После двух месяцев дистанционного обучения, которое случилось в России этой весной, мнения родителей разделились. Одни перед началом учебного года как мантру повторяли "только не дистанционка", другие же пытались выяснить: а нельзя ли теперь учиться удаленно всегда? Им и их детям понравилось. Как на самом деле выглядит дистанционное обучение в тех школах, которые подходят к этому серьезно, и есть ли минусы у удаленной учебы?
В Законе "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ есть две формы получения образования. "В организации, осуществляющей образовательную деятельность", то есть в государственной или частной школе, и "вне организации", то есть в форме семейного образования или самообразования.
На семейной форме организовать учёбу можно так, как вам захочется: например, учить ребёнка самому или нанять репетиторов. Некоторые выбирают онлайн-школы: это образовательные проекты со своими методиками и преподавателями, где обучение идёт через интернет. Чтобы переходить из класса в класс и получить аттестат, ребёнок формально прикрепляется к какой-то обычной школе. Придётся также очно сдать ОГЭ и ЕГЭ, остальное можно законно сделать онлайн.
Большинство родителей незнакомы с онлайн-форматом, и у многих есть вполне оправданные вопросы, страхи и предубеждения. Я расскажу, как дистанционное обучение устроено в действующих онлайн-школах и разберу несколько самых популярных аргументов за и против такого формата. Буду опираться на собственный опыт и отзывы родителей учеников.
Минус 1: у дистанционного обучения плохая репутация
Часто родители считают, что дистанционное образование — это не альтернатива, а последний шанс, жизненная необходимость. Например, что туда идут только особенные дети или с проблемным здоровьем. Во многих случаях это так: в онлайн-школах действительно удобнее учиться детям, которые часто пропускают занятия по болезни. Они реже отрываются от процесса, программа подстраивается под них, нет необходимости навёрстывать долги.
Но в онлайн-школах есть и другие категории детей. Например, там много профессиональных спортсменов, которые в обычной школе постоянно пропускают уроки из-за сборов. Также довольно много детей, у которых часто путешествуют семьи. Но есть и совершенно обычные дети: просто они решили, что им комфортнее учиться дома. На дистанционное обучение можно перейти в любой момент, для этого нужно только желание родителей, никаких условий по здоровью нет.
Репутацию дистанционного обучения также подпортила самоизоляция. Общеобразовательные школы временно перешли в онлайн и результаты получились смешанные. У некоторых родителей осталось устойчивое ощущение, что дистанционное образование — это хаос и дискомфорт.
Винить здесь некого: школы не готовились к дистанционному формату, не разрабатывали методики и не переучивали преподавателей. То, что произошло в период самоизоляции, не было дистанционным образованием. Скорее, дети временно перешли на самоподготовку.
В онлайн-школах, которые занимаются только дистанционным форматом, дела, как правило, лучше. Программу и учителей там подбирают так, чтобы учёба была полноценной. Но имидж у онлайн-образования ещё долго будет неоднозначный: в глазах среднестатистического родителя дистанционка — нечто проблемное и новое.
Минус 2: ребёнок на дистанционном обучении меньше общается со сверстниками
Отсутствие живого общения — это, возможно, главная проблема дистанционного образования. В обычной школе ребёнок гораздо чаще общается со сверстниками. Когда он переходит на домашнее обучение, ему не нужно ходить на уроки, и он в основном общается в интернете.
Мы открыто говорим об этом с родителями, предупреждаем и даём рекомендации. Например, советуем компенсировать эту проблему, отдав ребёнка на секции, дав ему возможность общаться со сверстниками вне школы.
Есть дети, которые специально выбирают дистанционное образование, чтобы уменьшить количество контактов со сверстниками. У них складываются не очень хорошие отношения с одноклассниками или просто нет потребности в постоянном контакте с обществом.
Минус 3: ребёнок много сидит за компьютером
Ребёнку действительно придётся заниматься перед компьютером. В некоторых онлайн-школах есть уроки, где весь класс подключается с учителем в Zoom на 45 минут. Там можно пообщаться с преподавателем и с другими детьми. В некоторых школах таких уроков нет: дети смотрят заранее записанные видео или читают материал, затем решают тесты.
В онлайн-школах бывают и полноценные письменные задания, где не используется компьютер, но такое есть не везде. Как правило, это работает так: дети скачивают и распечатывают задания, затем от руки пишут сочинения, считают в столбик, рисуют графики и решают задачи, как и в обычной школе, затем фотографируют и загружают свои работы в личный кабинет.
Чтобы учиться в онлайн-школе, придётся почти каждый день проводить за компьютером как минимум несколько часов. Это можно попробовать компенсировать, просить ребёнка делать регулярные перерывы. Например, поработать утром, затем выйти на прогулку и доделать что-то вечером.
Плюс 1: контролировать ребёнка родителям проще, чем в школе
В онлайн-школах у родителей больше возможностей узнать, как идут дела у ребёнка. В обычной школе есть два механизма, и оба срабатывают с опозданием: если у ребёнка что-то пойдёт не так, вас вызовут в школу, а ещё вы можете задать вопрос на ближайшем родительском собрании. Обычно это всё: вы не знаете, как ребёнок ведёт себя на каждом уроке, какие испытывает трудности.
Во многих онлайн-школах вы можете зайти в личный кабинет ребёнка и посмотреть, над чем сейчас он трудится. В отличие от обычной школы, можно оценить прогресс по разным предметам в реальном времени. Посмотреть, подключился ли он к уроку, загрузил ли вовремя последнее домашнее задание, прошёл ли тесты.
Например, чтобы следить за посещаемостью и сроками, в нашей онлайн-школе есть кураторы. Как правило, куратор ведёт около ста человек, например, все шестые классы.
"Иногда сложно организовать учёбу дома, особенно если ещё есть маленькие дети. Ребёнок начинает отвлекаться. В школе они как-то изолированы более-менее от гаджетов, им приходится слушать преподавателя. Бывает так, что вроде сидел-смотрел, но я понимаю, что ему недостаточно. Мы можем в любой момент вернуться к уроку, я скажу „садись, пересматривай“. Если по какой-то причине не подключился к уроку, куратор мне пишет: „у вас пропуск“. И всегда есть обратная связь от преподавателя".
Елена Архипенко, мама ученика онлайн-школы
Плюс 2: на дистанционке освобождается время
Это происходит, потому что в онлайн-школах часто меньше уроков, если они есть. А если уроков по Zoom нет, то материал можно осваивать в комфортном для ребёнка темпе: часто это быстрее, чем на уроках. К тому же в онлайн-школу не надо ездить, и ребёнок не тратит силы на дорогу.
Освободившееся время ребёнок может использовать для занятий творчеством или спортом. Детей после перехода на дистанционное образование часто нагружают дополнительными секциями: там можно общаться с ровесниками и учиться чему-то полезному. То есть выигрыш во времени от перехода на дистанционку при правильном подходе со стороны родителей может перекрыть недостаток общения.
"Времени после перехода в онлайн-школу освободилось много. Мы стали вместе ходить на спорт, сын стал какими-то дополнительными вещами заниматься, которые его интересуют, - робототехникой, программированием".
Константин Карчмарски, отец ученика онлайн-школы
Правда ли, что в онлайн-школах учителя хуже, чем в обычных?
Хорошие учителя есть везде: и в частных, и в государственных, и в онлайн-школах. Качество учителей зависит от того, как их ищут и отбирают. За свою практику я провёл сотни собеседований с учителями. Бывает, что кандидат педагогических наук с авторскими методиками не может простым языком объяснить базовые вещи, а бывает, что талантливый молодой человек даже без профильного образования объясняет так, что и взрослому становится интересно.
С нами работает 60 учителей, мы отбираем их в несколько этапов. Сначала фильтруем резюме и зовём кандидатов на личную беседу. Уточняем, что человек разделяет наши идеи и ценности. Потом кандидаты проходят тестирование на знание своего предмета.
Финальный этап отбора — открытый урок. Учитель выбирает тему и проводит дистанционный урок, в котором взрослые играют роль учеников. Как правило, это я или мой партнёр, плюс кто-то из руководителей и методистов. Бывает забавно, если приходится изображать, например, третьеклассников: нужно немного вжиться в роль, баловаться и отвлекать учителя, чтобы посмотреть на реакцию.
Не во всех онлайн-школах такой подход к учителям, где-то работают менее опытные педагоги. Где-то уроки уже записаны заранее, поэтому потребности в большом штате постоянных учителей нет. Это сложно проверить, не проучившись в конкретной онлайн-школе. Как и всегда в образовании, нужно критически подходить к выбору педагогов и изучить несколько вариантов.