Почему дети не читают, или Достоевский — классный чувак

Мечтаете о ребенке с книгой в руках? Три секрета любви к чтению.

Утверждение о том, что современные дети не читают — не более чем миф. Дети очень разные. Пожалуй, верно лишь утверждение, что современным детям меньше нравится читать, чем их сверстникам 30 и 20 лет назад. И на это есть объективные причины.

Все педагоги и психологи сходятся в том, что чтение — огромный труд. Казалось бы: что сложного для человека, знающего буквы, складывать из них слова, а из слов — предложения?! На самом деле, чтение — процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга. И если одна из зон "тормозит" или "пробуксовывает", чтение из наслаждения превращается в наказание. Дошколенок или младший школьник напряженно складывает буквы в слова, но не понимает смысла прочитанного. В более старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс, когда подросток ухватывает только внешнюю линию событий, не "прочитывая" подтекст, не понимая философии автора.

Почему дети не читают, или Достоевский – классный чувак

Пример перед глазами

Педагог Татьяна Ильина хорошо обосновывает еще одну причину, по которой дети не любят или не приучены читать. Эту причину можно назвать социальной, семейной или педагогической, и звучит она очень просто: не будет читать тот ребенок, который не видит рядом с собой читающего взрослого — маму или папу.

— При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, — тогда и в его жизнь они войдут. Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению, — уверена Татьяна Ильина.

Вы уже задумались над тем, как часто ваши дети видят вас с книжкой в руках? Если да, вот вам еще пища для раздумий: где в вашем доме стоят книги и сколько места они занимают?



Специалисты бьют тревогу — сегодня немало семей, в которых книг нет вообще: "лишний пылесборник". И учителя началки, задающие на дом выучить стихотворение Маршака или прочитать рассказ Бианки, уже не удивляются ответу, что ребенок... не нашел такую книгу. Дома ее нет, у соседей тоже. А в библиотеку никто из членов семьи не записан.

Времена, когда бережно собирали макулатуру, чтобы, выстояв огромную очередь, получить заветный томик Мопассана, канули в прошлое вместе с модой на домашние библиотеки, витиеватые экслибрисы и т.д.

Другой вариант — когда книжные полки ломятся под тяжестью прекрасно изданных энциклопедий по любым отраслям знаний.

Ребенка, с интересом "проглатывающего" их, нельзя назвать нечитающим — он может поразить собеседника совершенно неожиданной для его возраста эрудицией. Но при этом ему очень трудно пересказать цепочку событий, проанализировать мотивы поступков героев рассказа, высказать свое отношение к прочитанному.

Так что дело не только в том, чтобы просто научить ребенка читать, но и влиять на то, когда, как и что он читает.

Так ли уж дела плохи?

Бытует мнение, что сегодня в детской и молодежной среде (в читающей ее части) популярны такие не очень уважаемые серьезными читателями и педагогами жанры, как фэнтези, легкий детектив и развлекательная литература. Классику читают исключительно по настоянию взрослых, только в рамках школьной программы, а порой еще и в сокращенном варианте.

Так ли все обстоит на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, я пошла в юношескую библиотеку, где кропотливо ведут тетрадь с отзывами своих посетителей о прочитанных книжках.

Почему дети не читают, или Достоевский – классный чувак

А. пишет: "Из рассказов Дмитрия Глуховского мне особенно понравился „Когда ты один“, как он описывает страх, который мы ощущаем у себя внутри. А еще понравились рассказы: „Восемь минут“ и „История одной собаки“. Душевные! Они так сильно трогают душу, как будто ты перемещаешься туда, как будто это с тобой происходит, а не с кем-то другим". (Ошибки не исправляем и сохраняем орфографию и стиль авторов отзывов — Е.К.)

Незримая собеседница соглашается: "Точно! И мне „Восемь минут“ понравился за то, что я полностью прониклась в этот рассказ. Я ощущала то, что люди чувствуют, когда им осталось всего лишь восемь минут".

Здесь вообще идет живое общение, как в чате, и никого не волнует, что предыдущая запись на эту тему могла быть оставлена пару недель или даже год назад.

"Хроники Нарнии" читать так сложно, что, ребята, назад в кинотеатр!" — призывает Саня. С ним спорит Настя: "Ничего подобного! „Хроники Нарнии“ читаются легко, непринужденно. Это же — детская книга, а детские книги — одни из самых интересных. Так что читайте, читайте и читайте!"

Некто Н. пишет: "Кому понравилась „Лолита“ Набокова? Классная книга! Говорю это тому, кто знает толк в художественной литературе".

Ей отвечают: "Мне „Лолита“ запала в душу. С нее лучше всего начинать знакомство с Набоковым. Его стиль — это невероятно интересно". И тут же следует предложение: "Кто ты? Давай поговорим!.."

Еще советуют прочесть "Степфордских жен" Айры Левина, "Пса, который говорил с богами" Дайаны Джессап, книги Крапивина, Сэлинджера, "Очарованного странника" Лескова, стихи Окуджавы и Губермана. Что касается фантастики, то тут, безусловно, лидируют Стругацкие и Макс Фрай. А из школьной классики встречается только Федор Михайлович, вот в таком контексте:

"Достоевский — классный чувак. „Преступление и наказание“ и „Идиот“ — очень хорошие книги. Я раньше считала, что это скучно, но это неправда. На самом деле рекомендую всем прочитать!"

Так что, господа, не все так просто с предпочтениями наших детей. Может, проблема не в том, что дети не читают, а в том, что мы мало с ними разговариваем о том, что они читают?

Что делать?

Как не навязывая, не принуждая, привить ребенку с малолетства привычку к чтению?

Если мы говорим о возрасте от нуля до трех (имея в виду не мамины колыбельные, стишки, потешки, первые сказки, а именно обучение, будь то карточки Домана или другие методики), то тут существуют два полярных мнения.

Большинство психологов и педагогов уверены, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает. Другие же считают, что раннее обучение ребенка — это не попытка "лишить его радостного детства", а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации.

Опытом делится Татьяна Ильина:

— Лично я придерживаюсь "золотой середины" — троих из своих четырех детей я начала всерьез обучать в возрасте лет четырех. К первому классу все они уже бегло читали. Самому младшему сейчас три с половиной, и он пока знает только три буквы: "свою" букву Д (поскольку он — Дима), мамину — М и самую певучую букву А.

Что касается возраста четырех-пяти лет, то, по мнению большинства специалистов, он — самый подходящий.

Почему дети не читают, или Достоевский – классный чувак

Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7–8. Пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным, и его экспериментаторский интерес пропадает. Словом, учить четырехлеток — надо, но с умом и исключительно в игровой форме.

Привычка — лучший помощник

К сожалению, в наше время, как отмечает Татьяна Ильина, почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Но почему бы не попытаться ее возродить, хотя бы в рамках одной семьи — своей? Пример читающих бабушек, дедушек, родителей, сестер и братьев — отличное поле, на котором будет взращиваться интерес малыша к книге. Второе: в доме обязательно должны быть книги. Причем даже двухлетний малыш должен иметь полочку со СВОИМИ книжками, в которых он пока изучает только картинки.

За советом, как действовать дальше, обратимся к работам психолога Екатерины Мурашовой. Она рекомендует:

  1. Если вы хотите, чтобы ваш повзрослевший ребенок "нес с базара Белинского и Гоголя", зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским, придется потрудиться. Для начала — забыть о комиксах и журналах с наклейками.
    Читайте вслух маленькому ребенку детскую "классику", приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские — сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.
  2. Начиная с пяти-шести лет, плотно переходите к историческим повестям для детей ("Приключения первобытного мальчика", "Листы каменной книги"), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, "Маленький лорд Фаунтлерой", "Без семьи" и т.д.).
    Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить.
    Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет, вы проявляете хитрость.
  3. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет "ждать милостей от природы" и возьмет их сам.
  4. Дальше ваша задача — осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас Бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто "выползать" из шкафов.
    Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала "первая" книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. "Волшебник Изумрудного города"? Вот тебе продолжение! И так далее.
  5. Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки.
    Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего "Властелина колец", познавательные приключенческие романы Жюля Верна и "Чайку по имени Джонатан Ливингстон". Наши дети — очень талантливые, надо только помочь их талантам раскрыться.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Почему дети не читают, или Достоевский — классный чувак"

Вы не авторизованы.

ИМХО - дети все разные, и любовь к чтению зависит от темперамента. Хотя, конечно, если не предоставить возможность (библиотека или покупка книг), то ребенок сам по себе вдруг не начнет "читать запоем".
Наша семья - очень много читающая мама, периодически читающий папа (в отпуске), чрезвычайно много читающий сын 11 лет (дошло до того, что мы его пытаемся ОТУЧИТЬ так много читать и ЗАСТАВЛЯЕМ иногда играть на приставке). И читающая из-под палки 8-летняя дочка. Вторая дочка, 2,5 лет, не пойдет спать если ей не прочитать 3-4 детские книжки перед сном (полчаса примерно).

Читали детям если не с рождения, то с годика - точно. Перед сном, по полчаса... Отнюдь не классику, а веселые и красочные детские книжки.

Самостоятельно читать дети начали в первом классе, в 6 лет. С 6 и до 8 лет, кроме школьной программы, читали что угодно, в основном - комиксы, и опять таки красочные детские книги.

А лет в 8 старший сын обнаружил Гарри Поттера. И за одно лето прочел все 7 книг. (причем, мог четко пересказать все детали 7й книги, в то время как я сомневалась что он хотя бы половину понял. понял все прекрасно).
С тех пор - читает не просто запоем - а "за всем". Когда завязывает шнурки на ботинках, в туалете, на переменках в школе, в самолете может прочесть книгу в 500 страниц. Раз в ресторане за три часа прочел здоровущую книгу (это наши "рекорды" абсурдной любви к чтению). Уровень его чтения сейчас- для 16 и старше лет. Все что есть в наших магазинах и библиотеках для 10-12 и 12+ лет - он перечитал. (счет идет на сотни книг!) Читает в основном фэнтези, приключенческие исторические романы, шпионские романы. Русскую классику на нашем языке найти сложно, так что и не читал. А вот Акунина - все что выпущено на нидерландском языке - прочел.
Если мы едем в отпуск - то книг берем с собой ровно по количеству дней. Да и то есть риск что ему не хватит. Часто папа и сын читают одну и ту же серию.
А второй ребенок - дочка, 8 лет - ЧИТАТЬ НЕ ХОЧЕТ. Покупаем ей красочные книжки, веселые, о принцессах, ведьмочках, эльфах и т.п. - все что она любит. Да она сама их выбирает. На практике - она прочитывает каждую неделю минимум одну книжку около 100 страниц, помимо школьной программы. НО - она не хочет! Ей не интересно! Ее нужно заставлять, напоминать и .т.п. Вот комиксы она тоже читает запоем.
Совершенно другой ребенок.

Старший сын, по-моему, убегает от реальности в книжный мир. Младшая - живет тут и сейчас. Ей не нужны выдуманные миры. Либо она просто не нашла еще такого выдуманного мира, где ей бы хотелось застрять.

Так что, имхо - все полностью зависит от самого ребенка. А все что можете сделать вы - это предоставить возможности.
Но я бы не принуждала ребенка читать только классику. Жизнь должна быть не только "правильной", но и красочной и интересной.
2012-11-09, НаталияБел
<Специалисты бьют тревогу — сегодня немало семей, в которых книг нет вообще: "лишний пылесборник".>

Специалисты отстали от времени и задержались в прошлой эпохе.
Я большую часть книг отнесла в библиотеку. Остальную часть пока не дает отнести муж, хотя худ литературу никто с полок дома не берет. У нас все читают с электронных книг. Удобнее во сто крат. Так что да, пылесборник. И это не значит, что в семье не читают.
С другой стороны непонятно какие специалисты, кто они такие, проводился ли опрос. Где его данные и откуда такие выводы. Или это домыслы автора статьи...

<Бытует мнение, что сегодня в детской и молодежной среде (в читающей ее части) популярны такие не очень уважаемые серьезными читателями и педагогами, жанры как фэнтези, легкий детектив и развлекательная литература>

Видимо действительно "бытует мнение", не понятно правда у кого. И не понятно кто такие "серьезные читатели" (что за каста такая?) и уж тем более педагоги (их спрашивали? где статистика?).

Любое худ произведение это фантазия автора. Т.е. все это сказки, только для взрослых. Одни авторы становятся классиками, другие нет, только из-за умения красиво и интересно излагать свои мысли/фантазии и события, и раскрывать образы героев.

Так что "Мастер и Маргариту" Булгакова, как и Гоголя с Жюль Верном, спокойно можно отнести к фэнтези. И видимо тогда "серьезным читателям", как и гипотетическим педагогам лучше произведения этих авторов не брать в руки.
Что подразумевает Алена А. под "легким детективом" и "развлекательной литературой" мне понять не удалось.

Советы психолога Екатерины Мурашовой очень по делу. Все что до этого, имхо, очень сомнительные утверждения.
2012-10-28, Lussi01
То же самое и с первым, и со вторым ребенком. Читаю на ночь каждый день по 30-45 минут. Старший стал читать себе сам с 6 лет, когда родился брат. Отказ почитать книжку на ночь- страшное наказание, доводящее до слез. Пришлось смириться с выбором книжек (ребенок сам выбирает книжку, я могу только предложить, но не настаивать). Так, старшему сыну я читала детскую геометрию, строительные машины, логопедические задачи. Сейчас в 12 лет он читает на ночь журналы Наука в фокусе, Популярная механика, учебник физики для средней школы, занимательную орфографию, котов-воителей, образовательную мангу - механика, электричество, вселенная. Классику читает исключительно для школы. Читает ее легко, понимает, пишет отличные сочинения. Для себя не читает классику никогда. У младшего до сих пор любимые Смешарик-букварик, смешарик-считарик и т.д. Сейчас перешли на энциклопедии. Книги дома везде, регулярно покупаются, часто ходим в книжный, чтобы ребенок сам полистал и выбрал. В общем, поддерживаю интерес к книгам как могу, никогда не настаиваю, предлагаю и подсовываю что-то новое. Дети делают свой, странный на мой взгляд выбор, но ведь читают!
2013-01-16, Самира
<Потому что в гробу он видал этот серый текст на экране электронной книги>

)) Наверное очень зависит от ребенка. Для меня в детстве главное были картинки. Моему сыну вообще картинки не интересны. И я именно с электон книги читаю ему где-то с его 4-5 лет. Слушает с удовольствием без всяких картинок. Ему главное сюжет и отношения между героями, а не картинки. И сейчас (7 лет) читает по очереди со мной, но не любит читать, хотя читает бегло.

Книжки бумажные подсовываю, но пока глухо как в танке. Читает только то, что ему интересно - новости, технич данные и работа нужного ему устройства.
Книги ему подобрать трудно, т.к. то, что ему бы очень понравилось это уже достаточно большие по объему произведения, которые пока он просто физически осилить не может.

Да, а с примером перед глазами, согласна полностью. Полно читающих из не читающих семей и наоборот.
Если бы все так было просто то, многие бы тут не задавали вопросы как приучить ребенка полюбить читать. Однако нет заветной волшебной формулы.
2012-10-28, Lussi01
Мы читали ребенку с рождения. Сначала стихи, которые нам нравятся и подходят под настроение, например, Пушкина, Есенина. К 1 году ребенок знал многие детские сказки и стишки для младшего возраста. Ни одного дня без книжек не проходило. Сын обожал их, сам нес, чтобы почитали. Дальше больше, к 2 годам он полюбил слушать еще и аудиосказки. Но мы читали ему постоянно как минимум два раза в день перед сном. Многие книжки он просто знал уже наизусть. В общем, так изо дня в день читали-читали, без книжки лечь спать не представлялось возможным. Может, для кого-то это тяжкий труд, и я знаю таких людей, но для меня это удовольствие. Когда сын пошел в 1 класс, он стал читать сам. Все просто по-моему, дело привычки и, конечно, пример роителей.
2012-10-28, Акелла
Действительно отстали :)) Ибо "не нашел книгу" в наше время может быть только в глухой деревне, куда забыли провести интернет.
С другой стороны, бумажные книги, хотя бы детские, действительно должны быть, иначе ребенок читать не будет. Потому что в гробу он видал этот серый текст на экране электронной книги. А в бумажной - картинки, интересно же; и читать можно хоть с конца, хоть с середины, если начало скучное; и перечитывать любимые места удобно...

А насчет примера перед глазами - сомнительно. У нас с братом одни и те же родители, при детях сидели читали, когда время было (а это когда как); в итоге я читаю в огромных количествах (лет с 8-9), а брат сроду книг, кроме учебников по сопромату, в руки не брал.
2012-10-28, Нэко
Не знаю, может мне повезло, но читать мы учились легко и непринужденно, а еще постепенно. В 2 года знали буквы, в 3 слоги, с 4 читали все кругом: на заборе, на вывесках, рекламах, этикетках... Так что к школе читал очень бегло и осознанно. Но, чесно скажу, я всегда "держала руку на пульсе" - подбирала литературу, ходили в библиотеку, всячески старалась увлечь книгой и всячески отвлекала от телевизора и компа. Это главные враги чтения.
2012-10-28, Акелла
Поделитесь:

28.10.2012
Обновлено 28.10.2012
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
"Сколько страниц ты прочитал?" 7 способов отучить ребенка читать
Дети не читают – или читают больше нас? Детскому чтению посвящается
Любовь к чтению: сначала отбили, потом вернули. От комиксов к книгам
Любовь к чтению: сначала отбили, потом вернули. От комиксов к книгам
Учимся читать: серия книг "Читаем с подсказками" - радость для дошкольников
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!