Почему ради игры на компьютере они готовы на все? 6 причин

У детей – компьютерная зависимость, у родителей – комплекс неполноценности

Только ленивый родитель сегодня не жалуется на то, что ребенок проводит все свободное время за компьютером, предпочитая его прогулкам, играм со сверстниками, еде и сну. Почему компьютерные игры так привлекательны для ребенка и можно ли как-то ослабить нездоровую привязанность? Рассказывает психолог Ольга Маховская.

Как ограничить время за компьютером?

Давайте признаемся: до поры до времени нас устраивает то, что наши дети тихо сидят у себя в комнате, играют и не отвлекают нас от домашних дел или отдыха. Более того, мы гордимся тем, что наши дети технически более "продвинуты", чем мы сами. Нас восхищает то, что они не боятся техники, ловко справляются с клавиатурой, преодолевают сложные уровни в играх. Именно этот "комплекс неполноценности" перед компьютером, которого мы не знали в детстве, заставляет с восторгом и опаской относиться к увлечению наших детей.

В то же самое время мы видим, что дети "уходят в компьютер с головой", теряя интерес к творчеству и ролевым играм. Соответственно, у них не развиваются воображение и эмпатия (способность сопереживать). Механический перебор вариантов, высокая эмоциональная вовлеченность в игру — и полное равнодушие к мнениям и чувствам всех, кто не играет! Может, им не нужно покупать компьютеры, пока не окрепнет психика?

Клинические психологи дают нам шанс: предрасположенность к игровой зависимости обнаруживается только у 5 процентов детей. Остальные могут быть отнесены к "педагогически запущенным"... Значит, можно исправить ситуацию!

Умею играть на компьютере, но не умею говорить

Однажды папа-программист взял свою 3-летнюю дочку Дину на колени и показал простую компьютерную игру. Дина ловко освоила клавиатуру. Родители решили поддержать одаренного ребенка: ей была куплена собственная приставка... Дина сосредоточенно играла, радуя всех своими достижениями, упорством, умением концентрироваться.

Беспокойство родителей проявилось только через два года. В пять лет девочка не только не научилась читать, отказываясь от занятий; она не научилась членораздельно говорить. Конечно, родители ее понимали, но остальные...

Логопед в детском саду поставил диагноз "дислексия", а психолог предположил элементарную педагогическую запущенность, обратив внимание на то, что с девочкой трудно установить даже зрительный контакт: она ищет глазами компьютер и не обращает внимания на слова и реакции людей.

Когда родители стали ограничивать компьютер, у Дины начались истерики. В истерику впали и родители... На исправление ситуации ушло два года методичной совместной работы родителей и специалистов.



Что происходит? Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения сформируются сами. Это ошибка: компьютер — сложное устройство, но требует простых моторных навыков и зрительного контроля.

Кроме того, почти каждое действие в игре подкрепляется удовольствием от приближения к призу. Так построены все азартные игры! Да, компьютерные игры не столько интеллектуальное занятие, сколько способ получения выигрыша, награды легким путем!

Легкость, с которой ребенок привыкает получать результат, может стать привычкой, а потом и образом жизни. После того как привычки сформированы, а игра за компьютером стала единственным способом поддержать положительную самооценку, вы нарветесь на детское упрямство, агрессию или апатию, пытаясь взывать к разуму. Ребенок замкнется, предпочтет жить со своей страстью в одиночестве.

Альтернативой может быть только любовь и внимание. Одиночество за монитором можно вытеснить интересными совместными занятиями, но начать придется с совместной игры на компьютере. Так мы дадим понять, что нам важны интересы и чувства ребенка.

Не умею играть на компьютере, и надо мной смеются в школе

Родители 9-летней Даши с самого начала заняли принципиальную позицию: пока ребенок не вырастет — никаких компьютеров! Детям трудно справляться со своими страстями, родителям некогда контролировать время за монитором... Да и для здоровья лучше — никаких сколиозов, ожирений, близорукости, о чем предупреждает пресса...

Даша была скромной девочкой и никогда не просила, чтобы ей купили компьютер. Она очень хорошо училась и надеялась, что за прилежание когда-нибудь будет вознаграждена. Но в третьем классе что-то случилось... Даша стала болеть, жаловаться на головную боль, просить, чтобы ее оставили дома, а потом и вовсе отказалась ходить в школу, не желая отвечать, почему.

Психолог предположил депрессию. И только через три занятия стала ясна причина: над Дашей смеялись в классе, потому что она не умела играть на компьютере и уверяла, что от компьютера можно заболеть и даже умереть. "Ты хотела бы, чтобы у тебя был компьютер?" — спросила психолог. Даша разрыдалась: "Мне никогда его не купят!".

Что происходит? История с Дашей разрешилась после того, как школьный психолог показал девочке, как управлять курсором, как играть, как искать информацию... На самом деле психолог вернул девочку в школьный контекст, из которого она выпала

В воспитании нужно придерживаться некоторого оптимума. Компьютер сам по себе не создает проблем; проблемы возникают из-за того, что ему уделяют чрезмерное внимание или игнорируют. В первом случае проявляется опасная гиперопека по отношению к ребенку, во втором — отказ учитывать его интересы, отслеживать школьную ситуацию, поддерживать в минуты отчаяния. Ведь родители Даши так и не купили ей компьютер...

Почему дети подвержены компьютерной зависимости

Почему дети подвержены компьютерной зависимости

Как мы видим, компьютер включен в семейные отношения. Компьютерная зависимость (готовность проводить неограниченное время за монитором) поддерживается разными мотивами. Вот некоторые из них.

  1. Компьютер компенсирует недостаток внимания и любви. Компьютерные игры всегда сопровождаются положительными эмоциями, а общение с родителями — далеко не всегда. На фоне компьютерных игр общение в семье может выглядеть блеклым, неинтересным. Признаемся, что до сих пор мы не стремились быть интересными для своих детей. Ведь их потребность в нашей защите, поддержке и любви и так очевидна...
  2. Компьютер чрезвычайно расширяет возможности ребенка. Посредством простых манипуляций он может управлять мирами, переходить из одного пространства в другое, вести себя экспансивно. Именно эти стороны совместных ролевых игр привлекают мальчиков. Девочек интересуют отношения между персонажами, нюансы поведения.
  3. Удовольствие от игры контрастирует со строгим воспитанием. Игра взывает к интересу ребенка, расширяет его возможности, вознаграждает за скорость реакций. Строгий родитель, напротив, контролирует ребенка, чтобы тот не переходил границ дозволенного, исполнял внешние требования, и наказывает за отступление от "программы". Очевидно, что в любовном треугольнике "ребенок-компьютер-родитель" у родителя мало шансов на абсолютный и единоличный успех. Но успех можно разделить с компьютером, если заставить его работать на свой авторитет.
  4. Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер — просто волшебное избавление от скуки. Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации. Их математические способности будут обнаружены, но, скорее всего, гораздо позже, когда в школе начнут предлагать по-настоящему серьезные задачи!
  5. Компьютер — показатель статуса ребенка среди сверстников. Дети чувствуют себя включенными в жизнь группы, если понимают, о чем говорят вокруг. Сегодня во многих школах домашние задания рассчитаны на наличие интернета. Мы не уверены, что это правильно, но это наше ближайшее будущее.
  6. Стоит напомнить, что компьютерная игромания стимулируется извне. Недостаток любви, детское одиночество, нежелание родителей напрягаться и тратить время на детей выталкивают детей в компьютерное пространство. Дети привыкают жить без человеческого тепла — на искусственных, но сильных эмоциях игрового азарта.

Компьютерные игры могут вытеснять нормальные человеческие отношения, стать суррогатом любви, эмоциональным допингом, а в результате — блокировать развитие ребенка, лишить его многих других радостей жизни. Поэтому нужно методически "ставить компьютер на место", снижать его ценность до технического устройства, которое лишь помогает решать поставленные задачи. Сделать это можно, только начав играть с детьми! А на смену игре придут и более сложные формы взаимодействия с миром посредством компьютерной связи.

Как ограничить время за компьютером?

Вы, конечно же, знаете нормы экранного времени для каждого возраста. Дошкольникам рекомендуется проводить за монитором (планшетом, смартфоном) не более получаса в день; тем, кто уже умеет читать и писать, — час; младшим школьникам — полтора часа ежедневно. Но как научить ребенка соблюдать установленную норму?

Навык контроля времени должен формироваться, как только ребенок впервые оказался перед монитором. Есть простой прием. Расскажите малышу сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но каждый раз, когда объедалась, ей становилось плохо. И тогда мама-обезьянка взяла самый большой апельсин и разделила его на дольки — по одной на каждый день и по две на выходные. Ведь в апельсине 9 долек!

Эту притчу вы легко сможете продемонстрировать. А еще лучше нарисовать домашний календарь, где напротив каждого дня будет нарисована аппетитная долька... Одна долька — полчаса! Пусть ребенок сам делает пометки и учится управлять своим временем.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Почему ради игры на компьютере они готовы на все? 6 причин"

Вы не авторизованы.

Человек, играющий в компьютерные игры, никогда не опустится до такой тупой и банальной писанины. Автору следует напомнить, что когда коту делать нечего, он яйца лижет!
Игры, господа, бывают разные. В том числе и не компьютерные игры это не только шахматы или гольф, но, например, и популярная в послевоенные годы в пионерских лагерях игра в паровоз. Уверен, что даже автор ентой книги предпочла бы, чтоб ее ребенок играл на компе в самую гнусную стрелялку, но не был как минимум машинистом или семафором в игре в паровоз.
Впрочем, если найдутся желающие любой ценой отвлечь ребенка от компьютера, излагаю правила игры! Играющих не менее семи человек. Большинство изображает из себя колеса, паровой котел и пр. Но находятся два незнакомых с правилами новичка, которые с радостью соглашаются стать машинистом и семафором. Машиниста сажают на спину, скажем, паровозного котла, колеса поддерживают машиниста и сидящего перед ним со спущенными штанами семафора.
Когда паровоз начинает ехать, нос машиниста заталкивают прямо в семафор и некоторое время (пока машинист не начинает задыхаться) удерживают в таком положении. Потом, на короткое время, освобождают, чтобы машинист глотнул воздуха.
В результате появляется характерный для паровоза звук "чуфффф-чуффф-чуфффф"!!! Всем весело, особенно машинисту.
Это я к тому, что если детскими играми не руководят взрослые, то они и без компа в такие игры станут играть, что лучше уж круглые сутки комп! Саим надо компьютер осваивать, а не надеяться на детскую самодеятельность.
Опишу еще игры из моего школьного детства. Итак, во что играли 12-15-летние мальчики и девочки в советской школе.
Кавалеристы. Один садится на плечи другому, снимает с ноги кроссовок и орудует им как саблей, стараясь по сильнее огреть соперника или его коня. Сражения, конечно, были не одиночными, иногда даже класс на класс.
В слона. Один становится раком, а остальные с разбегу запрыгивают ему на хребет, пока весь образующийся слон не рухнет.
В пендали. Все стоят вдоль стенок, прижимаясь к ним задами. Стоят и ждут, когда кто нибудь оторвет от стенки свой зад (ну мало ли куда ему надо). Тут надо изловчиться и дать ему пинка по сильнее, стараясь при этом не получить пинка самому - тут каждый за себя.
Девочки однажды стали играть в нечто подобное, но они не пинались, а задирали друг другу юбки. Правда данная игра была быстро пресечена администрацией школы как аморальная.
Колоть друг друга козьей ножкой или на худой конец циркулем в зад во время урока.
Просто кого нибудь ловить, а потом не сильно бить, чтоб резвее убегал.
Ну и, конечно, взрывать бомбы в школьном дворе на переменах, это уже для ребят по старше. Или магниевые или из селитры.
Но это была продвинутая школа в кооперативных домах научно-исследовательских институтов. В менее рафинированной школе в Измайлово, где я учился до третьего класса, на продленке младшеклассники уходили в лес и просто дрались стенка на стенку на палках. Одна палка была железная с набалдашником и переходила от клана к клану как ценный военный трофей и грозное оружие. Переходила из рук в руки двух совершенно отмороженных двоечников, так как остальным была страшно приближаться к бойцу, размаивающему самой настоящей боевой булавой. Где болтались в это время учителя-воспитатели, Бог весть, наверное, белок кормили.
А вы говорите гаджеты! Вы то думали, что они от чтения русской классики серебряного века отвлекают, да?:) Тогда просто вспомните свое детство (еще до спецшколы).
2018-04-01, vbr2011
<Беспокойство родителей проявилось только через два года. В пять лет девочка не только не научилась читать...>

Да, конечно, если девочки не умеют читать в пять лет, виновен комп! Это же всем известно!

Дальше статью можно не читать, все в том же духе... Гаджеты зло. Пора защищать диссертацию на тему "почему в пять лет девочки не умеют читать и кто виноват" .

Девочка "отказывалась от занятий" чтения. В пять лет! Вернее в четыре года, так как к пяти так и не научилась. Да как могла!

Автор даже ни на секунду не усомнилась о своем придуманном мире и статье "засилья вредных гаджетов".
В то время как дети сидя за компами САМИ быстро учатся читать и считать, так как чтобы играть, нужно, как ни странно, уметь читать и считать.
2018-03-30, Lussi01
Абсолютно согласна.
Про то как страшно было ходить в одиночку по чужому району все давно и прочно забыли, а кажется, что вроде бы до маразма далеко...
Игры вышеперечисленные были, ровно как и другие опасные развлечения.
В фильме Брат-2 главный герой делает из подручных средств самострел, сама держала подобный в руках, братья делали, обычное дело, с оружием много игрались.
Прыжки в снег с крыш гаражей... Из шарика из пинг понга можно было сделать отличную дымовую шашку, дым получался едкий вдыхать его не стоило, реальная отрава.
О некоторых развлечениях только слышала, но предпочла бы не слышать никогда.
2018-04-11, av10
Подмена понятий. Автор рассматривает компьютер только как гаджет для игр. А есть ещё мультфильмы, научно-популярные фильмы о природе, космосе, технике, мастер-классы, выкройки и инструкции поделок, раскраски и ребусы, которые можно распечатать, интернет-магазины, где вместе с родителями ребёнок может выбрать игрушки, одежду и др. товары ...
Плохому танцору игры мешают)))
2018-03-31, Оранжевое настроение
нет. Не смотрят дети без подачи родителей все вами перечисленное, какие там научно-популярные. Максимум -видеоканалы левой рукой сделанные неизвестно кем. Все, что вы перечислили - открывается только по надобности - в школе задали, подарок нужно сделать и т.п. А самостоятельно большинство чисто развлекается, а не познает.
2018-04-10, Oazis
ну потому что это затягивает) а мальчики и мужчины не могут без игр))
2018-08-15, lkapricco
Поделитесь:

30.03.2018
Обновлено 30.03.2018
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Забираю планшет – ребенок в истерике. Что делать?
Забираю планшет – ребенок в истерике. Что делать?
Вред компьютерных игр, о котором не знают родители
Ребенок выводит из себя? 5 шагов к хорошему поведению
Ребенок выводит из себя? 5 шагов к хорошему поведению
Как перестать наказывать ребенка за плохое поведение
Ребенок в телефоне и за компьютером: регулировать ли время?
Ребенок в телефоне и за компьютером: регулировать ли время?
Дети и гаджеты: сколько вы разрешаете и сколько они пользуются телефоном и компьютером на самом деле
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!