Почему вообще в слова "одинокая женщина" вкладывают такой негативный смысл? Вот как это объясняют феминистки.
У тебя все хорошо на работе, ты радуешься жизни. Но каждый раз, общаясь с друзьями (или, того хуже, с родственниками), ты вынуждена отчитываться, встречаешься ты с кем-то или нет. А если нет, то почему? Когда же люди прекратят лезть в твою личную жизнь? Может быть, стоит сказать "да" — просто чтобы от тебя с этим отстали? И почему тебя вообще волнует, что они думают?
Всего сто лет назад одинокая женщина не имела права голоса и вообще мало что могла делать самостоятельно. Пусть эта мысль не заставляет тебя лишний раз расстраиваться из-за отсутствия "отношений" — наоборот, тебе станет понятнее, почему всем так интересно, как у тебя дела на личном фронте.
Совсем недавно женщина без мужчины была беспомощна — в самом буквальном смысле. Похоже, кое-кто не заметил, что времена изменились.
"Одинокая" женщина — это современное явление, и ему уделяется немало внимания. Об "одиноких" пишут статьи в газетах (надо же напомнить им, что "часики тикают"), а друзья советуют им новое приложение для онлайн-знакомств. Словом, мы живем в мире, где женщина без партнера — это непривычно, ненормально.
Отсюда и ярлыки: если тебе нравится секс, ты шлюха, а если не хочешь выходить замуж — ты старая дева. Их придумали специально для тебя — потому что ты пытаешься жить не по правилам патриархата. Женщины должны рожать — ну и зачем ты миру, если у тебя нет мужчины, который поможет тебе произвести потомство?
Женщина – низший класс?
Феминистки не раз замечали, что одинокому мужчине (то есть мужчине в том же положении, что и ты) не задают подобных вопросов. Жермен Грир, одна из крупнейших мыслительниц второй волны феминизма, в книге "Женщина-евнух" попыталась разобраться в этих двойных стандартах: "Женщина, не вышедшая замуж, упустила свой шанс… А мужчина просто не встретил подходящую девушку".
Пример, приведенный Грир, ясно показывает, как общество относится к двум людям в одинаковом положении — всего лишь из-за их разной половой принадлежности. "Говорят, монахини — это женщины, разочаровавшиеся в любви, а деловые женщины просто компенсируют свою неспособность найти величайшее счастье, доступное людям в этой юдоли плача".
В патриархальном обществе одиночество женщины воспринимается как знак либо ее неудач в любви, либо личного краха. Выбирай, что тебе больше нравится.
Еще одна знаменитая женщина — это канадско-американская феминистка второй волны Шуламит Файерстоун. Она подходила ко всему с радикальных позиций, поддерживала политические взгляды Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Изучала угнетение низших классов и женщин, проводила между ними параллели и объясняла угнетение женщин воздействием патриархальной капиталистической системы.
Какое отношение это имеет к тому, есть ли у тебя пара? Самое непосредственное. "Общество, которым управляют мужчины, определяет женщину как существо низшего и паразитирующего класса, и женщина, не добившаяся мужского одобрения, оказывается в каком-то смысле отверженной, — размышляла Файерстоун в книге "Диалектика пола". — Чтобы доказать, что она имеет право жить, женщина должна быть не только женщиной, ей приходится постоянно искать выход из своего приниженного положения, и только мужчина может обеспечить ей это благословение".
Она рассуждала так: нравится тебе это или нет, но твоя идентичность тесно связана с противоположным полом, и тебе дозволено любить себя только в одном случае — если тебя уже полюбил мужчина.
Сначала – любовь к себе
Феминистки второй волны, сформировавшиеся в эпоху антивоенных протестов и сексуального освобождения, много думали о любви к себе и самоактуализации. Они рассуждали так: если тебе чего-то и не хватает в жизни, то любви к себе, а не любви мужчины.
Многие феминистки второй волны считали, что осознание самоценности и развитие самоуважения должно лечь в основу изменений в обществе и во взглядах женщин на самих себя.
"Когда мы сможем увидеть себя такими, какие мы есть, и принять себя, то заложим необходимое основание для любви к себе", — писала американская феминистка Белл Хукс в книге 2000 года "Все о любви".
Еще одной феминисткой, которую очень интересовало соотношение любви и самоуважения, была Глория Стайнем. Американская писательница предложила бы тебе подумать, чего ждет от тебя общество, диктуя тебе правила личной жизни. Ее подход близок к современному: она призывала женщин искать источник любви в самих себе, а потом уже в других людях.
Она называла женщин, ищущих любовь, "зависимыми" и считала, что они ищут себя не там, где надо. В вышедшей в 1993 году книге "Революция изнутри" она писала: "Мы по-прежнему верим, что сможем обрести завершенность в чуждой субстанции, то есть в теле и духе другого человека".
Если ты прорвешься через эту сексистскую зону, где засели твои друзья и родные, полагающие, что "чего-то добиться" означает "заарканить мужчину", если ты обретешь самоуважение, не зависящее от мужских взглядов, то лучше поймешь себя.
Ведущие феминистки напоминают тебе, что жизнь не сводится к банальному поиску или ожиданию партнера. Ты можешь быть счастливой или несчастной как с мужчиной, так и без него. Стайнем пишет об этом в "Революции изнутри": "К счастью, феминизм помог мне, как и миллионам других женщин, попытаться стать самой собой — в браке или без него — и понять, как прекрасно выразила это одна неизвестная феминистка, что мы можем “сами стать теми мужчинами, за которых хотели бы выйти замуж”". Если ты счастлива и верна себе, то это уже бунтарское поведение. Как сказала бы Стайнем: революция приходит изнутри.