Только ленивый родитель сегодня не жалуется на то, что ребенок проводит все свободное время за компьютером, предпочитая его прогулкам, играм со сверстниками, еде и сну. Почему компьютерные игры так привлекательны для ребенка и можно ли как-то ослабить нездоровую привязанность? Рассказывает психолог Ольга Маховская.
Давайте признаемся: до поры до времени нас устраивает то, что наши дети тихо сидят у себя в комнате, играют и не отвлекают нас от домашних дел или отдыха. Более того, мы гордимся тем, что наши дети технически более "продвинуты", чем мы сами. Нас восхищает то, что они не боятся техники, ловко справляются с клавиатурой, преодолевают сложные уровни в играх. Именно этот "комплекс неполноценности" перед компьютером, которого мы не знали в детстве, заставляет с восторгом и опаской относиться к увлечению наших детей.
В то же самое время мы видим, что дети "уходят в компьютер с головой", теряя интерес к творчеству и ролевым играм. Соответственно, у них не развиваются воображение и эмпатия (способность сопереживать). Механический перебор вариантов, высокая эмоциональная вовлеченность в игру — и полное равнодушие к мнениям и чувствам всех, кто не играет! Может, им не нужно покупать компьютеры, пока не окрепнет психика?
Клинические психологи дают нам шанс: предрасположенность к игровой зависимости обнаруживается только у 5 процентов детей. Остальные могут быть отнесены к "педагогически запущенным"... Значит, можно исправить ситуацию!
Умею играть на компьютере, но не умею говорить
Однажды папа-программист взял свою 3-летнюю дочку Дину на колени и показал простую компьютерную игру. Дина ловко освоила клавиатуру. Родители решили поддержать одаренного ребенка: ей была куплена собственная приставка... Дина сосредоточенно играла, радуя всех своими достижениями, упорством, умением концентрироваться.
Беспокойство родителей проявилось только через два года. В пять лет девочка не только не научилась читать, отказываясь от занятий; она не научилась членораздельно говорить. Конечно, родители ее понимали, но остальные...
Логопед в детском саду поставил диагноз "дислексия", а психолог предположил элементарную педагогическую запущенность, обратив внимание на то, что с девочкой трудно установить даже зрительный контакт: она ищет глазами компьютер и не обращает внимания на слова и реакции людей.
Когда родители стали ограничивать компьютер, у Дины начались истерики. В истерику впали и родители... На исправление ситуации ушло два года методичной совместной работы родителей и специалистов.
Что происходит? Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения сформируются сами. Это ошибка: компьютер — сложное устройство, но требует простых моторных навыков и зрительного контроля.
Кроме того, почти каждое действие в игре подкрепляется удовольствием от приближения к призу. Так построены все азартные игры! Да, компьютерные игры не столько интеллектуальное занятие, сколько способ получения выигрыша, награды легким путем!
Легкость, с которой ребенок привыкает получать результат, может стать привычкой, а потом и образом жизни. После того как привычки сформированы, а игра за компьютером стала единственным способом поддержать положительную самооценку, вы нарветесь на детское упрямство, агрессию или апатию, пытаясь взывать к разуму. Ребенок замкнется, предпочтет жить со своей страстью в одиночестве.
Альтернативой может быть только любовь и внимание. Одиночество за монитором можно вытеснить интересными совместными занятиями, но начать придется с совместной игры на компьютере. Так мы дадим понять, что нам важны интересы и чувства ребенка.
Не умею играть на компьютере, и надо мной смеются в школе
Родители 9-летней Даши с самого начала заняли принципиальную позицию: пока ребенок не вырастет — никаких компьютеров! Детям трудно справляться со своими страстями, родителям некогда контролировать время за монитором... Да и для здоровья лучше — никаких сколиозов, ожирений, близорукости, о чем предупреждает пресса...
Даша была скромной девочкой и никогда не просила, чтобы ей купили компьютер. Она очень хорошо училась и надеялась, что за прилежание когда-нибудь будет вознаграждена. Но в третьем классе что-то случилось... Даша стала болеть, жаловаться на головную боль, просить, чтобы ее оставили дома, а потом и вовсе отказалась ходить в школу, не желая отвечать, почему.
Психолог предположил депрессию. И только через три занятия стала ясна причина: над Дашей смеялись в классе, потому что она не умела играть на компьютере и уверяла, что от компьютера можно заболеть и даже умереть. "Ты хотела бы, чтобы у тебя был компьютер?" — спросила психолог. Даша разрыдалась: "Мне никогда его не купят!".
Что происходит? История с Дашей разрешилась после того, как школьный психолог показал девочке, как управлять курсором, как играть, как искать информацию... На самом деле психолог вернул девочку в школьный контекст, из которого она выпала
В воспитании нужно придерживаться некоторого оптимума. Компьютер сам по себе не создает проблем; проблемы возникают из-за того, что ему уделяют чрезмерное внимание или игнорируют. В первом случае проявляется опасная гиперопека по отношению к ребенку, во втором — отказ учитывать его интересы, отслеживать школьную ситуацию, поддерживать в минуты отчаяния. Ведь родители Даши так и не купили ей компьютер...
Почему дети подвержены компьютерной зависимости
Как мы видим, компьютер включен в семейные отношения. Компьютерная зависимость (готовность проводить неограниченное время за монитором) поддерживается разными мотивами. Вот некоторые из них.
- Компьютер компенсирует недостаток внимания и любви. Компьютерные игры всегда сопровождаются положительными эмоциями, а общение с родителями — далеко не всегда. На фоне компьютерных игр общение в семье может выглядеть блеклым, неинтересным. Признаемся, что до сих пор мы не стремились быть интересными для своих детей. Ведь их потребность в нашей защите, поддержке и любви и так очевидна...
- Компьютер чрезвычайно расширяет возможности ребенка. Посредством простых манипуляций он может управлять мирами, переходить из одного пространства в другое, вести себя экспансивно. Именно эти стороны совместных ролевых игр привлекают мальчиков. Девочек интересуют отношения между персонажами, нюансы поведения.
- Удовольствие от игры контрастирует со строгим воспитанием. Игра взывает к интересу ребенка, расширяет его возможности, вознаграждает за скорость реакций. Строгий родитель, напротив, контролирует ребенка, чтобы тот не переходил границ дозволенного, исполнял внешние требования, и наказывает за отступление от "программы". Очевидно, что в любовном треугольнике "ребенок-компьютер-родитель" у родителя мало шансов на абсолютный и единоличный успех. Но успех можно разделить с компьютером, если заставить его работать на свой авторитет.
- Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер — просто волшебное избавление от скуки. Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации. Их математические способности будут обнаружены, но, скорее всего, гораздо позже, когда в школе начнут предлагать по-настоящему серьезные задачи!
- Компьютер — показатель статуса ребенка среди сверстников. Дети чувствуют себя включенными в жизнь группы, если понимают, о чем говорят вокруг. Сегодня во многих школах домашние задания рассчитаны на наличие интернета. Мы не уверены, что это правильно, но это наше ближайшее будущее.
- Стоит напомнить, что компьютерная игромания стимулируется извне. Недостаток любви, детское одиночество, нежелание родителей напрягаться и тратить время на детей выталкивают детей в компьютерное пространство. Дети привыкают жить без человеческого тепла — на искусственных, но сильных эмоциях игрового азарта.
Компьютерные игры могут вытеснять нормальные человеческие отношения, стать суррогатом любви, эмоциональным допингом, а в результате — блокировать развитие ребенка, лишить его многих других радостей жизни. Поэтому нужно методически "ставить компьютер на место", снижать его ценность до технического устройства, которое лишь помогает решать поставленные задачи. Сделать это можно, только начав играть с детьми! А на смену игре придут и более сложные формы взаимодействия с миром посредством компьютерной связи.
Как ограничить время за компьютером?
Вы, конечно же, знаете нормы экранного времени для каждого возраста. Дошкольникам рекомендуется проводить за монитором (планшетом, смартфоном) не более получаса в день; тем, кто уже умеет читать и писать, — час; младшим школьникам — полтора часа ежедневно. Но как научить ребенка соблюдать установленную норму?
Навык контроля времени должен формироваться, как только ребенок впервые оказался перед монитором. Есть простой прием. Расскажите малышу сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но каждый раз, когда объедалась, ей становилось плохо. И тогда мама-обезьянка взяла самый большой апельсин и разделила его на дольки — по одной на каждый день и по две на выходные. Ведь в апельсине 9 долек!
Эту притчу вы легко сможете продемонстрировать. А еще лучше нарисовать домашний календарь, где напротив каждого дня будет нарисована аппетитная долька... Одна долька — полчаса! Пусть ребенок сам делает пометки и учится управлять своим временем.