Одна из причин одиночества человека в Москве — отсутствие возможности узнать другого человека.
Вы можете по одной встрече, по одному разговору, по одному вместе проведенному вечеру узнать человека? Это крайне сложно в принципе, и к тому же очень многие люди довольно закрыты и не спешат обнаружить себя сразу и во всей красе.
Конечно, есть разновидность людей, спешащих быть обнаруженными. Они обозначают очень очевидно свои преимущества, но эти преимущества часто лежат в области поверхностных характеристик, которые, если и цепляют, то цепляют ненадолго.
Настоящие сокровища глубоко скрыты, и открываются они тем, кто умеет быть внимательным к человеку, умеет слышать не только себя, имеет силы приглушить свой собственный блеск, чтобы увидеть сияние рядом.
И это крайне сложно сделать в наших условиях, когда вся наша жизнь превратилась в одно сплошное speed dating.
Вы встречаете человека, и ваш разум изначально считывает только самые очевидные признаки : внешность (которая бывает обманчива), умение общаться (которое может быть маской), темы общения (которые могут быть заданы не настоящим желанием человека на них общаться, а социально обусловленной необходимостью соответствия определенным обстоятельствам), поведение при встрече (самая изменчивая характеристика). Дополнительно вы, конечно, можете задать вопросы, но, скорее всего, получите на них строго отфильтрованные, заученные ответы, обкатанные в социальных коммуникациях разного уровня.
Настоящая симпатия рождается от достаточно продолжительного со-взаимодействия, от осмысленного наблюдения, от считывания того, что человек не контролирует, или того, что он не использует для первоначального впечатления, от той информации, которую человек, доверившись вам, позволяет о нем узнать. А доверие и искренность получить очень сложно. И, совершенно ясно, что это происходит небыстро.
Ваше первое впечатление останется неизменным, если вы только не захотите, или, что чаще всего происходит в наше время, не сможете узнать человека лучше.
Моя подруга Ира часто нравится мужчинам. Та Ира, которая является результатом биологического стечения обстоятельств и её тотальной закрытости — красота от природы и гротескно-яркое поведение от желания обезопасить себя настоящую. Ира сыпет остротами и умностями, которые характеризуют её настоящее, как характеризуют Леди Гаги её сумасшедшие сценические костюмы. "Пусть лучше плюнут в сценический костюм, чем в душу", — говорит моя подруга. В душу больнее. Поэтому Ира привычно надевает костюм яркой, громкоголосой женщины и идет в мир, оставляя дома все то, что любят её близкие, и что любили те немногочисленные мужчины, которые сумели увидеть её настоящую за всей этой карнавальной мишурой, и у которых, помимо желания увидеть, была еще такая возможность. В итоге Ира стабильно имеет в кругу поклонников любителей ярких, краткосрочных романов, симпатия которых сформировалась исключительно под влиянием Ириных внешних данных. Она глубоко страдает от того, что ни один из её мужчин никогда не говорил с ней по душам, не обсуждал так любимого ею Достоевского, не ждал от неё тепла и человеческой поддержки, на которые она щедра, но эта щедрость ею обнаруживается далеко не сразу. А на более длительное узнавание у занятых Ириных поклонников (ярких женщин очень часто любят деловые, занятые мужчины) — просто нет времени.
В условиях стремительной, сиюминутной жизни мегаполиса возможность увидеть "не сразу" крайне редка. Поэтому так много одиноких и достойных в этом городе. Их просто не увидели. Вот так вот неудачно сложились обстоятельства.
Некоторые боятся одиночества очень сильно и предпринимают превентивные меры против собственной незамеченности. Отсюда и стремление гротескного самовыражения и желание скорее обозначить всего себя.
А некоторые не хотят или не умеют включать "ближний свет" и слепить всех в радиусе ста метров.
И в итоге пробегаешь мимо стольких прекрасных миров, в итоге мелькаешь в жизни других короткой вспышкой, после которой в голове остается информации не больше, чем на одно небольшое curriculum vitae.
А кто из нас может влюбиться в CV? Влюбляются в человека, привязываются к человеку, дорожат человеком. А человека можно увидеть, только имея желание и возможность видеть. И если для появления желания достаточно всего лишь приглушить свой эгоизм и понять, что помимо тебя прекрасного есть рядом и другие прекрасные, то возможность очень часто недостижима. Мы разделены огромными расстояниями этого города, занятостью и желанием успеть так много за то малое, которое нам отмеряно.